8 июня 2016 в 16:39

Антигерой нашего времени

Почему экс-директора «Автоприбора» не выпускают из-под стражи? 30 мая Владимирский областной суд отказал бывшему гендиректору ОАО «Автоприбор» Алексею Мельникову в обжаловании постановления Октябрьского районного суда города Владимира - бизнесмен останется за решеткой. Пока до 14 августа - а там как суд решит.

Соблюдая законы жанра

Судебное заседание шло по законам высокой драматургии. Адвокат экс-гендиректора «Автоприбора» Иван Миронов заявил, что следователи умышленно затягивают процесс, весомых доказательств для содержания под стражей Мельникова не имеют, а цель их отнюдь не благая - уничтожение одного из крупнейших предприятий Владимирской области. За этим, накручивал интригу адвокат, могут стоять европейские спецслужбы. Тсс! Начинаются шпионские игры...

Бизнесмен Мельников (он участвовал в заседании дистанционно, с помощью видеоконференцсвязи) на суде тоже не молчал - делал прямо из-за решетки громкие заявления. Дескать, на допросе следователь Новожилов требовал от него свидетельствовать против себя: «Вы занимаетесь шантажом, вы сами преступник!» Тут, возможно, по задумке режиссера в умах присутствовавших должен был возникнуть призрак НКВД образца 1937 года. Публика должна была наполниться праведным гневом и со слезами сострадания броситься на защиту «жертвы судебной системы» олигарха Мельникова.

На «заломы рук, закаты глаз» обвиняемого и его защитника следователь ответил документом. Предоставил суду протокол допроса одного из свидетелей (Ковалева Е.А.), который заявляет, что ему дважды угрожали неизвестные лица, отговаривая его ходить к следователю Новожилову.

Судья апелляционной инстанции Сергей Иванкив счел, что документ более доказателен, чем драматические высказывания, и оставил жалобу защиты обвиняемого без удовлетворения, а постановление Октябрьского районного суда г. Владимира от 12 мая 2016 года о продлении Мельникову срока содержания под стражей - без изменения.

Напомним, бывший генеральный директор и владелец 100% акций «Автоприбора» был арестован 20 марта 2016 года. 24 марта защита Мельникова уже пыталась обжаловать решение суда о содержании предпринимателя под стражей, но безуспешно.

Налоговое дело

Зачем устраивать шоу в суде, спросит недоверчивый читатель, и будет не прав. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право выбирать свою линию защиты, и презумпцию невиновности у нас никто не отменял, поэтому отодвинем эмоции и впечатления от судебного заседания в сторону и попробуем восстановить хронологию событий «дела Мельникова», а вернее - двух.

На сегодняшний день известный во Владимирской области предприниматель Алексей Мельников обвиняется в неисполнении обязанностей налогового агента (ч. 2 ст. 199 прим. 1 УК РФ), в злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК РФ) и преднамеренном банкротстве завода «Автоприбор» (ст. 196 УК РФ).

Первое уголовное дело в отношении экс-директора завода «Автоприбор» уже рассматривается по существу во Фрунзенском райсуде с февраля. По версии следствия, в период с 1 августа 2012 года по 28 октября 2013 года руководитель предприятия не исполнял обязанности налогового агента, в результате чего бюджету был причинен ущерб в размере 50 млн 143 тысячи 924 рублей. Иначе говоря, Мельников не перечислял в казну удержанный с работников «Автоприбора» налог на доходы физических лиц (НДФЛ), то есть зарплату заводчане получали «чистыми», в квитках цифры - «грязными», но разница в бюджет не уходила. В итоге действиями единоличного на тот момент руководителя предприятия Алексея Мельникова бюджету Владимирской области нанесен ущерб в размере 42 млн 622 тыс. 335 рублей, а бюджету города Владимира - 7 млн 521 тыс. рублей.

Заместитель городского прокурора Степан Володин, выступающий гособвинителем на суде, отметил, что в указанный период завод «Автоприбор» располагал денежными средствами в сумме более одного миллиарда и вполне мог полностью исполнять обязательства перед бюджетом. Тем более что, подчеркнул гособвинитель, в то же время Алексей Мельников израсходовал 577 млн 717 тыс. рублей на иные (не первоочередные) цели, что в 11 раз превышает не перечисленный в бюджет НДФЛ.

Алексей Мельников вину в содеянном не признал, мотивируя свою позицию тем, что уходить от налогов не собирался - просто заплатить эти 50 миллионов хотел в четвертую очередь. Очередь должна была подойти... летом 2014 года. К этому времени Алексей Александрович уже на заводе не работал, предприятие находилось в стадии банкротства, но Мельников все еще оставался единственным акционером «Автоприбора».

Нечестная игра - экономический принцип?

В марте у закона к известному бизнес-деятелю Владимира появились новые (и очень серьезные!) претензии. Следком возбудил уголовное дело в отношении Мельникова по двум статьям УК РФ - злоупотребление полномочиями (ч. 2 ст. 201) и преднамеренное банкротство ОАО «Автоприбор» (ст. 196).

