7 декабря 2017 в 16:10

Казначейству России – 25 лет!

Светлана Загваздина  Фото: предоставлено Управлением Федерального казначейства по Владимирской области
8 декабря 2017 года Казначейству России исполняется 25 лет. За этот временной промежуток решены очень серьезные и масштабные задачи: казначейские структуры страны превратились в эффективный регулятор бюджетных потоков, в контролирующий орган, обеспечивающий максимальную отдачу от каждого бюджетного рубля. И, что не менее важно, казначеи стали надежными и реальными помощниками всех получателей бюджетных средств.

Казначейские сервисы для областного и местных бюджетов

2 последних года и 10 месяцев 2017 года бюджеты Владимирской области привлекли свыше 76 миллиардов рублей со счетов неучастников бюджетного процесса (для сравнения - областной бюджет по расходам на 2017 год утвержден в размере чуть менее 52 миллиардов рублей). Это ярко демонстрирует отдачу от реализации лишь одного казначейского сервиса: перечисление средств неучастников бюджетного процесса в областной и местный бюджеты.

Запущен этот механизм приказом Минфина РФ. Для реализации его положений Управление Федерального казначейства по Владимирской области заключило 13 соглашений (одно по областному бюджету и 12 - по муниципальным образованиям) о перечислении остатков средств бюджетных и автономных учреждений областного и местных уровней в соответствующие бюджеты с их возвратом до конца финансового года. В рамках подписанных соглашений Управление обеспечивает ежедневное перечисление остатков денежных средств неучастников бюджетного процесса на соответствующие счета бюджетов и их возврат в объеме, необходимом для осуществления кассовых расходов данных неучастников бюджетного процесса.

Это никак не влияет отрицательно на финансирование бюджетных и автономных учреждений, зато выгода – очевидна: реализация данного механизма для бюджетов публично-правовых образований является источником финансирования дефицита бюджета на бесплатной основе.

Второй инструмент повышения ликвидности счетов публично-правовых образований - выдача краткосрочных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов. Бюджетные кредиты предоставляются региональному и местным бюджетам с 2015 года. Плата за пользование таким кредитом составляет всего 0,1% годовых. За 3 последние года Управление заключило 13 договоров на предоставление кредитных средств на 1 млрд 771 млн 927 тыс. рублей. Начислено и уплачено в доход федерального бюджета процентов за пользование средствами в размере 221 тысячи рублей.

Такая услуга, оказанная коммерческими банками, обошлась бы бюджетам в разы дороже и легла бы существенным грузом на их исполнение.

В перечень казначейских сервисов, оказываемых как областному бюджету, так и бюджетам МО, входит такой инструмент, как доведение лимитов бюджетных обязательств и учет бюджетных обязательств. Если в 2015 году соответствующие функции были переданы исключительно по получателям средств областного бюджета области, то в 2017 году эти полномочия приняты от 16 муниципальных образований, а на 2018 год ещё от 46 МО поступили обращения о передаче этого вида полномочий, которые будут удовлетворены.

Процесс доведения лимитов бюджетных обязательств, а также учета бюджетных обязательств неразрывно связан с деятельностью учреждений, по осуществлению закупочной деятельности. С 1 января 2017 года УФК были приняты полномочия от департамента финансов, бюджетной и налоговой политики АВО и от 55 финансовых органов МО по осуществлению контроля закупочной деятельности областных и муниципальных учреждений. С января 2018 года ещё 46 МО принято решение о передаче Управлению функции контроля закупочной деятельности муниципальных учреждений.

Передача Управлению данных полномочий позитивно влияет как на качество исполнения контрольных функций, так и на экономию средств в бюджете Владимирской области и бюджетах муниципальных образований.

Казначейское сопровождение бюджетных средств

На конец октября 2017 года в Управлении в целях казначейского сопровождения договоров, соглашений, контрактов открыто 365 лицевых счетов 104 юридическим лицам и 18 индивидуальным предпринимателям. Увеличились и суммы средств, поступившие на открытые счета.

