6 декабря 2017 в 15:32

Военный комиссар Владимирской области Владимир Кручинин: «Завидую тем, кто служит сегодня»

Фото: Владимир Чучадеев
В прошлом году на должность военного комиссара региона-33 назначен полковник запаса Владимир Кручинин. Для большинства наших земляков - новое лицо. Для тех, кто хорошо знает работу владимирского военкомата, - старый знакомый, кадровый офицер.

- После ухода в отставку генерал-майора Николая Сеньшова, бывшего военным комиссаром области более 13 лет и пользовавшегося у владимирцев непререкаемым авторитетом, в нашем регионе офицеры на должности подолгу не задерживались. Владимир Михайлович, с чем связана такая текучка кадров?

- В 2008 году тогдашний министр обороны Сердюков сделал сотрудников военных комиссариатов гражданскими служащими. Со всеми вытекающими последствиями. Работа напряженная и ответственная, но ни выслуги лет, ни воинских званий здесь уже не получить. И оклады скромные. Поэтому чего удивляться, если люди переходят на другую работу с лучшими условиями. Это серьезная проблема. Раньше в военкоматы для продолжения службы направляли армейских офицеров. Сегодня в воинских частях служить намного интереснее. А кто будет работать в военкоматах? Люди, совсем не имеющие опыта армейской жизни, по моему личному мнению, не совсем подходят для такой работы. А офицеров запаса «заманить» сложно.

У этой проблемы есть и другая сторона - поколенческий разрыв. Грамотного сотрудника военкомата нужно вырастить - для этого требуется время и молодые кадры. А пенсионера только подготовишь, как он или найдет должность получше, или в отставку уйдет. Да и вопрос престижа службы тоже не последнюю роль играет. Думаю, со временем военкоматы вернутся в систему военной службы.

- Вы же вернулись в военкомат…

- Ну, так я военный пенсионер, получаю пенсию. На жизнь хватает. Да и военкомат мне родная организация. Мы с тех времен, как областной военкомат возглавлял Николай Алексеевич Сеньшов, всегда по всем показателям на лучших местах значились. Сыграли роль и некие моральные обязательства перед своими коллегами, и перед памятью Сеньшова (Владимир Кручинин был его заместителем. - Прим. авт.) мы должны удержать ту планку работы, которую задал он.

- А что послужило изначальным мотивом для выбора военной профессии?

- У меня отец и дядя – фронтовики. Отец 1926 года рождения, последний призыв на Великую Отечественную войну. Ушел на фронт в 18 лет, в артиллерию. Вот его и дядины рассказы, наверное, и определили мой жизненный выбор. При этом я всегда хотел быть именно артиллеристом. Артиллеристы – это же боги войны. После школы поступил в Тбилисское высшее артиллерийское командное училище. Строил планы поехать на Дальний Восток, но меня оставили служить при училище, комвзвода.

- Как служилось?

- Отлично. У меня самые теплые воспоминания о том времени остались. Все-таки молодость.

- Ваша служба там пришлась на время распада Советского Союза и активизации националистических процессов. Неужели ничего этого не замечали?

- Я уехал учиться в академию в 1990 году. Нападения на воинские части, выдавливание наших военнослужащих начались позднее. Когда я начинал службу, у нас вообще никто не придавал значения национальностям. Жили дружно. По выходным накрывали общий стол во дворе, образованном двумя многоэтажками. Правда, после событий 1989 года некоторое напряжение в отношениях все же появилось.

- После разгона демонстрации у Дома правительства?

- Да.

- А что там на самом деле было? Было ли «избыточное применение силы», как писали в официальных документах?

- Была продуманная и хорошо организованная провокация. На площади кроме мирных митинговавших появился и вооруженный отряд. Боевики готовились в лагере за городом. У них были заточки, ножи, арматура, огнестрельное оружие. У солдат внутренних войск оружия вообще не было, а армейским не выдали патронов. Когда боевики оттеснили «вэвэшников» и возникла угроза взятия Дома правительства, вот тогда безоружные десантники и отработали по боевикам подручными средствами. Причем ювелирно отработали. Жертвы были - около пятнадцати погибших, но люди в основном погибли при давке в толпе, а не от действий военных. Просто как раз в то время начался медийный накат на армию, вот и появились мифы про «убийство мирных граждан саперными лопатками». Не было этого. Вся вина за человеческие жертвы – на тех, кто эту провокацию организовал.

- Почему, если было известно о лагере подготовки боевиков, не были приняты меры заранее? Почему выставили солдат безоружных против боевиков?

- Не по компетенции вопрос. Не знаю. Может, не были готовы к серьезным столкновениями с вооруженными группами, в СССР такого опыта не было. Но с учетом последующих событий, складывается впечатление, что и некоторые политики были заинтересованы в дестабилизации обстановки, нагнетании межнациональной розни, развале страны. Для этого и армию хотели развалить.

