28 июня 2017 в 10:49

Директор ДИЗО АВО Александр Сердюков: «Департамент работает строго по закону и на благо региона»

Департамент имущественных и земельных отношений администрации области, по оценкам экспертов, в последние годы вышел в лидеры среди своих коллег из регионов ЦФО по работе с землёй и государственной собственностью.

Во многом это связано с ужесточением в нашей области государственной политики в курируемых подразделением вопросах, что, конечно, осуществляется исключительно в интересах региона. О том, чем ежедневно и скрупулёзно занимаются специалисты департамента, «ВВ» рассказал его директор Александр Сердюков.

- Александр Валериевич, простой владимирец не всегда точно знает, чем занимается возглавляемый вами департамент. Можно в нескольких словах описать функционал ДИЗО?

- Круг обязанностей департамента - огромный. Это и проведение единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений, и работа по приобретению имущества и земельных участков в государственную собственность области. Причем с тщательным и порой даже нудным процессом оформления по закону прав Владимирской области на имущество. В том числе на земельные участки.

Специалисты ДИЗО ведут скрупулёзный учет объектов государственной собственности области. А их тысячи.

Также занимаемся вопросами разграничения госсобственности на имущество, управляем и распоряжаемся этим имуществом в пределах своей компетенции, в том числе и земельными участками.

- Не могу не спросить о том, как ДИЗО возвращает в хозяйственный оборот земли сельхозназначения, которые по каким-то причинам долгое время не используются по назначению...

- Это особая забота департамента. И именно эта проблема в нашем регионе была ранее особенно запутана. А в мутной воде, как известно, бывает много желающих «половить рыбки». Потребовались огромные усилия коллектива, чтобы грамотно «разрулить» земельный вопрос, сделать решения в земельной сфере более прозрачными и строго соответствующими букве закона.

Кроме того, задача ставится так, чтобы собственность области не простаивала мёртвым грузом. Собственность должна эффективно работать, использоваться, приносить доходы бюджету. Ведь понятно, что за этим кроется резерв повышения зарплат учителей, врачей, работников культуры.

- Удалось улучшить ситуацию?

- Да, реализация и этого полномочия департамента тоже за последние годы значительно улучшилась. Причём администрирование доходов областного бюджета, закрепленных за департаментом, мы ведём в чётком соответствии с законодательством Владимирской области.

- Порой эта принципиальность в подходе к работе с областной собственностью нравится далеко не всем, особенно её недобросовестным использователям.

- Раньше решением ряда проблем (например, усилением прозрачности гоззакупок или налаживанием строгого учета использования земель сельхозназначения) в регионе системно не занимались годами. Теперь к этим проблемам найдены «ключи» решения. Да, порой они идут в разрез с чьими-то частными интересами. Но все эти решения базируются строго на букве федеральных и региональных законов.

Спрос с пользователей значительно вырос. А представление требований Владимирской области по денежным обязательствам должников департамент ужесточил. Никаких поблажек.

- Притчей во языцех стали госзакупки. Какова роль ДИЗО в этой работе?

- Осуществление полномочий по определению исполнителей закупок товаров, работ, услуг для нужд государственных заказчиков Владимирской области, бюджетных учреждений региона, его муниципальных заказчиков в лице муниципальных бюджетных учреждений или муниципальных органов, а также реализация полномочий по регулированию контрактной системы в сфере закупок - особо сложный пласт работы коллектива департамента.

Объём работы огромный. И каждое из направлений требует знаний, усилий, опыта. И, как отмечают эксперты, в настоящее время департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области успешно решает поставленные государственные задачи, проводит активную нормотворческую работу, а также активно взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами.

- Вы сказали о том, что работа сотрудников департамента требует огромных знаний. Как Вы оцениваете профессиональную подготовку своих подчиненных?

- Мы собрали эффективную команду. Только так в курируемых вопросах можно навести жёсткий порядок в соответствии с законодательством, сделать его единым для всех, не выделяя «любимчиков». Но такой жесткий подход, повторю, нравится в регионе далеко не всем…

К примеру, глубокие системные изменения земельного законодательства РФ послужили началом колоссальной работы, проводимой департаментом, по приведению в соответствие областного законодательства и разработке новых нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения на территории области. Итогом этой работы специалистов департамента стала разработка проекта закона области о регулировании земельных отношений. Благодаря совместной работе ДИЗО и депутатов ЗС был принят Закон Владимирской области от 25.02.2015 № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области».

Хочу ещё раз подчеркнуть - раньше в земельных вопросах в регионе во многом царили неразбериха, избирательный подход. Теперь принятый закон устранил такие подходы.

Но он предоставил землепользователям и новые возможности. Например, в нем предусмотрены случаи предоставления земельных участков некоммерческим организациям для строительства и эксплуатации наемных домов социального использования в аренду без проведения торгов.

Законом установлены случаи и определены критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов.

Снижены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, на которых расположены спортивные сооружения (с 8 до 3,5), и для сельскохозяйственного использования (с 2,5 до 1,5).

- Вернемся к землям сельхозназначения. Сколько земли возвращено в оборот?