Развитие этого направления деятельности началось с 2015 года, когда в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года была поставлена задача ужесточить контроль за движением государственных средств, включая федеральные и региональные субсидии предприятиям промышленности и сельского хозяйства. Их нужно перечислять конечному получателю только через казначейские счета. За три года развитие этой функциональной задачи шло по нарастающей. В 2015 году казначейское сопровождение распространялось только на субсидии, бюджетные инвестиции, взносы в уставные капиталы юрлиц, включенные в ограниченный перечень, утверждаемый Правительством РФ, а также суммы авансовых платежей, перечисляемые получателями бюджетных средств по миллиардным контрактам. В 2016 году сфера применения казначейского сопровождения существенно расширилась.

За прошлый год в Управлении 25 юрлицам в рамках казначейского сопровождения было открыто 30 лицевых счетов, в т.ч. крупным предприятиям области: ОАО «Муромский приборостроительный завод», ОАО «Владимирское производственное объединение Точмаш», ОАО «Завод им. Дегтярева».

Новый импульс получил процесс в нынешнем году. По состоянию на конец октября 2017 года в Управлении в целях казначейского сопровождения договоров, соглашений, контрактов открыто 365 лицевых счетов 104 юридическим лицам и 18 индивидуальным предпринимателям. Увеличились и суммы средств, поступившие на открытые счета.

По инициативе губернатора области Светраны Орловой и в соответствии с обращением ДФБиНП АВО было принято решение о предоставлении субсидий в виде грантов, предоставляемых на 2 года ИП, КФХ с применением механизма казначейского сопровождения. Средства областной субсидии в сумме 52,3 миллиона рублей в полном объеме зачислены на лицевые счета клиентов. С 2018 года АВО планирует все субсидии сельхозтоваропроизводителям предоставлять через механизм казначейского сопровождения.

В нынешнем году в рамках осуществления расширенного казначейского сопровождения концессионных соглашений в Управлении открыто 2 лицевых счета для реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры в городах Камешково и Суздаль.

Осуществление расширенного казначейского сопровождения концессионных соглашений — это прежде всего постоянный контроль за ходом выполнения работ. Контроль осуществляет контрольно-ревизионный отдел в финансово-бюджетной сфере, созданный в Управлении в минувшем году после упразднения Росфиннадзора. Всего по объектам проведено шесть выездных проверок, из которых в трех фиксировались случаи выполнения работ, не включенных в состав проектно-сметной документации или выполненных с отступлением от утвержденной проектно-сметной документации.

Масштабное развитие казначейского сопровождения не могло не затронуть структуру Управления и совершенствование сервисов для новых клиентов. В УФК создан отдел казначейского сопровождения. Для оптимизации процедур по открытию лицевых счетов, подключению клиентов к системе удаленного финансового документооборота, обеспечению средствами электронной подписи на сайте Управления в подразделе «Как стать нашим клиентом» размещено пошаговое руководство. В режиме «Единого окна» в течение 5 рабочих дней клиенту открывается лицевой счет, обеспечивается его подключение к СУФД и получение средств электронной подписи.

Всем клиентам с небольшим количеством платежей предоставляются рабочие места в Управлении и в территориальных отделах Управления, расположенных в районных центрах Владимирской области.

Для удобства клиентов казначейства

В настоящее время в Управлении банковские карты используют более 2300 бюджетных организаций и учреждений во Владимирской области. Общее количество выданных карт - около 4500 единиц.

В 2015-2017 годах во Владимирской области осуществлен постепенный отказ от использования денежных чеков и внедрение в практику хозяйственной деятельности организаций и учреждений расчетных (дебетовых) банковских карт с параллельным использованием «зарплатных» проектов. Это дало нашим клиентам, во-первых, расширение временных рамок обеспечения наличными деньгами. Появилась возможность в удобное время, в т.ч. и через банкоматы, снимать и вносить наличные денежные средства, причем снимать их частями по мере необходимости в течение 45 дней. Во-вторых, предусмотрена возможность осуществления расчетов банковскими картами за приобретенные товары, работы и услуги с использованием платежных терминалов. В-третьих, выдача карт осуществляется в необходимом количестве и на длительное время.

В этом году Управление совместно с кредитными организациями проводит работу по замене карт международных платежных систем Visa и MasterCard на карты российской платежной системы «Мир».

