16 декабря, 06:37
27 сентября в 15:00

Стройки Владимира: город уповает на помощь АВО?

Фото: Наталья Ларина
Мэрия Владимира отказывается от планов строительства социального дома в Оргтруде. Депутаты горсовета выделили 300 тысяч рублей из бюджета, чтобы закопать котлован. Весной в него упал ребенок, и только случайность помогла обойтись без серьезных последствий. Охрану бесхозной стройки организовать проблематично. Только забор на объекте восстанавливали дважды. Почему город вынужден зарывать бюджетные деньги в землю?

Дно котлована выстилали миллионами

История оргтрудовского социального дома типичная. Его должны были начать строить летом 2013 года. Он оценивался в 108 миллионов, но в год начала строительства бюджет выделил на него 1,3 млн рублей, на 2014 год — 1,1 млн. Позже подкинули 20 миллионов.

Плюс начались проблемы с подрядчиками. Первый проскучал на стадии фундамента, ожидая финансирования из городской казны. Ему на замену по итогам торгов пришла «Евроотделка» - после чего работы на объекте прекратились вовсе. Надо ли говорить, как встретили новость о зарытии котлована жители аварийных домов по соседству со стройкой? Они последние лет пять надеялись съехать из своих халуп в новостройку.

А ведь у города был более удачный опыт социальных домов на Фатьянова и Тихонравова. Строили да, долго, но в итоге люди новоселье справили.

Далее - долгострой в парке «Добросельском». Здесь планировали возвести современный спорткомплекс с бассейном. У него даже адрес есть: Суздальский проспект, 10. Сейчас здесь только видавшая виды будочка. Вокруг местами поваленного забора - тропы, проложенные горожанами по малой и большой нужде. За забором бурьян. Сквозь него виден масштаб бедствия: Дворец спорта остается проектом на бумаге и в следующем году отметит первое 10-летие с того момента, когда градоначальники начали о нем говорить. В 2008 году Александр Рыбаков сообщал, что разработка проекта обошлась городской казне в 30 миллионов. При строительстве планировался вариант частно-государственного партнерства с участием иностранного инвестора.Однако заграница не помогла.

Летом 2011 года о дворце снова заговорили. Тогдашний директор МУП «Владстройзаказчик» Олег Маханько заверял, что до конца года к объекту подтянут коммуникации, поднимут фундамент, а в 2012 году уже и поплывем по водным дорожкам. Попутно сообщили сметную стоимость проекта - более 330 миллионов рублей (до этого звучала более скромная цифра в 200 млн). Потом проект оценили в 1,2 млрд рублей. Его подробности так и остались засекреченными - только общие слова, что Доброму нужен бассейн...

За 2013 и 2014 годы бюджет выкроил на этот важный спортобъект всего 23 миллиона. На эти деньги подрядчик убрал старые сваи и забил новые. Видимо, власти надеялись, что эти телодвижения оценят в профильных министерствах и включат спорткомплекс в какую-нибудь актуальную программу, обеспечив финансирование строительства. Но Москву котлован со свежими сваями не впечатлил. И город к стройке охладел. В 2015 году в городской казне денег на него не предусмотрели. Равно как и в прошлом, и в нынешнем. И стоило ли изначально закапывать в землю как минимум 23 миллиона? Не дороговато ли обходится налогоплательщикам такая имитация бурной деятельности?

Мечтать за рамками бюджета?

На фоне этой истории кажутся разумными увещевания всё того же Маханько (ныне он - начальник архитектурно-строительного отдела администрации Владимира) на общественных слушаниях на минувшей неделе, где обсуждали проект строительства дороги-дублера, которая должна соединить улицы Мира и Юбилейную. Он считает, что «проект планировки рассматривает концептуально мечту и потребность, необходимость какого-то проекта в принципе». Стоимость проекта сопоставима с затратами на Лыбедскую магистраль — порядка 2 миллиардов. Оговорка по Фрейду: помечтаем и историю замнем?

Так стоит ли мечтать о проектах, которые, очевидно, городу не по карману?

