18 февраля, 11:42
18 января в 11:43

Цветаевский след в Александрове: история утрат и обретения

История эта известная. С осени 1915-го по май 1917-го сестры Цветаевы и их близкие жили в Александрове: Анастасия с мужем и детьми - постоянно, а Марина - наездами из Москвы. Домик, что снимали Цветаевы у местного учителя Лебедева, долгое время у почитателей литературы Серебряного века был местом паломничества. Был, да, как говорится, и сплыл, то есть разрушился, сгнил от времени и плохого призора. А вот цветаевский музей, по утверждению его создателей изначально задуманный как музей-метафора, жив и даже справил новоселье.

Где эта улица, где этот дом?

Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых расположен на улице Военной. Честно говоря, реконструированный (по сути, вновь построенный) дом с мемориальной доской, посвященной почему-то только одной Цветаевой - Марине, выглядит слишком уж новым. К тому же он пропитан противопожарным раствором, замедляющим старение древесины, так что эффекта новизны еще долго нельзя будет не заметить. Особенно ярки цветаевские «хоромы» на фоне соседнего строения - приземистой избушки, где обитала семья домовладельца Лебедева. В сохранившемся лебедевском жилище сегодня также музейная экспозиция - «Последняя встреча», посвященная тому счастливому времени, когда в Александров съехались все: сестры Цветаевы, их мужья и дети. Через дорогу в двухэтажном каменном особняке - экспозиция «Александров - столица 101 километра». Рядом - сквер сестер Цветаевых. Так в Александрове сложился цветаевский квартал. На улице Институтской находится еще один филиал музея - зал камерной музыки, но он больше для встреч и концертов, а за возможностью увидеть реликвии туристы все-таки идут в «цветаевский новодел». Правда, директор музея Лев Готгельф считает, что после реконструкции ничего потеряно не было — в плане нематериального культурного наследия, конечно. Да и сама реконструкция, по мнению Льва Кивовоча, проведена на высоком уровне.

- Мы пошли «гибридным» путем, разобрали обветшавший дом, сохранив те старинные элементы, которые можно было сохранить. Такая реконструкция деревянного дома совершенно не меняет статуса памятника. Кроме того он был искажен поздними перестройками, а сегодня он предстает в таком виде, в каком был во времена Цветаевых, - рассказывает директор и в качетве положительного примера реставрации деревянных построек приводит... синтоистские храмы в Японии. Они, дескать, каждые 300 лет разбираются и строятся заново, но и после этого считаются памятниками II-VII веков. К сожалению, дерево не долговечно.

- Дом превратился практически в труху, - напоминает Лев Готгельф. - Дождались, пока не провалилась крыша. В любой момент все могло рухнуть окончательно.

Благодаря губернатору и дружбе

По твердому директорскому убеждению, реставрация цветаевского дома произошла исключительно благодаря губернатору Орловой. В 2013 году Светлана Юрьевна смело вошла… нет, к счастью не в горевшую, но в разрушавшуюся избу, после чего и было принято решение о срочной реконструкции.

Процесс обретения крыши над экспонатами шел долго - более трех лет. Лев Готгельф связывает это с особенностями 44-го ФЗ.

Но в конце концов на областные и муниципальные деньги «цветаевский домик» был воссоздан. Проект обошелся в 7,5 млн рублей. Для создания экспозиции потратили еще около миллиона: в прошлом году был получен губернаторский грант в 700 тыс. рублей, 180 тыс. выделил район.

- Любой профессионал скажет, что на такие скромные средства сегодня экспозицию музея не сделать, - сказал Лев Готгельф. - Только концепция создания музея с эскизами стоит 3 млн рублей. Но пока еще существует особая валюта - дружба. Вот как у нашего музея с крупнейшим музейным художником страны Аветом Тавризовым. Основная экспозиция - его авторская работа.

