Поле боя
Акция жителей Рукава против строительства предприятия планировалась еще в декабре прошлого года как митинг протеста. Но власти публичное мероприятие жителям дважды не согласовали. Сначала поводом для этого стали новогодние праздники, потом - эпидемия гриппа.
Напомним суть конфликта.
9 февраля 2016 года во Владимире (административно это территория областного центра, а не Собинского района) прошли публичные слушания о переводе земельного участка под бывшими складами Минобороны по соседству с деревней Рукав из зоны П-5 в зону П-1.
Иными словами, если раньше тут могли размещаться предприятия пятого (низшего) класса опасности, то теперь в 140 метрах от жилья могут построить все что угодно - вплоть до нефтеперерабатывающего завода. Естественно, жители деревни на слушаниях не присутствовали, ничего об изменениях не знали, поскольку, напомним, административно промзона относится к Ленинскому району Владимира, а деревня Рукав (хотя именно ее жителей решение касается больше всего) - к Собинскому району области.
В марте 2016 года за решение о переводе земли в промзону с наиболее высоким классом опасности проголосовал Владимирский горсовет.
Население Рукава забило тревогу лишь тогда, когда под их окнами начались строительные работы. Затем стало известно имя инвестора - ООО «Битумная компания». Отсюда у жителей деревни сложилось мнение, что за их околицей строится битумный завод.
Инвесторы и власти выступали и продолжают выступать против такой формулировки. Произошла даже смена названия компании - на НПП ООО «Биотум». Что тревогу жителей Рукава не снизило. Зато туман вокруг будущего объекта опасения жителей только усиливает.
Почему?
Ну, например, потому, что никто не видел проекта завода (или логистического центра, как его одно время называли в мэрии Владимира). Разрешения на строительство администрация города не выдавала - но, несмотря на это, стройка шла все лето и продолжается по сей день.
В октябре факт самовольного строительства зафиксировал Госстройнадзор. Надзорный орган сейчас через суд добивается приостановки деятельности компании на 90 дней. Но пока заседания откладываются, а стройка идет: на площадке работает тяжелая техника, включая подъемные краны. Изменился облик производственных зданий...
Игра на опережение
Круглый стол 13 января, по мысли его организаторов, должен был пролить свет на происходящее и умиротворить жителей Рукава накануне сельского схода. Генеральный директор ООО «Биотум» Артур Азаев именно так и обозначил цель собрания: «Уйти от домыслов и расстаться на позитивной ноте».
Встреча состоялась в административном здании ООО «Биотум», из окон которого открывается вид на производственную площадку и деревню Рукав, до которой (с этой точки очевидно) - рукой подать.
Инвестор ограничил число делегатов от жителей деревни до трех человек. Были также жители владимирского микрорайона Энергетик. Городскую власть представляли Ольга Деева и Андрей Шохин, главный эколог города Сергей Сухопаров и депутат горсовета Дмитрий Кушпита. От области были первый вице-губернатор Алексей Конышев и директор департамента природопользования и охраны окружающей среды АВО Алексей Мигачев. Областную Общественную палату представляла Галина Есякова. В работе круглого стола также участвовали глава администрации Собинского района Александр Разов, специалисты Роспотребнадзора, проектировщики и сотрудники предприятия.
Битумный
или не битумный?
Началась встреча с ответов представителей ООО «Биотум» на вопросы, ранее задававшиеся жителями, Общественной палатой, департаментом природопользования. Первый: что же будет выпускать предприятие? По словам гендиректора Азаева - вовсе не битум, а ПБВ (полимерно-битумное вяжущее) - 800 тонн/месяц, битумную мастику - 40 тонн/месяц, битумную эмульсию - 17 тонн/месяц, а еще изоляционные материалы, напоминающие резину.
Обозначив спектр продукции будущего предприятия, Азаев призвал прекратить называть производство «битумным заводиком».
Но местные жители не видят особой разницы. ПБВ - это тот же битум, «только в профиль»: с присадками, он применяется в дорожном строительстве. То есть битум по-любому будет присутствовать на площадке в больших количествах и в качестве сырья, и в качестве готовой продукции, убеждены рукавцы.
Алексей Мигачев объяснил «ВВ»: наиболее грязным считается непосредственно производство битума из нефтепродуктов. В процессе выделяется серная кислота. А вот смешивание готового битума с другими компонентами, по словам Мигачева, значительно безопаснее.
Чем дело пахнет?
Но главные опасения местных и департамента природопользования связаны с возможным выбросом в воздух вредных и дурнопахнущих веществ. В таком случае в Рукаве все природные ароматы перебьет запах растворителей и нефти, а ведь многие местные жители переехали сюда из города именно ради свежего воздуха, продав квартиры во Владимире и выстроив в деревне коттеджи.
Проектировщики рассказали: они внесли изменения в проект для минимизации неудобств населения. Изначально на предприятии предусматривалось 40 источников выбросов, 30 из которых должны быть снабжены угольными фильтрами. Но, видя беспокойство жителей, инвестор решил потратиться на вентиляционную систему с единственной трубой. Смысл этого инженерного решения вот в чем: с помощью вытяжных зондов собрать загрязненный воздух со всего предприятия и очистить его с помощью специального оборудования на 95 процентов. Только после этого он, уже лишенный, по заверениям Азаева, производственных запахов и вредных примесей, вылетит в трубу.
Инвесторы внесли и ряд корректировок в технологический процесс. Во-первых, отказались от покраски бочек для готовой продукции. Их будут делать из оцинкованного железа. Во-вторых, растворитель этилацетат решено привозить не в автоцистернах, а в герметичной таре, откуда в производственный процесс это летучее вещество будет поступать по трубопроводам. В-третьих, производственный цикл будет идти в закрытых агрегатах.