Стоит! Если знать, что на уровне области и Федерации есть кому подставить свое сильное плечо. И подобные удачные проекты слияния нескольких бюджетов в последние годы были.

В 2013 году город расширил дамбу (участок Судогодского шоссе, проходящий в пойме Клязьмы). Потратили 78,3 миллиона, из которых 58,6 дала область, а сам город — лишь 19,5.

В 2015 году закончилась «почти безнадежная история» (формулировка сити-менеджера Шохина) со строительством спорткомплекса при юрьевецкой школе № 42. Его возводили с 90-х годов ХХ века. В 2013 году дело сдвинулось после того, как город и область договорились - в стройку поэтапно два года вкладывали на паритетных началах более 220 миллионов рублей. Кирпичная коробка стала современным спортзалом и бассейном.

Особняком в этом ряду стоят проекты реконструкции «Патриаршего сада», Молодежного сквера, пешеходка на Георгиевской. В адресной инвестиционной программе города эти проекты появились лишь после инициативы областной администрации и губернатора Орловой.

На «Патриарший» сначала складывались втроем: город (34 млн), область (22 млн), Сбербанк (20 млн). На вторую очередь объекта выделили 134,9 миллиона рублей (44,8 из городского бюджета и 90,1 — из областного).

На обустройство Молодежного сквера город тратился сам — 5,9 млн. рублей. На «пешеходку» тоже пошли городские миллионы: 39,2 млн. В обоих случаях проекты успешные. Единственный «минус» для городского бюджета — затраты на их содержание выросли.

А вот инициатива мэрии по обустройству городского пляжа на правом берегу Клязьмы в 2014 году провалилась. В прошлом году о ней уже начали забывать.

На бумаге все в порядке?

В этом году владимирцы получат три обновленных городских сквера: на Стрелецкой, в Перекопском городке, на улице 850-летия Владимира (общая сумма — 58 млн). Опять-таки на условиях софинансирования: федеральный бюджет, область и город. Еще 31 миллион «ушел» на реконструкцию сквера за ГДК - на тех же условиях.

Эти «скверные» перемены можно считать удачными. Ведь ранее собственными силами город, по сути, смог только начать реконструкцию парков «Дружба» (28,2 млн) и ЦПКиО (более 50 млн рублей). На обновление парка «Добросельский» у мэрии средств не осталось. Весной 2015 года в рамках сокращения бюджетного дефицита деньги со статьи «Разработка проектно-сметной документации на благоустройство парка «Добросельский», (чуть более 2 млн) были сняты.

Бюджет Владимира вообще очень подвижный. На каждом заседании горсовета львиная доля повестки дня отдана бюджетным изменениям. И сентябрьская сессия не будет исключением. Поправок — масса.

Депутаты уверены, что проголосуют за принятие в казну более 400 млн рублей, основная часть которых предусмотрена на строительство школы в 8-ЮЗ. Той самой, о которой уже и Путин в курсе. Цена контракта - 422 миллиона 983 тысячи. Из областного бюджета выделено 400,6 миллиона, из городского - 22,4 миллиона. Ждем подвига: к новому году коробка школы должна стоять.

Но складывается впечатление, что возведение социальных и спортивных объектов — вообще не «конёк» областного центра. Вспомним, как современный спортивный гимнастический центр как дополнение к существующей спортшколе олимпийского резерва им. Толкачёва остался только на бумаге. Сейчас на его месте шумят молодые деревца. Экологи довольны. Учащиеся спортшколы и наставники — не очень. Город так и не изыскал средства на строительство объекта.

Стадион «Юность» должен был радикально измениться. Рядом с ним планировали масштабный спортивный центр с несколькими залами и ледовый дворец. «Качество искусственного льда будет одним из лучших в ЦФО. На крытом катке смогут бесплатно заниматься воспитанники школы хоккея. А размеры ледовой арены позволят устраивать не только массовые катания, но соревнования любого уровня», - обещали чиновники. На деле — ничего. Рядом с «Юностью» теперь огромный торговый центр.

В юго-западном районе, рядом с дорогой в микрорайон Вышка, была задумка разбить шесть крытых теннисных кортов. Результат тот же — несбывшиеся мечты.