Электронный бюджет и развитие информационных технологий

Одна из главных задач сегодня - создание единой информационной среды на платформе государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Это позволит ускорить и упростить процесс сбора, обработки, контроля и анализа информации финансовыми органами всех уровней бюджетной системы РФ.

К примеру, при создании подсистемы «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет» были поставлены цели обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность процессов централизованного представления, свода и консолидации бюджетной (бухгалтерской) отчетности получателями и распорядителями средств федерального бюджета, федеральными бюджетными и автономными учреждениями, администраторами доходов федерального бюджета.

Задачей Управления является проведение мониторинга бюджетной (бухгалтерской) отчетности: предварительная проверка бюджетной (бухгалтерской) отчетности, контроль сроков и полноты сдачи отчетности, повышение её качества, мониторинг соответствия сдаваемой отчетности установленным требованиям.

Для повышения эффективности исполнения бухгалтерской функции в секторе государственного управления РФ действующая организационно-функциональная модель ведения бюджетной отчетности будет трансформирована в централизованную модель с концентрацией основных операционных издержек в Федеральном казначействе. С 1 января 2018 года в рамках пилотного проекта Федеральная служба по аккредитации передает полномочия по ведению бюджетного учета, формированию бюджетной отчетности, начислению и оплате труда Федеральному казначейству. Реализация проекта позволит показать преимущества представления казначейских сервисов и станет основой для дальнейшей централизации бухгалтерских функций в Федеральном казначействе и его территориальных органах.

За последние годы повысилась эффективность работы и другой государственной информационной системы: о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Она аккумулирует огромный массив информации и рассчитана на широкий круг потребителей, как физических, так и юридических лиц. В режиме реального времени ГИС ГМП предоставляет гражданам сервис при получении государственных услуг. Тем самым обеспечивается реализация прав граждан на получение государственных и муниципальных услуг без предоставления документов, подтверждающих факт их оплаты.

В нынешнем году Управление приступило к информационному взаимодействию с ГИС ЖКХ. Это централизованная информационная система в сфере жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru), цель которой в том, чтобы вместо многочисленных сайтов с разрозненной информацией появился полноценный единый информационный ресурс в сфере ЖКХ. Только за июль-октябрь этого года Управлением направлено в ГИС ЖКХ более 30 тысяч извещений о внесении бюджетными организациями и учреждениями платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Формирование новых информационных площадок, таких масштабных, как ГИИС «Электронный бюджет», с его подсистемами, стало для коллектива Управления серьезной проверкой. Это дается нелегко, но в плановые сроки специалисты Управления вписывались, их помощь учреждениям и организациям была оперативной и квалифицированной.

Переход клиентов казначейства к активному использованию государственных информ-систем требует от их операторов совершенствования информационных технологий. Управление Федерального казначейства по Владимирской области активно участвует во многих пилотных проектах Федерального казначейства. С 1 января 2010 года Управление одно из первых в РФ перешло на эксплуатацию «Автоматизированной системы Федерального казначейства».

В последни годы Управление является одним из основных пилотных регионов в части тестирования новых версий программного обеспечения, применяемого для реализации функций Казначейства России, а также подсистем и компонентов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Отработка этих и других IT-технологий, в пилотировании которых участвует Управление, позволяет клиентам казначейства активнее осваивать информационные сервисы.

Развитие Казначейства России будет продолжено и в будущем. Всем бюджетополучателям будут предоставлены новые казначейские сервисы и новые возможности с еще большей эффективностью использовать бюджетные средства.

Светлана ЗАГВАЗДИНА,

руководитель Управления Федерального казначейства по Владимирской области.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 12:20 Фермер из Александровского района заготавливает и перерабатывает березовый сок
Житель поселка Майский Сергей Батурин - личность неординарная. Это становится ясно, когда узнаешь, сколько он имеет образований и специальностей. Он и агроном, и педагог-психолог, и регулировщик радиоэлектронной аппарату…
сегодня в 10:54 Во Владимире городские службы устраняют последствия штормового ветра
Во Владимире специалисты городских служб устраняют последствия вчерашней непогоды: из-за шквалистого ветра в городе упало несколько деревьев, в некоторых случаях повредив при этом провода.