- Местные жители не будут чувствовать никаких запахов производства. Мы для этого все делаем, - заявил Азаев, добавив, что даже его рабочие будут трудиться без респираторов.
На случай разлива нефтепродуктов предусмотрены поддоны и система бетонированных стоков, ведущих в 100-кубовую зарытую в землю бочку. Все, что будет туда попадать, обещают очищать до качества технической воды, пригодной для сброса в рыбохозяйственные водоемы. Сбрасывать ее планируют не в Рукавское озеро, а на грунт.
Меры серьезные. И в итоге Роспотребнадзор присвоил будущему производству III класс опасности. И Андрей Шохин подтвердил: и градостроительный план земельного участка выдан под III класс опасности.
Информация произвела сильное впечатление.
- До последнего времени у нас были сомнения по поводу этого производства. 30 фильтров вызывали опасения. Изменения в документации свидетельствуют о том, что состоялся профессиональный разговор инвестора с проектировщиком. Теперь предприятие можно будет контролировать по выбросам. А если что-то пойдет не так, то усилить очистку, - отметил Мигачев.
- Радует, что появилась инициативная группа жителей, которая профессионально подняла вопрос. Дальше важно осуществлять общественный контроль. Не было бы его - не было бы позитивных изменений в проекте, - уверена Галина Есякова.
- Эта встреча опоздала месяцев на девять, - заявил Кушпита. Чтобы прекратить разговоры о «битумном заводике» и успокоить избирателей, он предлагает перевести землю из первого в III класс опасности.
Левым ходом
Но местные жители продолжали гнуть свою линию.
- Конфликтная ситуация сложилась потому, что процесс изначально пошел не в соответствии с законодательством. На общественные слушания по переводу земли в более высокий класс опасности нас не пригласили. На наши запросы власти не отвечали. Разрешение на строительство не получено, но стройка ведется у нас на глазах в отсутствие технического и строительного надзора. Как вы будете вводить объект? Опять левым ходом? Нет доверия у нас, - заявила делегация деревни Рукав.
Азаев оправдывался, что не хотел показывать проект, который еще «не окостенел».
- Мы хотим получить исходные данные по объемам продукции, чтобы знать, сколько будет здесь храниться химических веществ. Мы должны быть уверены, что именно эти данные учтены при экспертизе, - выдвинули свои требования жители Рукава.
Но инвестор не хочет раскрывать коммерческую тайну.
В диалоге выяснилось, что экспертиза проекта проводилась до внесения озвученных на встрече изменений. Жители потребовали нового заключения, с учетом поправок. Представители «Биотума» пытались было доказывать, что в этом нет нужды, но людей поддержал Алексей Конышев. Он напомнил строителям завода о необходимости соблюдать закон.
- В противном случае никто жалеть инвестиций не будет. Есть уже такие примеры в области, - напомнил он.
Жители тоже пригрозили жаловаться, если увидят, что стройка продолжается. Разрешения на строительство почти готового завода ведь как не было, так и нет.
На том и разошлись.
Стройка, отравляющая жизнь
А в воскресенье, 15 января, в Рукаве прошел сход с видом на завод. Собралось человек 70. Несмотря на пронизывавший ветер, люди пришли целыми семьями и даже с маленькими детьми.
Семья Валентины Прокопьевой живет в Рукаве уже 100 лет. На участке с видом на заводик у нее два дома. В одном живет дед, ветеран войны, а в новом, построенном шесть лет назад - она с мужем. Коттеджи в Рукаве небедные. Рядом с деревянными избами стоят хоромы в два-три этажа. Химическое производство даже третьего класса опасности в жизненные планы этих людей не вписывается. Потому настроены они решительно.
- Нарушены наши права и закон. Какие могут быть уговоры, когда этот ядовитый кисель потечет на мою картошку и в озеро Рукав, а дым и чад полетят на мою вишню? - задала тон сходу Екатерина Гвоздева, от границы участка которой до завода всего 27 метров.
- Больше всего волнует незаконная стройка. Вчера опять была сварка, работал подъемник. Все, что было на круглом столе, - только слова, - обратилась к односельчанам активистка Наталья Прокофьева.
- Нас пытаются корить, что бизнес, мол, тратит деньги. А почему власть перевела участок в земли П1 вплотную к населенному пункту? На торги выставляли землю как участок под объекты пятого класса опасности. Это склад. Вот пусть и делают склад. Мы против предприятия даже III класса опасности, - подхватили собравшиеся.
- Нас никто не спросил. А это 106 домохозяйств деревни Рукав, 500 садов товарищества «Колокшанец» и еще 20 садовых кооперативов. Плюс - поселок Энергетик. В общей сложности около 10 тысяч человек. Ко всем нам наплевательски отнеслись власти Владимира и Собинского района. Они отстаивают интересы инвесторов, а не жителей, - резюмировал председатель СНТ «Колокшанец» Андрей Прокофьев.
Глава Собинского района Александр Разов, на круглом столе выразивший уверенность в абсолютной безопасности строящегося завода и просивший инвестора трудоустроить там жителей Колокшанского сельского поселения, на сходе только слушал земляков. От властей выступила лишь депутат ЗС (КПРФ) Лариса Емельянова. Она похвалила местных за активность, рекомендовала организовать общественные слушания и выходить на федеральный уровень.
- Делайте все по закону, не останавливайтесь. Тем более что 2017-й - Год экологии! - призвала она людей.
- Мы должны биться за чистый воздух, а не за отсутствие производства в округе. Тут будет 150 рабочих мест, - начал было один из жителей, но голос его потонул в хоре осуждающих реплик.
Сход продлился час. Участники собрания единогласно решили продолжить борьбу за отмену решения о переводе земли в первый класс санитарной опасности и против битумного завода.