Достать АИП и плакать?

Но мечтать мэрия должна уметь. Для этого есть адресная инвестиционная программа (АИП). Объемы ее финансирования складываются из областного и городского бюджетов. В ней расписывают все «хотелки» города, а потом следует отчет за их выполнением. Судя по ним, за последние 6 лет общий объем средств на реализацию программы вырос с 932 млн в 2010 году до 1,3 млрд в 2015-м. Но доля города оставалась весьма скромной.

Самой весомой в сравниваемом периоде она оказалась в 2010 году: 506,8 млн, превзойдя долю области более чем на 80 млн. В тот год самым масштабным был проект транспортно-пешеходной дороги на улице Юбилейной — и она была открыта.

Самый низкий объем АИПа у города был в 2011 году: 482,4 млн Практически поровну разделили нагрузку по формированию программы область и город.

В 2012-м два бюджета наскребли на городские проекты 587 млн. Город влил 386 млн, область - 201,4 млн. В Оргтруде тогда достраивали первый дом для переселенцев (почти 46 млн рублей дал город), у пяти школ обновили спортплощадки, для ЦУГД закупали спецтехнику.

В 2013-м Владимир и область снова были практически на равных при формировании АИПа. Общий объем — 534 млн рублей, из которых 274 из городской казны. Тогда доделывали расширенную дамбу, строили детсад в восточном районе, реконструировали ДОУ № 68, обновляли парк «Дружба».

АИП вырос в 2014 году — 976 млн рублей. Треть денег программы — это финансы, «выбитые» областью из федерального центра на Лыбедскую магистраль (первый транш в 300 млн). «Программная» доля города осталась практически на уровне 2012 года - 381 млн. В 2015 году, когда, согласно отчету мэрии, АИП увеличилась до 1,3 млрд, город свою долю даже уменьшил: 353,7 млн рублей.

Но самое яркое впечатление о том, насколько прижимисты у нас градоначальники, дает структура АИП-2016 года. При общем объеме в 948,9 млн средства бюджета города составили 158,2 млн (более чем в 3 раза меньше, чем в 2010 году). Областной бюджет выделил 790,7 млн рублей. Львиная доля вложений - в Лыбедь (344 млн) и строительство трубопровода на Октябрьском проспекте (122 млн).

Думаю, и в нынешнем году тенденция останется прежней. И на то есть объективные причины. Городской бюджет остается дефицитным, но при этом с ярко выраженной социальной направленностью. Мэрия постоянно изыскивает средства на сокращение разрыва между доходной и расходной частью и, что скрывать, источники находит и в инвестпрограмме.

В такой ситуации сложновато мечтать о развитии инфраструктуры: новых дорогах, мостах, переходах, зонах досуга. Но без нее Владимир замрёт и станет неинтересен.

У щедрой поддержки области есть и обратная сторона. Приходящие из области сотни миллионов рублей в казну города мало стимулируют мэрию к поиску новых решений в интересах развития Владимира. Неужели городские чиновники просто успокоились, потому что за их спиной есть АВО и Орлова, которые и побеспокоятся о новых объектах города и найдут на них деньги?

Светлана САЛАТАЕВА.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
В диалоге с жителями 13 декабря в 17:04
Порядок в муниципалитете во многом зависит от конкретных людей, от их желания и умения работать на общее благо. Главе администрации Головинского сельского поселения Валентину Кутковскому и его единомышленникам удалось до…
Во Владимире «прозрачные» закупки 13 декабря в 16:51
В Москве подвели итоги Национального рейтинга прозрачности закупок-2017. Его участники - 85 субъектов РФ, 85 региональных столиц и крупнейших муниципальных образований, а также более 250 государственных и корпоративных з…
Владимир получит бюджет выживания 11 декабря в 13:22
Депутаты Владимирского городского СНД во втором чтении рассматривают бюджет-2018. Уже сейчас ясно, что многие обсуждавшиеся ранее с участием горожан «хотелки» останутся лишь на бумаге.

Орфографическая ошибка в тексте