11 декабря, 03:20
23 ноября в 17:26

ОСАГО: остерегайтесь мошенников

Фото: с сайта zakoniavto.ru
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) – одна из самых обсуждаемых в обществе тем. Ничего удивительного – ведь автолюбителей в России с каждым годом становится все больше. А сфера ОСАГО богата на резонансные события и всевозможные нововведения. Например, с начала 2017 года ЦБ ввел обязательный порядок продаж электронных полисов ОСАГО (е-ОСАГО). В апреле вступили в силу изменения в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натурального возмещения над денежными выплатами. С 1 октября договоры ОСАГО оформляются на бланках нового образца – намного более защищенных, чем прежние. Наконец, с 1 января 2018 года существенно – с 5 рабочих дней до 14 календарных – увеличивается т.н. период охлаждения. О том, что происходит на рынке ОСАГО, о взаимоотношениях страховых компаний и автовладельцев мы беседуем с заместителем управляющего Отделением Владимир ГУ Банка России по ЦФО Александром Хлысталовым.

- Александр Борисович, за 10 месяцев этого года страховщики продали почти 6 миллионов электронных полисов ОСАГО. Это в разы больше объема продаж за предшествующие 1,5 года. Динамика впечатляющая. Это следствие введения обязательного порядка продаж электронных полисов?

- Разумеется. С 1 января 2017 года все страховые компании, продающие полисы ОСАГО, обязаны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов и – по желанию клиента – заключать договоры в электронном виде. Электронное ОСАГО введено для защиты от недобросовестных посредников (т.н. уличных брокеров) и для удобства клиентов – чтобы автовладелец мог оформить полис, не выходя из дома. Соблюдение страховщиками требований по бесперебойным продажам электронных полисов осуществляет Банк России. Сейчас в день в стране продается по нескольку десятков тысяч е-полисов. Во Владимирской области к середине ноября этого года было оформлено 54668 полисов е-ОСАГО.

Но есть и проблемы. Некоторые автовладельцы недостаточно хорошо владеют компьютером, другие не хотят тратить время на оформление полиса и связанное с ним сканирование документов, третьи сталкиваются с проблемами загрузки данных на сайте, постоянным обновлением страницы, где требуется снова и снова вводить данные…

А бывает, что автовладелец получает необоснованный отказ в продаже такой страховки или перенаправление на сайт замещающего страховщика. Именно с этим связан довольно высокий процент недовольных ситуацией с оформлением е-ОСАГО.

И у первых, и у вторых, и у третьих есть два пути: либо пойти проторенной дорожкой в офис страховой компании и оформить полис по старинке, либо обратиться к «помощникам», предлагающим свои посреднические услуги, на другом сайте. В первом варианте, разумеется, нет ничего плохого, но второй чреват серьезными неприятностями.

- Чем рискуют автовладельцы, которые обращаются к посредникам?

- Недавно появилась информация: до 10 процентов проданных в этом году полисов е-ОСАГО могут содержать недостоверные данные. Электронные продажи повысили доступность этого вида страхования, но как только они стали массовыми, ими заинтересовались и мошенники.

Недавно Банк России выявил новый вид мошенничества. Схема проста, но работает исправно. Мошенники намеренно подают страховщикам недостоверные сведения о водителе и автомобиле, чтобы уменьшить стоимость полиса. Например, завышают стаж вождения и занижают мощность двигателя. Чаще всего занижают территориальный коэффициент (например, регионом проживания вместо Москвы, где коэффициент к цене полиса - 2, указывают Крым или Чечню, где коэффициент 0,6). На свой электронный адрес они получают от страховой компании полис, меняют его с помощью графического редактора и отдают водителю в распечатанном виде уже по другой, гораздо более высокой цене. А клиент и не подозревает, что его данные указаны неверно.

У страхователя с таким полисом могут возникнуть проблемы при наступлении страхового случая, когда будет обнаружено несоответствие данных, внесенных при оформлении ОСАГО. В случае аварии, если виновником окажется покупатель такого полиса, выплаты пострадавшим он вынужден будет делать самостоятельно. Ведь его полис недействителен.

- А что Банк России, мегарегулятор, предпринимает для пресечения деятельности злоумышленников?

