Что есть, то и есть
Констатируем проблему - на многих АЗС нашего региона топливо, мягко говоря, некачественное. Бодяжное. Об этом у нас уже год говорят на самом высоком уровне. Губернатор области Светлана Орлова посвятила теме несколько своих выступлений. Президент Путин поручил с суррогатом бороться - ведь проблема не эксклюзивно владимирская. Но в большинстве своем мы заправляемся именно в нашем регионе и хотим, чтобы бензиновое жулье не подсовывало нам вместо качественного топлива черт знает что.
При этом у нас в стране, да и в области, - целая куча государственных структур, уполномоченных сделать нашу жизнь свободной от контрафакта. Но как-то у них это не задается. То одно мешает, то другое - как плохим танцорам. На помощь государственным органам попытались прийти общественники - региональное отделение ОНФ. В начале января его активисты проверили качество дизеля на шести АЗС в Собинском и Петушинском районах и обнародовали результаты рейда в СМИ.
Как всегда инфа была в стиле «кто-то кое-где у нас порой» - и пресс-служба реготделения ОНФ дала газете конкретные названия и адреса проверенных заправок лишь после того, как наш редактор на них вызверился. Результаты рейда освещались широко, во всех районных и региональных медиа (в «ВВ» - 20 января). Выводы шокирующие - ни на одной проверенной заправке дизель не соответствовал стандартам качества.
ОНФ уже примерно год держит ситуацию на контроле. В 2015-м «фронтовики» провели даже круглый стол по качеству нефтепродуктов.
- Но за год в области в этом плане ничего не изменилось к лучшему, - считают они и предлагают: может, нам стоит помочь областным властям и федеральным контролерам? Где-то в начале прошлой недели все интересанты получили приглашение регионального ОНФ к участию в закрытом для СМИ максимально откровенном диалоге на эту тему.
- Мы хотели профессионального и честного обсуждения проблемы и закрыли встречу для СМИ лишь затем, чтобы участники ее были максимально откровенны и не отвлекались на пиар и камеры, - объяснили «ВВ» в ОНФ региона.
«Неправильно будоражить население»
Но депутаты областного ЗС сыграли на опережение. Уже зная о намеченной дискуссии в ОНФ, в ЗС созвали совещание о ситуации на рынке топлива и о перспективах борьбы с суррогатным горючим в области.
То, что это выглядело как попытка перехватить инициативу, - бог бы с ним. Но собравшиеся на площадке ЗС люди, по сути, попытались обесценить проверочную деятельность ОНФ. Не называя, правда, ОНФ по имени, зампред ЗС Ольга Хохлова сказала:
- Нам президент поставил задачу работать в этом направлении. Поручение президента надо выполнять. Но делать это надо объективно и профессионально. А просто будоражить население: тут плохо, там плохо - это неправильно. Я выступаю за то, чтобы мы создали рабочие группы, которые контролировали бы ситуацию вместе с силовыми и контролирующими структурами...
Председатель профильного комитета ЗС Дмитрий Рожков считает, что сейчас нет повода для нагнетания ситуации:
- Были определенные моменты, определенная встревоженность, но она в основном касалась проблем с качеством топлива в других регионах...
Значит, у нас все хорошо, прекрасная маркиза? А как же быть с проверками шести конкретных АЗС, ни на одной из которых не найдено качественного дизеля? Разве это не повод для тревоги?
Тем более что работники уполномоченных структур вновь поведали нам о том, как крепко у них связаны руки. Руководитель инспекции Росстандарта во Владимирской области Герасименко напомнил: плановые проверки ведомство может проводить не чаще, чем раз в три года. Внепланово можно проверять АЗС только по конкретным жалобам граждан. За прошлый год из 30 жалоб на некачественное топливо нарушения подтверждены лишь в двух случаях.
Это депутатам понравилось. Мол, видите, ситуация «не такая аховая» (Ольга Хохлова).
Статистики добавили правоохранители. Областная прокуратура проверяла в июне-июле 2015 года АЗС вместе с ФАС, полицией, Роспотребнадзором, Росприроднадзором и Росстандартом.
- На территории области около 250 заправок. Мы охватили где-то 180, - сказал прокурор Шишкин. - Из восьми исследованных образцов топлива в ходе проверки было выявлено пять некачественных.
