25 ноября 2015 в 16:57

Жизнь по Брайлю

Фото: Владимира Чучадеева
Доступен ли Владимир для человека с белой тростью? Зрячим и не понять, насколько великий это дар - нормальное зрение. А если человек слеп? Или очень плохо видит? Тут уж не до окружающих красот: был бы городской ландшафт физически доступен. И вот корреспонденты «ВВ» решили сами испытать, насколько доступен Владимир для слабовидящих и незрячих людей. Вместе с невольными «экспертами» в этом вопросе отправились на улицы города. Нас консультировали учитель музыки школы-интерната для слабовидящих Алексей Степанов, его жена Анна, преподаватель центра образования инвалидов ВлГУ, психолог, кандидат филологических наук, куратор группы слабовидящих студентов, а также председатель городской организации ВОС (Всероссийского общества слепых) Татьяна Лобачева. Все они - инвалиды по зрению. У Алексея и Анны - первая группа инвалидности, у Татьяны - вторая. Мы изучали остановки общественного транспорта, соцкультбыт, магазины, аптеки и суд.

Как пройти в библиотеку?

Влезть в шкуру человека, который ничего или даже почти ничего не видит, очень непросто. Но наше путешествие по Владимиру помогло узнать много нового о жизни слепого человека. Вплоть до тонкостей и мелочей.

...В советские времена во Владимире появился целый микрорайон для слабовидящих людей. Дома, детский сад, библиотека, Дом культуры, общества слепых - городское и областное, специализированное предприятие. Микрорайон остался, однако инвалидов по зрению со временем стало меньше.

Первый объект исследования - областная специализированная библиотека для слепых на улице Горького. Удобные подход и вход с пандусом. Контрастные перила. В фойе на полу - тактильная шершавая нескользящая плитка. Это чтобы не поскользнуться и не упасть. Сразу напротив раздевалки - окошко, в котором посетителя ожидает библиотечный работник.

- Что хотите почитать? - спрашивает она.

- «Крейцерову сонату» Толстого. На каких носителях есть?

- Есть с брайлевским шрифтом, на диске и на флеш-карте.

Алексей - постоянный читатель этой библиотеки. На него тут заведен формуляр, есть все данные. Значит, уже проще, расписываться не надо - бери и читай. Или слушай. Удобно.

- Библиотека полностью доступна, - делится он впечатлениями. - Есть тут и читальный зал, где компьютеры оснащены программами экранного доступа. На брайлевском принтере можно распечатать документы и учебные материалы - это очень востребовано у студентов и школьников. Я, к примеру, часто распечатываю для своих учеников программы по биологии.

Вышедший к нам навстречу директор библиотеки Николай Золин добавляет:

- Перед ремонтом библиотеки у нас был разработан специальный дизайн-проект «Доступная среда». Причем предусмотрены удобства не только для слепых, но и для других категорий инвалидов.

Немаловажен в «деле доступности» и человеческий фактор. Библиотеке и ее читателям повезло - коллектив подобрался не только профессиональный, но еще дружный и сердобольный.

- Если мы из окна видим, что незрячий человек проходит мимо, то выбегаем его встречать, - добавила одна из сотрудниц.

Штаб-квартира общества слепых

Областная организация ВОС располагается рядом с библиотекой. А мы через двор идем к дому, в котором квартирует городская организация. Сегодня в ней числятся 685 человек.

- Основная проблема для всех категорий инвалидов - это дороги, - комментирует Татьяна Лобачева. - Вот смотрите: здесь у нас достаточно широкий тротуар. Есть бордюрный камень, по которому мы можем идти как по ориентиру. Но часто он просто отсутствует. Если поверхность тротуара с ямами и канавами, то для колясочников, опорников и незрячих это целая проблема. Основное условие для удобства всех инвалидов - хорошее дорожное покрытие.

Во время рейда качества покрытия было не видно - его запорошило снегом. По словам общественников, оно неважное. Можно даже ногу подвернуть и вывихнуть.

Еще одна проблема - машины на тротуаре. Их ведь у нас ставят как попало, а незрячий человек на машины эти может наткнуться. Есть немало мест, где тротуара вообще нет, и тогда слепой человек и транспорт идут лоб в лоб.

При входе в штаб-квартиру владимирских незрячих есть все удобства: невысокие ступеньки, удобные перила.

