Первое впечатление - спектакль для интеллектуалов. Пьеса написана под впечатлением документов о встречах Альберта Эйнштейна и «непризнанного гения» Иммануэля Великовского. Эйнштейном стал Николай Горохов. Великовского играет Владимир Лаптев.
Лексика сложная. Страшно пропустить хоть слово - иначе дальше ничего не поймешь. Зрителям приходится работать головой. Спектакль - не для отдыха. Не расслабишься! Физика, история, астрономия... Мировые катастрофы и катаклизмы... Теории, открытия, гипотезы. Это завораживает, как и интеллектуальный накал. В этом помогает и атмосфера малой сцены, музыкальное и свето-звуковое оформление. Кажется, что вот-вот раздвинется крыша зала и над головой появится звездное небо с его загадками…
Гениальность - всегда отклонение от нормы, что «нормальные» считают сумасшествием. Но в науке всегда есть одиночка, который не боится быть сумасшедшим - возможно, только это правильный путь к великим открытиям. Да, смелость одиночкам дается нелегко, приходится противостоять сотням именитых коллег. Так было и в случае с Великовским. Доктор-психиатр, он первым докопался до причин и диагностики эпилепсии, сам не считает это великим открытием. В его голове куча великих мыслей, и одна из них касается столкновения миров. Якобы все мировые катаклизмы и катастрофы происходят от столкновения планет. Но его гипотезы отвергаются, книги отказываются печатать, и никто из «серьезных» ученых не желает с ним общаться.
«Мостиком» для Великовского становится Эйнштейн, уже признанный авторитет со своей теорией относительности и единой теорией поля. Вначале и он скептически отнесся к идеям доктора, как и все, называя его за глаза сумасшедшим. Однако по мере того, как Эйнштейн знакомится со статьями и книгами Великовского, он оценивает оригинальность и гениальность непризнанного ученого-медика. Эйнштейн даже ради изучения работ Великовского на две недели забрасывает свою работу в институте - и в итоге предлагает экспериментально подтвердить хотя бы одну из гипотез Великовского.
Однако помехой становится смерть Эйнштейна…
Спектакль длился около трех часов, но время летит незаметно. Актеры убедительны и гармоничны, они даже справляются со сложными терминами, им удается донести до зрителя научную мысль, да так, что зрителю не скучно.
- В написании «Миров в столкновении» я пытался исследовать пределы человека в стремлении достичь Высшего и Совершенного Знания, ту цену, которую приходится за это платить, - признавался Идо Нетаньяху. - Эйнштейн произвел настоящую революцию в нашем понимании Вселенной и добился признания, в то время как Великовский попытался сделать то же, но в другом направлении - и остался в бесславии. Почему такая разница? Это один из тех интригующих вопросов, которые отражены в пьесе...