26 января 2016 в 18:57

ЗС vs ОНФ: ревность или защита бизнес-интересов?

Вам понравится, если вы запорете движок своей машины из-за некачественного топлива? Ясно, нет. Будет ли вас при этом волновать, кто проверяет заправки, продающие суррогат? Вам ведь главное, чтобы ГСМ был качественным. Однако депутаты ЗС схлестнулись на прошлой неделе именно по вопросу: кто достаточно хорош для проверок АЗС, а кто - не очень.

Что есть, то и есть

Констатируем проблему - на многих АЗС нашего региона топливо, мягко говоря, некачественное. Бодяжное. Об этом у нас уже год говорят на самом высоком уровне. Губернатор области Светлана Орлова посвятила теме несколько своих выступлений. Президент Путин поручил с суррогатом бороться - ведь проблема не эксклюзивно владимирская. Но в большинстве своем мы заправляемся именно в нашем регионе и хотим, чтобы бензиновое жулье не подсовывало нам вместо качественного топлива черт знает что.

При этом у нас в стране, да и в области, - целая куча государственных структур, уполномоченных сделать нашу жизнь свободной от контрафакта. Но как-то у них это не задается. То одно мешает, то другое - как плохим танцорам. На помощь государственным органам попытались прийти общественники - региональное отделение ОНФ. В начале января его активисты проверили качество дизеля на шести АЗС в Собинском и Петушинском районах и обнародовали результаты рейда в СМИ.

Как всегда инфа была в стиле «кто-то кое-где у нас порой» - и пресс-служба реготделения ОНФ дала газете конкретные названия и адреса проверенных заправок лишь после того, как наш редактор на них вызверился. Результаты рейда освещались широко, во всех районных и региональных медиа (в «ВВ» - 20 января). Выводы шокирующие - ни на одной проверенной заправке дизель не соответствовал стандартам качества.

ОНФ уже примерно год держит ситуацию на контроле. В 2015-м «фронтовики» провели даже круглый стол по качеству нефтепродуктов.

- Но за год в области в этом плане ничего не изменилось к лучшему, - считают они и предлагают: может, нам стоит помочь областным властям и федеральным контролерам? Где-то в начале прошлой недели все интересанты получили приглашение регионального ОНФ к участию в закрытом для СМИ максимально откровенном диалоге на эту тему.

- Мы хотели профессионального и честного обсуждения проблемы и закрыли встречу для СМИ лишь затем, чтобы участники ее были максимально откровенны и не отвлекались на пиар и камеры, - объяснили «ВВ» в ОНФ региона.

«Неправильно будоражить население»

Но депутаты областного ЗС сыграли на опережение. Уже зная о намеченной дискуссии в ОНФ, в ЗС созвали совещание о ситуации на рынке топлива и о перспективах борьбы с суррогатным горючим в области.

То, что это выглядело как попытка перехватить инициативу, - бог бы с ним. Но собравшиеся на площадке ЗС люди, по сути, попытались обесценить проверочную деятельность ОНФ. Не называя, правда, ОНФ по имени, зампред ЗС Ольга Хохлова сказала:

- Нам президент поставил задачу работать в этом направлении. Поручение президента надо выполнять. Но делать это надо объективно и профессионально. А просто будоражить население: тут плохо, там плохо - это неправильно. Я выступаю за то, чтобы мы создали рабочие группы, которые контролировали бы ситуацию вместе с силовыми и контролирующими структурами...

Председатель профильного комитета ЗС Дмитрий Рожков считает, что сейчас нет повода для нагнетания ситуации:

- Были определенные моменты, определенная встревоженность, но она в основном касалась проблем с качеством топлива в других регионах...

Значит, у нас все хорошо, прекрасная маркиза? А как же быть с проверками шести конкретных АЗС, ни на одной из которых не найдено качественного дизеля? Разве это не повод для тревоги?

Тем более что работники уполномоченных структур вновь поведали нам о том, как крепко у них связаны руки. Руководитель инспекции Росстандарта во Владимирской области Герасименко напомнил: плановые проверки ведомство может проводить не чаще, чем раз в три года. Внепланово можно проверять АЗС только по конкретным жалобам граждан. За прошлый год из 30 жалоб на некачественное топливо нарушения подтверждены лишь в двух случаях.

Это депутатам понравилось. Мол, видите, ситуация «не такая аховая» (Ольга Хохлова).

Статистики добавили правоохранители. Областная прокуратура проверяла в июне-июле 2015 года АЗС вместе с ФАС, полицией, Роспотребнадзором, Росприроднадзором и Росстандартом.

