Агенты отказываются от своих клиентов и посылают их в общую очередь в офис. А офис пропускает не более 10-15 человек в день. Многие проводят в очереди по несколько часов и все равно не могут получит страховой полис. Почему? И есть ли выход?
Еще в мае продлить страховку в компании «РЕСО-гарантия», например, не составляло никакого труда. По устоявшейся многолетней традиции за неделю до окончания срока страховки агент звонил своему клиенту и напоминал о необходимости продлить договор. Человек приходил в офис, платил деньги и забирал уже оформленный бланк у агента.
На всю процедуру уходило пять минут.
В июне ситуация поменялась кардинально. Агенты перестали заранее звонить. А когда до них дозваниваются сами клиенты, мим предлагают идти в офис - в общую очередь.
На вопрос: «В чем дело?» ответы следуют невразумительные. Типа, забыли внести вас список на продление страховки. Самые смелые говорят прямо: либо вы соглашаетесь на еще какую-нибудь страховку (это здорово смахивает на шантаж и навязывание услуги), либо - в общую очередь.
Возмущенные автовладельцы от дополнительных страховых услуг, как правило, отказываются. И направляются в офис, где их ожидает следующий «сюрприз».
На оформление одного договора уходит в среднем 40 минут. Офис — один на весь город, сотрудников — два человека. Причем, по ОСАГО работает только один из них. Другой - со всеми видами страхования. Обслужить получается по 10-15 человек в день - и это в городе с населением в 350 тысяч человек! На гневные претензии посетителей сотрудники страховой компании невозмутимо отвечают: это происходит из-за того, что данные на автовладельца сохраняются в общейроссийской базе, поэтому так долго. Но люди не верят, считая, что такое издевательство происходит намеренно.
Похожая ситуация и в других крупных страховых компаниях.
Выход для автовладельцев вроде бы есть. С 1 января этого года можно оформить электронный полис. Но на деле это практически нереально. Весь интернет пестрит отзывами о том, что оформление онлайн — это издевательство ничуть не меньшее, чем контакт в «реале». Некоторые обходят по пять-шесть страховых компаний и все равно оформиться не получается.
Особо продвинутые говорят, что на сайтах стоят специальные фильтры, которые не позволяют оформить полис. Справедливости ради стоит сказать, что кому-то получить страховку через интернет все же удается, но стоимость этой страховки такая, будто ее оформили со всевозможными накрутками.
Ситуация выглядит дико. Коммерческие структуры, заинтересованные в привлечении финансовых средств от населения, потому что это и есть суть их бизнеса, делают все, чтобы эти деньги не получить! Как такое возможно?
Однако обвинять одних страховщиков в коллективном сумашествии не стоит. Если они так поступают, значит на то есть веская причина. И она становятся понятной, если следить за изменениями в законодательстве. Как пояснил один страховой агент, недавно вступили в силу поправки в закон об ОСАГО. Согласно им, страховые компании должны теперь сами осуществлять ремонт попавших в ДТП автомобилей, а не выплачивать деньги, как раньше.
Страховщики, видимо посчитали, что им это не выгодно. И устроили тихий саботаж по типу итальянской забастовки.
Причина может быть и другой — обыкновенная жадность страховых коммерсантов, которые в очередной раз хотят решить свои проблемы за счет клиентов. Так или иначе, сейчас начинается массовая «миграция» автовладельцев из крупных компаний в более мелкие. Но никто не даст гарантии, что и там вскоре не откажутся от ОСАГО.
Во что это выльется, предсказать сложно. Но учитывая количество автовладельцев в регионе, дело может дойти до социального протеста.
Сергей МАЛЬЯНОВ
Как я покупала полис ОСАГО
Подтверждаю слова моего коллеги: каждый год процедура приобретения полиса ОСАГО преподносит все новые сюрпризы.
Сначала семейный автомобиль мы страховали в «Росгосстрахе». На следующий год в продаже полиса нам отказали, когда мы отказались страховать там еще и жизнь. Просто сказали: «Бланков нет».
Мы перешли в РЕСО. Муж вернулся домой довольный — мол, любезный агент без проблем все оформила. Он даже не заметил, что в придачу к полису ОСАГО его «любезный агент» продала ему полис страхования жизни на 1000 рублей.
Через год в страховую компанию пошла я сама. Долго препиралась с агентом, но в итоге получила полис без наценки.
Еще через год покупала его через общую очередь. Время ожидания составило в пределах часа.
В этом году, придя первый раз в офис РЕСО, я поняла, что занимать очередь бесполезно. До конца рабочего дня оставалось два часа, народу было человек 15 - и очень неспешные менеджеры. На следующий день приехала в обед. Решила сидеть до победного (отпуск позволял). Двое на ресепшене обслуживали клиентов вежливо, но очень медленно. 20 минут на человека – это минимум. Из зала, где работают агенты, выходили недовольные граждане - и вставали в хвост общей очереди. Они рассказывали, что в этом году вдобавок к ОСАГО навязывают уже не только страхование жизни, а даже страховку от укуса насекомых. И за ту же тысячу рублей. Кто не был готов страховаться от клещей, был вынужден ждать ОСАГО «на общих основаниях».
Сидя в очереди, я решила оформить полис через Интернет. Регистрация столь же запутанная и неудобная, как и на портале госуслуг. Но на «госуслугах» мытарства хотя бы увенчались успехом в конце концов. Здесь же я раз пять получала пароль на телефон, но сайт меня постоянно «выкидывал». Через полтора часа попыток на планшете сели батарейки. Тогда я грешила на программное обеспечения для гаджета. Мобильные устройства с подобными сайтами иногда работают некорректно.
Когда спустя почти 4 часа все же подошла моя очередь, молодой человек от моего имени зарегистрировался в той же системе и распечатал мне полис из Интернета. На принтере на обычной бумаге. Сказал, что впредь я смогу сама делать то же самое дома, так как защищенные бланки отменены.
По его словам, очередь в офисе страховой компании объясняется тем, что автовладельцы не желают самостоятельно оформлять ОСАГО онлайн.
Вера ЛЕБЕДЕВА
ОТ РЕДАКЦИИ
Свидетельств того, что ряд страховых компаний искусственно усложняют жителям области покупку полисов ОСАГО, обуславливая это приобретением дополнительных и часто ненужных услуг, слишком много, чтобы считать их случайностями и «единичными случаями».
Поэтому «ВВ» обращаются к руководителям областной прокуратуры и территориального отделения ФАС: господа, вы можете считать этот материал основанием для проверки страховых компаний на предмет сговора и нарушения прав клиентов. Активистам ОНФ дарим эту тему для проведения общественной экспертизы.
Уважаемых депутатов Госдумы от Владимирской области просим поднять этот вопрос на ближайшем заседании ГД, чтобы в парламенте приняли такой закон об ОСАГО который будет выгоден всем сторонам, и чтобы люди, наконец, перестали тратить нервы и время на получение страхового полиса.
«ВВ» также готовы предоставить газетные площади руководителям страховых компаний для изложения своей позиции.
Фото с сайта tverigrad.ru