Высокоскоростной ответ кризису
Сегодня мы все обсуждаем различные антикризисные меры. Казалось бы, время ли для великих строек? Но они и есть правильный ответ на кризис - системные инфраструктурные проекты, вокруг которых оживает федеральная и региональные экономики.
- Я уверен - и эту уверенность разделяют ведущие мировые экономисты и простые граждане РФ - мы должны укреплять нашу экономику, наращивать промышленный мышечный корсет, повышать мобильность, трудоустраивать молодое население, привлекать новые технологии, - емко выражает эту мысль первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин. - Точечными мерами поддержки экономики не обойтись. Необходимы комплексные меры. Мы предлагаем проверенный рецепт развития экономики, апробированный многими странами - крупный инфраструктурный, инвестиционный и инновационный проект, проект развития высокоскоростного движения в России.
Да, это правда - протяженность высокоскоростных магистралей в мире превысила уже 32 тысячи километров. Еще тысячи - в стадии строительства. О своих планах по строительству ВСМ заявляют как ведущие железнодорожные державы, так и страны с пока еще слабо развитой железнодорожной системой.
Скорости и ЖД
Генеральная схема развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» включает два комплекса системных мероприятий, которые позволяют повысить скорости движения на железнодорожном транспорте. Один из них позволяет на существующей инфраструктуре добиться движения поездов с максимальной скоростью 160-200 км/ч между крупными региональными центрами. Эта цель уже достигнута.
Но гораздо более перспективна организация высокоскоростного движения по специализированным магистралям со скоростями движения поездов до 300-400 км/ч.
ВСМ «Москва ‑ Казань» станет пилотным участком и фундаментом для дальнейшего развития таких железнодорожных линий. Ее строительство стартует в 2017 году и рассчитано на четыре года. Затем ВСМ планируют продлить от Казани до Елабуги, и далее до Екатеринбурга. А еще позже до Перми, Уфы и Челябинска. И так далее вплоть до Пекина!
До 2030 года транспортная стратегия России предусматривает также еще две приоритетные высокоскоростные магистрали: Москва - Санкт-Петербург и Москва - Ростов-на-Дону - Адлер.
Что уже сделано
Определены трасса прохождения ВСМ «Москва ‑ Казань» и остановочные пункты. В нашей области их будет три: Петушки, Владимир и Ковров. Надо понимать, что для ВСМ потребуется строительство принципиально новых вокзальных комплексов, отличающихся от привычных.
Маршрут пролегания трассы и остановочные пункты согласованы со всеми субъектами Федерации на этом пути. Время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится в семь раз - с 10 часов 32 минут до 1 часа 30 минут. Среднее время в пути между столицами регионов составит 1 час.
Еще в прошлом году «Владимирские ведомости» показывали и рассказывали, как в Суздальском районе шли инженерные предпроектные изыскания по трассе будущей ВСМ с помощью геологоразведочных буровых установок.
По плану-графику, который утвердил Председатель Правительства России, срок завершения всех проектно-изыскательских работ с учетом проведения госэкспертизы ‑ ноябрь 2016 года. До 31 мая должна быть завершена подготовка проектной документации по этапам строительства на первом крупном этапе ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода. К июлю должны быть завершены инженерные изыскания для этапов Нижний Новгород - Чебоксары и Чебоксары - Казань.
Антикризисный эффект ВСМ
Итак, почему же ВСМ можно смело называть антикризисной мерой?
Прежде всего потому, что для ВСМ необходимы огромные материальные ресурсы и новые технологии. А это значит, что ВСМ стимулирует развитие производства больших объемов материалов различной номенклатуры, мостовых конструкций, высокотехнологичных ресурсов, оборудования и техники.
Учитывая то, что до 80 процентов всех материалов будет отечественного производства, нетрудно понять, какой объем заказов ждет наши передовые, высокотехнологичные предприятия.
Мы не обойдемся уже без развития принципиально новых железнодорожных технологий, которых пока даже нет в России. Значит, их надо привезти в нашу страну из стран-лидеров по высокоскоростным железным дорогам - и локализовать здесь.
Инноваций требуют почти все составляющие будущей ВСМ: земляное полотно, безбалластные конструкции верхнего строения пути, новые 100-метровые рельсы, стрелочные переводы, системы электроснабжения и связи, автоматика и т.д. Например, для строительства участка ВСМ «Москва ‑ Казань» понадобится 2304 км контактного провода с максимальным сечением 150 мм ‑ это почти 3 тысячи тонн провода!
Нужно будет построить 50 больших и 78 средних мостов, 49 эстакад, 33 железнодорожных путепровода, 128 ж/д путепроводов, 454 водопропускных трубы. Для этих искусственных сооружений надо произвести 354 тысячи тонн металла.
Нужен и принципиально новый подвижной состав. Уже сегодня на Урале построен самый современный в Европе вагоностроительный завод.
Международное партнерство
Трансфер и локализация ключевых решений для ВСМ в России требует активного международного сотрудничества. Устойчивое экономическое развитие Китая эксперты во многом объясняют именно развитием ВСМ. И китайские партнеры уже активно включились в проект ВСМ «Москва ‑ Казань».
В июне 2015 года ОАО «РЖД» заключило договор с консорциумом проектных компаний (ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект» и китайская инженерная железнодорожная корпорация «Эр Юань») на выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке проекта планировки и проекта межевания территории и разработке проектной документации для строительства участка Москва ‑ Казань. Все организации имеют огромный опыт работы.
Это крупнейший заказ на проектирование в истории новой России. Выполнение инженерных изысканий взяли на себя российские участники консорциума. Китайские коллеги, в частности, помогут в оптимизации разработанной трассы с учетом особенностей местности, в проектировании наиболее ответственных инфраструктурных подсистем ВСМ.
Перспективы
Мультипликативный эффект ВСМ «Москва ‑ Казань» стимулирует развитие всей российской экономики. Особенно в тех регионах, по которым магистраль пройдет. Подсчитано, что развитие промышленности, малого и среднего бизнеса в них позволит создать 370 тысяч рабочих мест.
ВСМ повысит экономическую активность и мобильность трудовых ресурсов. Ожидается в среднем рост зарплаты на прилегающих к магистрали территориях. Произойдет снижение себестоимости перевозок и повышение их качества, уменьшатся нагрузки на автодорожную сеть.
Прирост ВВП благодаря реализации проекта может превысить 11 триллионов рублей за первые 12 лет эксплуатации ВСМ. А это обернется доходом в бюджет за те же 12 лет в 3,5 триллиона рублей.
Информация о ВСМ доступна
В крупнейших городах по пути будущей ВСМ созданы информационные центры, где все желающие могут узнать подробности об этом проекте. Во Владимире информационный центр ВСМ работает в здании железнодорожного вокзала.
Только факты
Эксплуатационная длина в сообщении Москва - Казань составляет 770 км, Москва ‑ Нижний Новгород ‑ 423 км, Москва - Чебоксары ‑ 643 км. Максимальная скорость движения - до 400 км/ч.
Срок строительства ВСМ рассчитан на 4 года. Полная потребность в инвестициях составляет 1 трлн 68,3 млрд рублей без НДС с учетом затрат на подвижной состав и строительство вокзальных комплексов.
В результате реализации инвестиционного проекта время следования между Москвой и Казанью сократится в 4 раза: с 14 до 3,5 часа.