- На территории области около 250 заправок. Мы охватили где-то 180, - сказал прокурор Шишкин. - Из восьми исследованных образцов топлива в ходе проверки было выявлено пять некачественных.

А нет ли конфликта интересов?

Тут выяснилось странное: ни прокуратуре, ни полиции не выделяется средств для лабораторного анализа топлива, а они довольно дороги. Чтобы проанализировать пробу дизеля по 19 параметрам, надо заплатить до 30 тысяч рублей. Но обычно тестируют по 2-3 ключевым параметрам, но и такой тест стоит 4-5 тысяч рублей.

При этом все семь областных лабораторий, кроме одной, - частные. И в кулуарах заседания ЗС нам дали понять, что сомнения в авторитетности проверок ГСМ «фронтовиками» вызывает вовлеченность в этот процесс мужчины по имени Алексей Смирнов. Он, мол, аффилирован с одной из лабораторий, в которой проводятся тесты. Дескать, налицо конфликт интересов.

Это было бы информационной «бомбой». Ничего себе: ОНФ пригрел на груди коварного Смирнова, который под сенью путинского «Фронта» решает свои бизнес-проблемы!

Впрочем, в ОНФ нам объяснили: они знают, что Смирнов является учредителем и основателем частной лаборатории «Нефтетест». Но конфликта интересов «фронтовики» в этом не видят, поскольку: а) лаборатория имеет государственную аккредитацию и б) делает тесты для ОНФ бесплатно. И, кстати, не только для ОНФ: бесплатно тесты проводились там и в интересах прокуратуры, и для Счетной палаты (об этом рассказала ее председатель Ирина Тулякова), когда она по поручению Светланы Орловой проверяла эффективность бюджетных затрат на топливо.

Были на рабочей группе ЗС вопросы: а можно ли доверять выводам частных лабораторий или государственные надежнее? Может, создать в регионе новую государственную лабораторию? Специалисты сказали - примерные расходы на это дело ‑ около 80 миллионов рублей. Они у нас есть? Да и какой толк плодить эти лаборатории, если у государственных проверяющих столько ограничений? У инспекции Росстандарта - лимит на несколько десятков исследований в год. Другие органы вообще не уполномочены проверять качество топлива...

И, в общем-то, трудно не согласиться с сопредседателем регионального ОНФ артистом Николаем Гороховым. Его тоже пригласили на рабочую встречу в ЗС. Он хоть и не спец в ГСМ, но сказал емко и по сути:

- Некачественное топливо встречается так часто, потому что его продажа ненаказуема. Проверять заправочные станции надо, но надо найти возможность жестко относиться к нарушениям. А пока ситуация такова, что есть люди, которые в мутной воде ловят рыбку…

Подоплека

Самое в этой истории интересное: что именно заставило депутатов ЗС (верных путинцев и «единороссов») выступить с пусть полуоткрытой, но беспрецедентной критикой работы таких же путинцев-«фронтовиков»?

Вариант первый - ревность депутатов к онээфовской активности. Тут, может быть, отчасти и предвыборный мандраж - а вдруг «фронтовики» эффективно и публично оседлают популярную повестку дня?

Тем более что у «ЕР» тоже есть сходный проект «Гражданский контроль». И это не ОНФ, а молодежь из МГЕР пикетировала с плакатами бензоколонки одной конкретной компании, призывая не заправляться некачественным топливом на ее АЗС. Но тогда никто не говорил, что этим эмгеэровцы создают негативный образ региона в глазах бизнес-сообщества. Но, обсуждая проверку «фронтовиков», именно этот упрек депутаты предъявили ОНФ, пусть и не называя фронт «по фамилии».

Возможно также, что силами депутатов пытались прикрыть свои слабые результаты государственные контролирующие органы. Ведь вопрос: «А зачем мы тогда им зарплату платим, если они ничего с фальшивым ГСМ сделать не могут?» - зреет в голове тысяч автомобилистов...

Ну и третий вариант: ряд депутатов ЗС, либо близкие к ним люди, могут быть заинтересованы в обесценивании результатов «фронтовых» проверок. Прямо говоря, у нас есть данные, что отдельные депутаты или их окружение занимаются продажей ГСМ. Им лишний контроль ни к чему. Мы ведь не настолько наивны, чтобы считать: раз человек - депутат, это автоматически лишает его соблазна извлечь сверхприбыль, торгуя некачественным топливом?

Антон ЗЛОБИН.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
сегодня в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…