- Департамент усилил контроль за вовлечением земель сельскохозяйственного назначения в оборот и их целевым использованием. С 2013 года число проверок в рамках муниципального контроля на землях сельхозназначения возросло в три раза. Если в 2013 году муниципалитетами было запланировано 182 проверки на землях сельхозназначения, а в 2014 году – 227 проверок, то в 2015-м было 189, а в 2016 году – 536 проверок.

В результате с 2013 по 2015 год в оборот было вовлечено более 24 тысяч гектаров ранее неиспользуемых земель. Только за 2014-2015 годы дополнительно был начислен земельный налог в размере 9,5 миллиона рублей. А это же прибавка местным муниципальным бюджетам!

С 2013 года департамент начал активную работу по оформлению права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. До этого данная работа носила откровенно несистемный характер.

Таким образом, за четыре года этой работы были признаны невостребованными более 17,2 тысячи земельных долей общей площадью более 88 тысяч га. Теперь же право муниципальной собственности признано на 3991 земельную долю общей площадью 25,4 тысячи га (23 процента от невостребованных). И их можно вводить в оборот — и тоже «приварок» муниципалитетам.

Теперь эту землю можно передавать сельхозпроизводителям, получая с них налог либо арендную плату. Те же, в свою очередь, используя эту землю, могут создавать на ней новые рабочие места, производить и реализовывать дополнительную продукцию, получать прибыль.

Одновременно решается и проблема противопожарной безопасности: заросшие травой, заполненные сухостоем брошенные участки представляют особую опасность в сезоны пожаров. Следить-то за ними некому.

Еще один принципиальный вопрос, который надо было твердо решить департаменту: полностью исключить возможность ОМСУ изменять вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения на дачное и индивидуальное жилищное строительство. Здесь таилась коррупционная составляющая проблемы. Руководители ряда муниципалитетов, не имея законного права, за спиной у ДИЗО переводили своими решениями сельхозземли в иной вид. Чаще всего - перепродавали их под жилищное строительство. И часто они действовали в интересах частных лиц, и не исключено, как говорится, что за это что-то «имели»…

В свою очередь новые владельцы выведенных из оборота земель начинали уже на законном основании требовать от местной власти проведения к этим участкам коммуникаций: дорог, освещения, водовода. А после перепродавали участки втридорога новым покупателям, желающим строить себе жильё.

Этой практике теперь поставлен надёжный заслон.

Теперь вопросы перевода всех земель из одного вида в другой ДИЗО полностью взял в свои руки. И если за 2014 год прокуратурой были отменены семь муниципальных постановлений о незаконном переводе земель, то с 2015 года таких постановлений уже не было.

- Понятно, что это не добавило департаменту доброжелателей из числа тех, кто рассчитывал урвать лакомый земельный кусок...

- Да, проводимая ДИЗО работа по изъятию неиспользуемых или используемых не по назначению сельскохозяйственных земель вызывает недовольство собственников участков. У них отняли возможности незаконного перевода этих земель в земли иной категории. Уверен, что и людям так надёжнее и выгоднее – брать землю не у «ловкачей», а через ответственный орган власти.

Добавлю, что ужесточен со стороны ДИЗО и контроль за включением сельскохозяйственных земель в черту населенных пунктов. Конечно, мы внимательно изучаем генпланы развития населённых пунктов. С 2013 по 2017 год предлагалось включить в черту населенных пунктов более 2 тысяч га сельхозугодий. Там, где жизнь и будущее поселений действительно требовали этого, мы шли навстречу - чтобы развитие городов и райцентров не тормозилось. Но по ряду генпланов направляли замечания и уточнения. Местные власти в большинстве случаев соглашались с мнением наших специалистов и сохраняли статус земель сельхозназначения.

- Очень важное событие - благодаря законотворческой инициативе департамента в 2017 году в ЗС приняли очень необходимый закон Владимирской области о перераспределении полномочий по предоставлению неразграниченных земельных участков между органами местного самоуправления МО «Город Владимир» и исполнительными органами государственной власти Владимирской области, а также закон области о наделении этими полномочиями администрации города Владимира. Что это даст?

- Эти законы позволят специалистам ДИЗО контролировать работу по предоставлению неразграниченных земель администрацией областного центра в аренду или в собственность предпринимателям ещё на стадии принятия решений. А затем наши специалисты еще и на месте проверят, как предприниматель использует землю.

- Серьезный пласт работы ДИЗО - защита интересов многодетных семей, которым должны выделять земельные участки. Как обстоят сейчас дела в этом направлении?

- На 1 мая 2017 года во Владимирской области проживает 9507 таких семей. И если раньше с выделением земельных участков у них были проблемы, то теперь специалистам ДИЗО удалось отладить эту работу. На сегодняшний день принято на учет для получения земельных участков 2593 многодетных семьи. Благодаря четкой и грамотно организованной работе 85 процентов из них уже обеспечены участками. Для сравнения: с 2011 по 2013 год многодетным семьям было предоставлено всего лишь 512 участков. Начиная с 2014 года эта цифра увеличилась втрое.

Усовершенствование нормативно-правовой базы данного направления ведём постоянно. Эта проблема находится на постоянном контроле у губернатора Светланы Орловой.