На этот раз, по версии следствия, от действий Мельникова пострадали интересы добросовестных коммерческих структур и государства. В период с ноября 2008 по май 2011 года ОАО «Банк ВТБ» предоставило «Автоприбору» кредит на общую сумму 1 млрд 490 млн рублей на развитие производства. С мая 2012 года, вернув банку 115 млн рублей, Мельников прекратил платить по кредиту и процентам. Следствие полагает, что из корыстных интересов, создавая «платформу» для банкротства завода и ограничения прав кредиторов, Мельников осуществил вывод восьми объектов недвижимости завода на подконтрольные организации, где учредителями и директорами являлись его уже взрослые сыновья от первого брака. При этом предприниматель создал условия невозможности взыскания долгов за счет имущества завода кредиторами, в том числе налоговыми органами России и банком «ВТБ».

По оценке следствия, в результате сделок по отчуждению имущества завода в пользу третьих лиц действиями Мельникова кредиторам, в том числе налоговой и «Банку ВТБ», был причинен ущерб в размере около 143 млн рублей. В рамках уголовного дела также негативно оцениваются действия бизнесмена по выводу взятого в банке кредита на счета аффилированных и подконтрольных организаций, а вовсе не на спасение завода.

Как и по «налоговому» уголовному преследованию, по новым озвученным следствием обстоятельствам Мельников свою вину не признал и не признает, заявляя, что действовал в интересах предприятия, его партнеров и сотрудников. Все описанные в деле обстоятельства он объясняет исключительно экономическими факторами, а не своими корыстными интересами, явно намекая, что у нас вести бизнес по-честному никак нельзя.

Кручу-верчу, запутать хочу

Степень виновности (или невиновности) нерядового фигуранта уголовных дел решит суд, и только суд! Хочется верить, что невзирая на лица, а исключительно по совокупности доказательств, собранных сторонами.

А пока идет процесс, у владимирцев, следящих за событиями, накопилось несколько «наивных» вопросов и наблюдений. Алексей Александрович Мельников действительно человек в регионе-33 известный, и не только как фигурант уголовного дела.

Первое наблюдение такое: странное, однако, дело - пока Мельников находился под покровительством экс-губернатора Виноградова, его устраивала экономическая система? Что-то мы не слышали ни от бывшего комсомольского вожака, ни от бывшего депутата ЗС Мельникова каких-то громких заявлений и дельных предложений по этой теме. Напротив, Алексей Александрович был воплощением успеха - бизнес развивал, благотворительностью занимался, новые фирмы создавал, даже сбор мусора (золотая жила!) со всей губернии собирался взять под свое крыло.

Второй момент: у руля «Автоприбора» Алексей Александрович встал аж в апреле 1998 года. Этот завод во Владимире считался чуть ли не лучшим и крупнейшим. Работники предприятия - белая косточка владимирского пролетариата: зарплаты - хорошие, соцобеспечение - одно из лучших в городе, детсады, пионерлагеря, путевки в санатории, собственная большая поликлиника и больница... Где все это теперь? Кто виноват: бездарный менеджмент, не сумевший удержать полученное неизвестно за какие заслуги наследство, или опять исключительно система?

И на «третье». Закон чести: взял долг - верни. Почему он не действует, когда речь заходит о крупном бизнесе и олигархах? Мы сейчас даже не о долгах по банковским кредитам (кредиторов набралось аж три десятка!), а о долгах (материальных и моральных) перед работниками предприятия - их, кстати, осталось в разы меньше, чем было в 1998-м. Им пришлось пережить невыплаты зарплат (и зарплат, прямо скажем, не больших), страх сокращения, неразбериху с отчислениями (вспомним хотя бы тот же НДФЛ) и прочие «прелести»...

Насколько судьба оставшихся заводчан интересует Алексея Мельникова, судить не беремся, но спасать завод и рабочие места сегодня приходится областной администрации. В апреле женсовет завода от имени всего трудового коллектива обратился напрямую к губернатору области. Светлана Орлова взяла ситуацию под личный контроль - областная власть по поручению главы региона предпринимает реальные шаги к сохранению предприятия.

…На сайте ОАО «Автоприбор» в разделе «Наши принципы» написано: «Уважать личность каждого; оценивать вклад каждого по достигнутому результату». При всем уважении, каков результат Алексея Александровича Мельникова, разыгрывающего сейчас в суде карту «жертвы системы»?

Станислав ПРОНИН.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
31 минуту назад Посылки жителей пансионата поселка Садовый дошли до фронта
Как сообщает министерство соцзащиты Владимирской области, сотрудники и жители пансионата поселка Садовый отправили для бойцов в зону СВО газовые баллоны, влажные салфетки, хозяйственные перчатки, носки и носовые платки с…
49 минут назад Во Владимире проводили очередную группу контрактников в армейские учебные центры
В четверг, 25 апреля, во Владимире в торжественной обстановке проводили в армейские учебные центры группу военнослужащих, решивших заключить контракт с Минобороны для службы в зоне проведения Специальной военной операции…