- Банк России вместе с представителями страхового сообщества разрабатывает комплекс технологических и нормативных мер, направленных на предотвращение таких проявлений. Среди возможных средств борьбы с ними – создание единой базы ГИБДД, имеющей объединенный интерфейс с базой РСА. Если это будет сделано, то при оформлении полиса е-ОСАГО запрос подтверждения данных об автомобиле автоматически уйдет в базу ГИБДД.

Еще одно предложение – разрешить страховой компании расторгать в одностороннем порядке договоры, составленные с явными нарушениями, в частности, с недостоверными данными. В настоящее время страховщик не имеет права отказать в заключении договора в момент продажи электронного полиса (в отличие от бумажного), только через суд.

Президиум Всероссийского союза страховщиков (ВСС) утвердил форму ежеквартальной отчетности по мошенничеству, которую страховые компании обязаны сдавать. Впервые такой документ страховщикам придется сдать за III квартал 2017 года – уже к 1 декабря.

Отчетность по мошенничеству - это информация о частоте обращений страховщиков в полицию, о количестве возбужденных уголовных дел, отказах в возбуждении, о количестве дел, находящихся на рассмотрении. Сюда же войдут сведения о фальсификации документов страхователями. Отчетность страховщиков о мошенничестве будет направляться в ЦБ РФ, Минфин и правоохранительные органы. Эти данные станут основой для создания внутренних базовых стандартов борьбы с мошенничеством.

- А как автовладельцам уберечься от таких мошенников?

- Что касается автовладельцев, то, во-первых, напомню всем, что посредничество в электронном ОСАГО запрещено. Если страхователь все же обратился к посредникам и купил полис у них, ему обязательно следует самостоятельно проверить приобретенный документ по базе Российского союза автостраховщиков (на сайте РСА) на предмет подлинности и соответствия действительности указанных в нем данных. Если при проверке будут обнаружены признаки мошенничества со стороны посредников (либо страховщика), необходимо сразу обратиться в полицию с соответствующим заявлением. Кроме того, надо представить все платежные документы, подтверждающие, что полис приобретен у конкретного лица.

- А ведь есть еще и фишинговые сайты-клоны…

- Фишинг – еще один распространенный вид мошенничества в сфере ОСАГО: мошенники создают сайты-клоны ресурсов крупных страховых компаний. Фальшивые сайты обычно имеют очень схожий с оригиналом дизайн, могут предоставлять возможность оформить полис он-лайн и оплатить его на сайте. Даже название страницы очень похоже на подлинный сайт страховщика. Но лишь похоже… Желающие купить полис заходят на сайт, заполняют анкету, оплачивают «покупку», – и в лучшем случае получают очевидную подделку.

Такие же ресурсы есть и в сфере микрофинансовых организаций. Банк России уже рассылал по страховщикам и МФО письма с просьбой информировать регулятора об обнаружении мошеннических сайтов.

Чтобы избежать обмана, следует оформлять е-ОСАГО только на официальном сайте страховой компании, продающей электронные полисы. Чтобы узнать правильный адрес сайта страховщика, нужно использовать список на сайте РСА (www.autoins.ru) в разделе «Электронный полис ОСАГО». Рекомендуется внимательно проверять соответствие адреса сайта официальному сайту страховой компании, а также изменение этого адреса при переходе на новые страницы сайта.

Одним из признаков сайта-клона может считаться предложение оплатить полис ОСАГО через сервис электронных кошельков. Если вы все-таки стали жертвой обмана, следует обратиться в правоохранительные органы.

Автор: Виктор Алехин
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Муромский бизнесмен признан лучшим молодым предпринимателем России 5 декабря в 12:10
Андрей Духовской стал победителем конкурса «Лучший молодой предприниматель России — 2017» в номинации «Производство». Награду он получил за морсы по старинным домашним рецептам.
Кому доверяют владимирские потребители 28 ноября в 12:22
Подведены итоги VI регионального конкурса «Диплом «Доверие потребителей». 23 ноября 56 компаний из разных территорий области получили дипломы победителей и право на использование символики конкурса в течение года на свое…
Возможно, лучший подарок к празднику 22 ноября в 17:20
Совсем скоро начнется предновогодняя лихорадка. В плохо скрываемой панике мы будем бегать по магазинам и искать подарки родным, друзьям, коллегам. Запросы традиционные: чтобы глаз радовал, был полезным и, что еще важнее,…

Орфографическая ошибка в тексте