- В Подмосковье тогда тоже служба не сахар была?

- Тогда всюду было нелегко. Но трудности солдата только закаляют. Когда в академии учился, приходилось в 4 утра вставать, занимать очередь за молоком для двухлетнего сына, чтобы до начала занятий успеть. Потом, я уже в Таманской дивизии служил, начались задержки с жалованьем. Даже будучи уже начштаба полка, по ночам в Москву таксовать ездил. Всякое было. Первую свою квартиру я вообще только в 2003 году получил, когда военным сертификаты выдавать начали. Мне уже 45 исполнилось. Уже и дети выросли. А до этого мы с семьей, с тремя детьми, либо на съемных квартирах жили, либо служебным жильем пользовались. Во время службы в Таманской дивизии жили в учебном корпусе, в классной комнате. Зато площадь была большая – 72 квадрата. Так что во всем можно плюсы увидеть, если захотеть. Мы не одни такие были - не хватало жилья.

- Как ваша супруга на такую жизнь реагировала?

- С абсолютным пониманием. Я ни разу от нее упрека не слышал. Хотя знакомы со школы, учились вместе. Поженились сразу, как она Ивановский мединститут закончила. Мы за всю жизнь даже не поссорились ни разу. Всегда находили компромиссы. И это ее заслуга. Она - настоящая офицерская жена. Вот о ком писать стоит!

- Были мысли уйти из армии?

- Никогда. Это что, колхоз? Захотел – пришел, захотел – ушел? Нет, нас не так воспитывали. Выбрал профессию военного – служи, сколько требуется.

- Во Владимир вы в 1997 году перебрались?

- Да, и это была моя инициатива. У нас с женой родители уже очень пожилыми были. Хотелось поближе к ним – в Иваново или Владимир. Поэтому, когда освободилась должность в военном комиссариате Владимирской области, попросил о переводе.

- Служба сильно отличалась от того, что было в военной части?

- Кардинально! Здесь был выходной! Но на самом деле – служба она и есть служба. Тем более что на должности начштаба мне приходилось заниматься кадровыми вопросами, вопросами комплектования частей. Ну и Сеньшов – настоящим командиром был.

- Кстати, о выходных. А как вы проводите свободное время?

- В родительском доме, в деревне Увальево в Лежневском районе Ивановской области. Я же деревенский. Там для меня – лучший отдых. Пчел развожу, хожу на охоту. Летом полонику собираем, осенью - грибы. Да и просто по лесу погулять с собакой - удовольствие.

- Вы были начальником сборного пункта и имеете возможность сравнивать призывников 1990-х и сегодняшних. В чью пользу сравнение?

- Сейчас призывники и образованнее, и здоровее, да и с моральной подготовкой – все нормально. Зря на молодежь наговаривают. Раньше не редкость была, что на сборный пункт призывники приходили, мягко говоря, нетрезвыми. Сейчас такого нет. Почти нет ребят с недобором веса. А тогда ребята из деревень даже понятия не имели, что означают «первое блюдо, второе блюдо». Для них и было всего два блюда: картошка и капуста с огурцом. В некоторых частях даже создавались специальные подразделения для солдат с пониженной массой тела. Очень заметно, как меняется и армия, и общество, ну и призывники тоже. Армия - это отражение общества, показатель качества управления страной. Я, честно сказать, завидую тем, кто служит сегодня.

ДОСЬЕ «ВВ»

Владимир Михайлович Кручинин, полковник запаса. Родился 12 июня 1958 г. в г. Иваново.

После окончания школы в 1975 году поступил в Тбилисское высшее артиллерийское командное училище. В 1990 году направлен в Военно-артиллерийскую академию им. М.И.Калинина. После академии занимал командные должности в Таманской гвардейской мотострелковой дивизии. В 1997 году переведен на службу в военкомат Владимирской области. Уволен в запас с правом ношения военной формы в 2008 году. В 2016-м назначен на должность военного комиссара Владимирской области.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством, II степени, ведомственными наградами.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
49 минут назад Владимирские депутаты отдали «Дом-утюг» под факультет медуниверситета
Депутаты СНД города Владимира на заседании 24 апреля проголосовали за безвозмездную передачу Правительству региона помещений в скандально известном «Доме-утюге» на пересечении Горького и Мира. Здание с современной планир…
сегодня в 18:31 Во Владимире вручены награды от имени фонда «Народный фронт. Всё для Победы»
Необычная церемония награждения состоялась в начале заседания Законодательного Собрания Владимирской области 23 апреля: вручение благодарственных писем благотворительного фонда «Народный фронт. Всё для Победы». Их получи…