- Все по стандартам! - улыбается наш эксперт Татьяна. - Осталось только покрасить первую и последнюю ступени в желтый цвет, как того требуют правила. Сделаем это в ближайшее время.

Берем банк...

Теперь пробуем перейти через дорогу. Здесь установлен светофор со звуковым сигналом: звенящий и разговаривающий. Вот он сказал, что переход улицы Горького разрешен. К счастью для слепых, таких светофоров в последнее время во Владимире появляется все больше и больше. И, кстати, показалось, что водители, зная про эти светофоры и их предназначение, притормаживают у них как-то особенно аккуратно.

- А как вы ориентируетесь, где светофор? - спрашиваю у Алексея.

- Во-первых, по левой стороне есть бордюр. Во-вторых, сейчас на месте перехода снег вычистили и это место выделяется черным пятном.

По сигналу светофора переходим дорогу. Идем довольно быстро, но вместе с нами успевает перейти дорогу и какой-то старенький дедушка. Значит, светофор работает нормально, и времени на переход хватает всем.

У входа в отделение «Сбербанка» есть пандус для колясочников. Правда, угол наклона, по словам Татьяны (она - эксперт по доступной среде, училась на курсах и получила соответствующие корочки), достаточно велик. Впрочем, это компенсируется удобными перилами, и пандус хорош для незрячих. Ступеньки справа зафактурены, их чувствуешь ногами. Алексей не сразу, с помощью наших подсказок, находит кнопку вызова, нажимает. Ждем... Но никто так и не вышел. Да и входная дверь в офис, к которой ведет рельефная дорожка, почему-то закрыта. Вход перенесен левее, но незрячий этого не может узнать.

При входе направляющие ведут к банкоматам. Приходится все делать самостоятельно. У Анны хоть и первая группа инвалидности, но небольшой остаток зрения есть. Она пробует воспользоваться банкоматом. Разъем, метки рельефные... Опыт у девушки есть, так что снять деньги получается без труда. Правда, когда Алексей попробовал найти гнездо для наушников (ведь тогда можно воспользоваться специальной программой для смартфона), то так и не нашел.

- Вообще, какая бы удобная среда ни была, в любом случае человека надо этой доступной средой научить пользоваться, - уточняет Алексей. - Я в этом банке всего второй раз, и поэтому мне непросто ориентироваться. В любом случае нужна практика, иначе инвалид всегда испытывает трудности. Вначале надо изучить улицу и объекты, причем - вместе с сопровождающим - научиться пользоваться указателями, знаками и ориентирами.

По запаху

Дальше по пути до остановки общественного транспорта нам попадаются несколько магазинов, почта и аптека. Интересуемся, как Алексей определяет, какой именно перед ним магазин. Оказывается - по запаху!

- Это хозяйственный! - твердо говорит он, входя в один из магазинов. И не ошибается. Подходит к прилавку, выбирает жидкое мыло. Без труда расплачивается, вынимая нужную сторублевую купюру.

Чуть позже они с Анной открыли нам секрет выработанной слепыми системы распознавания денежных купюр. Металлические монеты определяются на ощупь. А бумажные обычно, предварительно рассортировав (на купюрах есть метки, которые слепые тоже ошущают пальцами), раскладывают по разным отделениям и карманчикам кошелька. Или складывают, или сминают определенным образом.

Выходя из магазина, замечаем, что ступеньки металлические, да еще и половинчатые. Нога незрячего на такой лестнице может проскочить в дыру - и тогда беда.

- И так во многих магазинах, открытых на первых этажах жилых домов, - комментирует Татьяна. - Опорники сюда тоже не заберутся, потому что ступеньки крутые и очень скользкие.

Далее - аптека «Камея», которая оказалась для слабовидящих людей доступной и дружелюбной. Прилавки низкие, и здесь могут обслужить даже колясочника.

- Часто к вам инвалиды приходят? Бывают проблемы? - спрашиваем мы у продавца-фармацевта.

- Проблем никаких. Незрячие люди часто приходят, помогаем им всем.

Транспортная недоступность

- Самым страшным и недоступным местом для слабовидящих является Владимирский железнодорожный вокзал, - сетовали все мои спутники. - Подхода - никакого. По площади носятся таксисты как сумасшедшие. Очень сильно разбиты плиты возле входа. Да еще и промежуток между ними слишком большой.