А нет ли конфликта интересов?
Тут выяснилось странное: ни прокуратуре, ни полиции не выделяется средств для лабораторного анализа топлива, а они довольно дороги. Чтобы проанализировать пробу дизеля по 19 параметрам, надо заплатить до 30 тысяч рублей. Но обычно тестируют по 2-3 ключевым параметрам, но и такой тест стоит 4-5 тысяч рублей.
При этом все семь областных лабораторий, кроме одной, - частные. И в кулуарах заседания ЗС нам дали понять, что сомнения в авторитетности проверок ГСМ «фронтовиками» вызывает вовлеченность в этот процесс мужчины по имени Алексей Смирнов. Он, мол, аффилирован с одной из лабораторий, в которой проводятся тесты. Дескать, налицо конфликт интересов.
Это было бы информационной «бомбой». Ничего себе: ОНФ пригрел на груди коварного Смирнова, который под сенью путинского «Фронта» решает свои бизнес-проблемы!
Впрочем, в ОНФ нам объяснили: они знают, что Смирнов является учредителем и основателем частной лаборатории «Нефтетест». Но конфликта интересов «фронтовики» в этом не видят, поскольку: а) лаборатория имеет государственную аккредитацию и б) делает тесты для ОНФ бесплатно. И, кстати, не только для ОНФ: бесплатно тесты проводились там и в интересах прокуратуры, и для Счетной палаты (об этом рассказала ее председатель Ирина Тулякова), когда она по поручению Светланы Орловой проверяла эффективность бюджетных затрат на топливо.
Были на рабочей группе ЗС вопросы: а можно ли доверять выводам частных лабораторий или государственные надежнее? Может, создать в регионе новую государственную лабораторию? Специалисты сказали - примерные расходы на это дело ‑ около 80 миллионов рублей. Они у нас есть? Да и какой толк плодить эти лаборатории, если у государственных проверяющих столько ограничений? У инспекции Росстандарта - лимит на несколько десятков исследований в год. Другие органы вообще не уполномочены проверять качество топлива...
И, в общем-то, трудно не согласиться с сопредседателем регионального ОНФ артистом Николаем Гороховым. Его тоже пригласили на рабочую встречу в ЗС. Он хоть и не спец в ГСМ, но сказал емко и по сути:
- Некачественное топливо встречается так часто, потому что его продажа ненаказуема. Проверять заправочные станции надо, но надо найти возможность жестко относиться к нарушениям. А пока ситуация такова, что есть люди, которые в мутной воде ловят рыбку…
Подоплека
Самое в этой истории интересное: что именно заставило депутатов ЗС (верных путинцев и «единороссов») выступить с пусть полуоткрытой, но беспрецедентной критикой работы таких же путинцев-«фронтовиков»?
Вариант первый - ревность депутатов к онээфовской активности. Тут, может быть, отчасти и предвыборный мандраж - а вдруг «фронтовики» эффективно и публично оседлают популярную повестку дня?
Тем более что у «ЕР» тоже есть сходный проект «Гражданский контроль». И это не ОНФ, а молодежь из МГЕР пикетировала с плакатами бензоколонки одной конкретной компании, призывая не заправляться некачественным топливом на ее АЗС. Но тогда никто не говорил, что этим эмгеэровцы создают негативный образ региона в глазах бизнес-сообщества. Но, обсуждая проверку «фронтовиков», именно этот упрек депутаты предъявили ОНФ, пусть и не называя фронт «по фамилии».
Возможно также, что силами депутатов пытались прикрыть свои слабые результаты государственные контролирующие органы. Ведь вопрос: «А зачем мы тогда им зарплату платим, если они ничего с фальшивым ГСМ сделать не могут?» - зреет в голове тысяч автомобилистов...
Ну и третий вариант: ряд депутатов ЗС, либо близкие к ним люди, могут быть заинтересованы в обесценивании результатов «фронтовых» проверок. Прямо говоря, у нас есть данные, что отдельные депутаты или их окружение занимаются продажей ГСМ. Им лишний контроль ни к чему. Мы ведь не настолько наивны, чтобы считать: раз человек - депутат, это автоматически лишает его соблазна извлечь сверхприбыль, торгуя некачественным топливом?
Антон ЗЛОБИН.