- Сергей Александрович, каковы основные цифры, которые характеризуют итоги работы фискального ведомства по мобилизации доходов?
- В бюджеты всех уровней за 2016 год поступило доходов, администрируемых ФНС России, более 66 миллиардов рублей. Это на 13,7 процента больше, чем за 2015 год. Росту поступлений способствовали и инфляционная составляющая (она, по данным Владимирстата, за январь-ноябрь 2016 года составила 106,3 процента), так и меры налогового администрирования.
- Какова доля участия 33-го региона в формировании доходов федерального бюджета?
- В 2016 году в нашей области собрано 23,6 миллиарда рублей доходов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Здесь тоже положительная динамика ‑ плюс 17,6 процента к уровню 2015 года. Сверх уровня 2015 года поступило 3,5 миллиарда рублей. Из них 2,8 миллиарда ‑ это НДС на товары, реализуемые на территории России. Необходимо отметить, что темп роста по НДС составил 115,9 процента (до 20,4 миллиарда рублей).
Это в значительной степени результат внедрения АСК НДС - новой системы контроля за полнотой и правильностью исчисления данного налога. Благодаря этому снизилось число случаев заявления возмещения высокорисковыми организациями. У налоговиков России появилась возможность отслеживать товарные потоки налогоплательщиков, осуществляя контроль за каждой операцией, облагаемой НДС, сопоставлять сведения о покупках и продажах налогоплательщиков, выявлять расхождения в представленных налоговых декларациях по НДС и направлять налогоплательщикам требования о представлении пояснений в отношении выявленных расхождений. Также в этом комплексе реализован инструментарий для выявления и пресечения схем уклонения от налогообложения.
Хорошая динамика ‑ плюс 16,5 процента к 2015 году ‑ обеспечена и по налогу на прибыль организаций. Объем поступлений - 2,1 миллиарда рублей. Здесь также наряду с макроэкономическими факторами отмечу вклад от результатов контрольной работы по пресечению применяемых плательщиками схем, связанных с выводом капитала в иностранные налоговые юрисдикции.
Основные торговые партнеры Владимирской области среди стран СНГ - Казахстан и Беларусь. В совокупности с мерами налогового администрирования это позволило обеспечить прирост поступлений НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, на 33,2 процента - до 403,3 миллиона рублей.
- Доходы областного бюджета также увеличились по сравнению с 2015 годом?
- Да. Объем поступивших в консолидированный бюджет области доходов составил 42,8 миллиарда. Темп роста к 2015 году - 111,6 процента, или плюс 4,5 миллиарда рублей.
Основной объем прироста обеспечен за счет налога на прибыль организаций (2,4 миллиарда рублей, плюс 24 процента к 2015 году). Объем поступлений за 2016 год составил 12,2 миллиарда рублей.
Здесь ситуация такая же, как и в случае с федеральным бюджетом: основные факторы роста - это макроэкономические показатели (рост прибыли прибыльных организаций в обрабатывающей отрасли) и налоговое администрирование.
Благодаря введению в 2016 году обязанности для налоговых агентов ежеквартально сдавать отчетность по НДФЛ, появлению в этой связи возможности у налоговиков более оперативного реагирования на возникающую задолженность, темп роста поступлений НДФЛ значительно превысил сложившийся темп роста фонда оплаты труда. Так, по данным Владимирстата, фонд заработной платы за январь-октябрь 2016 года увеличился на 5,7 процента, а темп роста НДФЛ за год составил 108,4 процента - до 18,6 миллиарда рублей.
- В какой пропорции распределились доходы консолидированного бюджета между областной казной и бюджетами муниципалитетов?
- Из поступивших в бюджет области 42,8 млрд рублей на формирование областного бюджета направлено 33,3 млрд (+13,8% к 2015 году). В бюджеты муниципалитетов - 9,5 млрд (+4,6%).
Об основных доходах областного бюджета (налог на прибыль организаций и НДФЛ) я уже сказал. Положительная динамика сложилась и по налогу на имущество организаций (+3,1% к 2015 году ‑ до 3,5 млрд рублей) и по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - плюс 9,1% к 2015 году - до 2,5 млрд рублей.
Что касается доходов бюджетов местного уровня, то их низкий относительно областного и федерального бюджета темп роста обусловлен структурой доходов муниципалитетов, установленной Бюджетным кодексом РФ, а также рядом проблем, повлиявших на процесс администрирования имущественных налогов физических лиц в 2016 году. Это и переход на исчисление налога на имущество с кадастровой стоимости (что повлекло нестыковки в базах данных регистрирующих и налоговых органов и - как следствие - многочисленные вопросы плательщиков в отношении исчисленных или неисчисленных сумм). Это и перенос срока уплаты налога для физических лиц с 01.10 в 2015 году на 01.12 в 2016 году.
Это трудности переходного периода. В 2017 году ситуация стабилизируется. В перспективе имущественные налоги физлиц станут основными источниками дохода местных бюджетов.
Кроме того, фактором, сдерживающим рост поступлений, остается оспаривание кадастровой стоимости земельных участков юридическими лицами.
И еще - следует отметить двукратный рост поступлений от применения патентной системы налогообложения. Они составили за год 47,9 млн рублей.
Виктор АЛЕХИН.