- Может застрять каблук или трость. Ходим на вокзал в кедах и с сумками, которые несем на себе. А трости берем только с большим толстым набалдашником. Но мы-то эти проблемы хотя бы знаем. А если на наш вокзал попадет незрячий человек из другого города? Это будет катастрофа, - уверены мои проводники. - Через металлоискатель охранники заставляют все вещи пропускать. Но как быть слабовидящему? Как найти потом свои вещи, особенно мелкие предметы?

- Я с тростью по городу почти не хожу, а вот на вокзал с собой беру трость обязательно, - говорит Анна. - Чтобы меня освободили от процедуры проверки.

- Инвалиды по зрению должны себя обнаружить, - добавляет Татьяна. - У меня вторая группа инвалидности. Я иду в толпе вместе со всеми. Но если покажу удостоверение, то, думаю, мне помогут и проведут через турникет.

(Поскольку тема репортажа - доступность Владимира для незрячих, мы не будем распространяться о том, насколько наш железнодорожный вокзал страшен для других инвалидов, например, колясочников. Это отдельная тема, и «ВВ» к ней еще обязательно вернутся. - прим. ред.)

Другим страшным местом для незрячих является остановка «Новинка». Туда-то мы и отправились, забравшись в троллейбус 8-го маршрута. Незрячим без посторонней помощи забраться во владимирский троллейбус ох как нелегко. Особенно - попасть в дверь.

- Еще одна проблема для слепых в салоне - это кондуктор, который себя не обозначает, - говорит Татьяна. - У меня проездной, но если кондуктор молчит, то он ничего от меня не дождется. И тут опять свою роль играет человеческий фактор. Хорошо хоть, что остановки в транспорте стали объявлять. А вот когда я утром, проводив ребенка в школу, стою на пятачке у Дворца детского творчества, то мне приходится гадать, в каком направлении идет автобус - в Доброе или на проспект Строителей.

Итак, «Новинка». Напротив, в общежитии ВлГУ, живут слабовидящие и незрячие студенты. Они пользуются этой остановкой каждый день. Выходим из троллейбуса. Чтобы пройти к пешеходному переходу, нужно преодолеть часть тротуара, по которому постоянно снуют машины. Тут и зрячему-то человеку надо быть бдительным, а слепому, честно говоря, трудно не попасть под колеса.

- В час пик машины вообще идут сплошными колоннами, - жалуется Анна. - Мне с моими подопечными незрячими студентами приходится непросто.

Она рассказывает, как сама два корпуса ВлГУ сделала доступными для них: на всех кабинетах, где занимаются ребята, приклеила таблички с крупными надписями, которые дублируются брайлевским шрифтом. Анна помогает студентам оформлять документы, настроить ноутбуки, телефоны, даже починить сапоги. А еще она научила ребят пользоваться общежитием.

Правосудие доступно

...Наш троллейбус останавливается напротив областного суда. Правда, довольно далеко от поребрика. Слепым надо еще найти, где ступить ногой на тротуар.

- Зато здесь очень удобная парковая зона, - отмечает Татьяна Лобачева. - На подступе к зданию правильные пандусы с перилами. А вот ступеньки слишком маленькие, для незрячих они могут стать препятствием.

В здание суда нас пропускают без проволочек при предъявлении удостоверений личности. В холле первого этажа огромный информационный стенд, где все буквы и цифры рифленые. На полу - направляющие дорожки. Однако искать нужный кабинет на ощупь незрячему нет необходимости. С вахты просто поступает сигнал о приходе инвалида. Его встретит и сопроводит по зданию дежурящий администратор или пристав. Все в реале так и происходит. А для колясочников тут есть удобный подъемник.

Допустим, человек пришел подать жалобу. Сопровождающий провожает Алексея в нужный кабинет. Заявление за него пишет пристав, Алексей только ставит подпись. Впечатление от посещения суда у нас остается положительным. Но в целом незрячему человеку без сопровождения в нашем городе жить довольно сложно. Обнадеживает одно - отдельные зоны доступности все же появились и продолжают расширяться.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
6 минут назад Мэрия Владимира разрабатывает регламент для пунктов проката электросамокатов
С приходом хорошей весенней погоды многие владимирцы с удовольствием используют велосипеды, электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и подобные устройства. При этом работа пунктов проката во…
33 минуты назад Во Владимирском филиале ПИМУ будут обучать по новым специальностям
Здесь получили лицензии на реализацию образовательных программ специалитета по специальности «Педиатрия» и программ ординатуры «Неонатология» и «Педиатрия», сообщает пресс-служба правительства Владимирской области.