С 2014 года благодаря последовательной работе ДИЗО для семей, имеющих восемь и более детей, земельные участки теперь предоставляются без учета нуждаемости в жилых помещениях. И за это время уже десятки таких семей воспользовались своим правом.

Для местных органов власти установлены предельные сроки формирования земельных участков в случае их отсутствия - не более шести месяцев. Ранее многодетные семьи ожидали формирования земельного участка в течение нескольких лет.

Кроме того, теперь при смене места жительства в пределах области за многодетной семьей сохраняется право на получение земельного участка. А в случае рождения трех и более детей одновременно многодетная семья получает земельный участок независимо от нуждаемости в жилых помещениях. Семьям, имеющим восемь и более детей, предусмотрено дополнительное право на получение земельного участка до достижения детей 23-летнего возраста при условии их обучения на очной форме (ранее было до 18 лет).

- Особая тема - организация госзакупок. Удалось ли усовершенствовать их механизм и реализовать системный подход в управлении закупок?

- У нас сформирована централизованная система закупок товаров, работ и услуг через проведение торгов для нужд заказчиков Владимирской области. Вот итоговая статистика этой работы.

В 2014 году была объявлена 11331 закупка на 11,64 миллиарда рублей. Экономия средств от приведения закупок конкурентными способами составила 876 миллионов рублей, или около 10 процентов.

В 2015 году прошла 12851 закупка на сумму 21 миллиард рублей. С экономией средств от приведения закупок конкурентными способами в 1,5 миллиарда рублей (8,16 процента). В 2016 году объявлено 15958 закупок на 15,3 миллиарда рублей. Экономия от приведения закупок конкурентными способами составила 1,37 миллиарда, или 11,59 процента.

Таким образом, только за 2014-2016 годы нам удалось сэкономить для бюджета 3,74 миллиарда рублей. Благодаря этим результатам Владимирская область входит в топ-20 Национального рейтинга прозрачности закупок среди государственных заказчиков регионального уровня с высокой прозрачностью.

Проводим мы и серьезную работу по защите имущественных прав и законных интересов Владимирской области в отношении государственного имущества области. Так, с июля 2013 года усилилась правовая позиция департамента в судах различных уровней. ДИЗО стал значительно чаще обращаться в судебные органы в качестве истца по взысканию в доход бюджета Владимирской области задолженности по арендной плате, пеней, процентов за пользование чужими денежными средствами. Работа по взысканию пеней и штрафов позволила повысить план доходов областного бюджета по данному виду доходов в 37 раз! Это свидетельствует о низкой неэффективности работы, которая проводилась раньше.

- С чем связаны судебные споры?

- Большая их часть связана с применением земельного законодательства. С 2013 года департамент стал сам инициировать судебные разбирательства по изъятию и продаже с публичных торгов неиспользуемых земельных участков сельхозназначения. До этого такая судебная практика в области просто отсутствовала. По этим, а также по иным категориям дел показатель результативности положительных судебных решений составляет более 90 процентов!

Усилили мы и контроль за сохранностью и использованием по назначению государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями области и госучреждениями. И если в 2012 году было проверено всего лишь 36 объектов областной недвижимости, то в 2015-2016 годах уже было проверено 1124 объекта.

Кроме того, ДИЗО удалось скоординировать деятельность ОМСУ в вопросах передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность имущества Минобороны России. Например, из 30 изданных приказов Минобороны о передаче имущества в собственность муниципальных образований и в собственность области завершена передача по 23 приказам. Из 346 объектов, предлагаемых к передаче нам приказами Минобороны, уже принят 231 объект, в том числе 14 земельных участков.

- Александр Валериевич, какое резюме Вы хотели бы сделать по итогам работы департамента?

- В результате эффективной работы по администрированию полномочий, закрепленных за ДИЗО начиная с 2013 года происходит ежегодное увеличение суммы доходов, поступивших в областной бюджет. От приватизации госимущества области, от продажи земельных участков, находящихся в собственности области, от дивидендов по акциям, принадлежащим Владимирской области, и от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий Владимирской области.

Так, в 2016 году по сравнению с 2013 годом сумма поступивших доходов в бюджет от деятельности увеличилась на 87,75 миллиона рублей.

Наш департамент является одним из ключевых органов исполнительной власти области. Благодаря эффективной работе ДИЗО по вопросам, отнесенным к его компетенции, регион-33 занимает устойчивое ведущее положение в ЦФО.

Подготовил Максим Романов.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
5 минут назад Аварийный дом в центре Владимира возьмет в аренду компания из Москвы
Дом № 15 на улице Гагарина во Владимире будет восстанавливать московская компания «УРАГАН ГРУПП». Она стала победителем торгов на заключение договора аренды здания, предложив наибольшую цену - 5 676 768 рублей 16 копеек…
35 минут назад Во Владимирской области наградили работников сферы культуры
Во Владимирской областной филармонии 28 марта состоялось торжественное мероприятие в честь Дня работника культуры. В нем приняли участие председатель Законодательного Собрания Ольга Хохлова, заместитель губернатора Влади…