Среди работ заслуженного художника России Авета Тавризова - музей Шагала в Ницце и музей Паустовского в Москве, музеи Есенина и Серебряного века в Москве... Тавризов является как раз приверженцем музея-метафоры. И этот известный и дорогой художник, узнав о возрождении «Цветаевского домика», сам позвонил Льву Готгельфу и вызвался создать проект экспозиции безвозмездно. В течение нескольких месяцев Тавризов регулярно приезжал в Александров и руководил работой по дизайну интерьеров и размещению экспонатов, в которой, кстати, участвовал и александровский художник Алексей Панин.

В конце декабря минувшего года новая постоянная экспозиция приняла первых посетителей. Это событие называют одним из важнейших в культурной жизни Владимирского региона в 2017 году. Тем более что на 2017-й пришлось 125-летие со дня рождения Марины Цветаевой.

Напряги фантазию!

Создатели экспозиции не ставили перед собой задачу полностью восстановить бытовую обстановку в жилище Цветаевых более чем 100-летней давности.

- Мы пытаемся методами музейного искусства воссоздать атмосферу того места и того исторического времени, в котором находится посетитель нашего музея, – замысловато поясняет Лев Готгельф. - В данном случае речь идет об атмосфере поэтического творчества Марины Цветаевой в Александрове, истории александровского лета Марины Цветаевой. Это был один из самых плодотворных периодов в ее творческой деятельности. Большинство стихотворений, написанных в Александрове, и составили цикл стихов, посвященный Ахматовой в сборнике «Версты». Не менее известен и цикл стихов о Москве. Здесь была масса историй, в том числе знаменитая встреча Марины с Мандельштамом, их прогулка отражена в стихах. Здесь прошел последний счастливый год для Цветаевых. Здесь они узнали об отречении царя. После этого наступил крах привычной жизни - эмиграция, тюрьмы, ссылки, смерть близких, нищета...

В экспозиции-метафоре легко уживаются и подлинные вещи периода 1915-1917 годов, и образы. Например, стеклянный стол Поэта перед зеркальным окном. На стенах можно увидеть тот самый морской пейзаж кисти Лагорио, который был у Лебедевых, и иконку Богородицы, которую много позже изготовила Анастасия Цветаева, находясь в заключении в лагере. А по дощатым стенам вьются изображения птичек и растений - опять же мотив поэтический. На зеркалах начертаны строфы Марины Цветаевой...

Важное место в экспозиции занимают фотографии. Среди них одна из самых известных, где сестры Цветаевы запечатлены с мужьями Маврикием Минцем и Сергеем Эфроном. А вот более редкое фото, где видна «владимирская нянька Надя», дети и муж Анастасии, про которого Марина написала: «Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами».

У каждого фото - своя история, которой с удовольствием поделятся с экскурсантами увлеченные сотрудники музея. Их рассказы помогут раскрыть значение каждого экспоната литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове, музея-метафоры, основанного, как пишут кинематографисты, на реальных событиях.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Алиса Аксенова: «Я вырвала из первого издания все тревоги о судьбе Суздаля» 8 февраля в 16:22
Презентация нового издания книги «музейной императрицы» Героя Труда России Алисы Аксеновой «Суздаль. XXI век» прошла в среду в «Николаевском посаде» города-музея. Алиса Ивановна пригласила на нее всех, кто, как она счита…
Владимирский русский оркестр почтит память священномученика Петра Скипетрова 5 февраля в 17:37
6 февраля в Санкт-Петербурге коллектив Владимирской областной филармонии под управлением потомка Петра Скипетрова выступит с концертом в честь 100-летия основания Александро-Невского братства.
Хор Сретенского монастыря звучал в «Александровской слободе» 5 февраля в 16:54
В музее-заповеднике «Александровская слобода» стартовал XXVI историко-культурный фестиваль. Великолепным концертом его открыл известнейший хор Сретенского монастыря – мировое явление современного хорового искусства.

Орфографическая ошибка в тексте