14 февраля 2018 в 16:20

Ночной дозор

Во Владимире в конце XIX века пожары, воровство, грабежи и другие несчастья случались по нескольку раз в неделю. Большинство преступлений совершалось в темное время суток. По городу, конечно, ходили караулы, но в отличие от багдадских коллег похвастаться им было нечем - неспокойно было в губернском центре ночью. Да и как свидетельствуют архивные документы 1860-х годов, сторожа свою работу, мягко скажем, не жаловали. А что?! Жалованья они не получали, добровольное денежное поощрение от горожан поступало нерегулярно... А кварталы, назначенные для охраны, были так велики, что пока сторож доходил до одного конца, в другом - воры лезли в дом. Многие стражники свои обязанности исполняли только до тех пор, пока обыватели не гасили огня и не ложились спать.

Долго дело делается

Разумеется, такой ночной дозор не устраивал горожан. Проблему обозначили, стали изучать опыт других губерний. К этому времени в соседних городах ночных сторожей уже взяли на довольствие - управа выдавала ежемесячно жалованье, она же принимала сторожей на работу, в «трудовом договоре» четко была обозначена территория охраны. Контролировала сторожей полиция.

Не прошло и пары десятилетий, как и во Владимире появился нужный документ, узаконивший статус ночных сторожей. 16 сентября 1893 года, то есть 125 лет назад, вышло «Обязательное постановление о ночных караулах, учреждённых в видах предупреждения пожаров», составленное Владимирской городской думой. В официальном документе оговаривались условия найма, труда и оплаты ночных стражей порядка. Устанавливался возрастной ценз от 21 года до 60 лет, предпочтение отдавалось нижним воинским чинам, состоявшим в запасе или бывшим в отставке. Жалованье должно было выдаваться по истечении месяца в размере от 8 до 10 рублей; деньги собирались с домовладельцев по раскладке, ежегодно составлявшейся городской управой. Город приобретал для сторожей свистки со шнурком и бляхи из белой жести с номером (носили на шапке).

Строго по инструкции

Одновременно с обязательным постановлением появилась и инструкция для ночных сторожей, подчинявшихся полицейскому приставу. Круг обязанностей «ночного дозора» оказался весьма широк. Сторожа должны были находиться на своем участке безотлучно. Зимой - с 8 часов, летом - с 10 часов вечера до рассвета и обходить свой участок как можно чаще. Главная обязанность - следить за противопожарной безопасностью. При появлении дыма или огня сообщать об опасности домовладельцам и соседям. Во время дневных пожаров сторож должен был немедленно явиться на место и находиться там до ликвидации возгорания.

В обязанности ночного сторожа также входило доставлять в полицейскую часть разбуянившихся пьяных, то есть «иметь строгое наблюдение за тем, чтобы порядок, тишина и спокойствие жителей отнюдь не были нарушаемы». Санконтроль тоже возлагался на сторожей: они были обязаны следить за исправной вывозкой из города нечистот, наблюдая при этом, чтобы нечистоты не проливались на улицах, а вывозились в исправных бочках. Зимой к этому добавлялся предписанный инструкцией контроль за уборкой снега: чтобы очищаемый с тротуаров снег не выбрасывали по ночам на улицы, а собирали в кучи в назначенные для того места.

Продуманный документ не означал сиюминутного и кардинального улучшения ситуации на практике. Слишком многого хотели от сторожей власти, а жалованье платили не такое уж и заманчивое. Так что хорошие уличные сторожа во Владимире встречались крайне редко.

Сокращение штата

Летом 1898 года в один из базарных дней недавно назначенный владимирский губернатор Николай Цеймерн проезжал по Владимиру и был чрезвычайно удивлён видом «ночных сторожей, стоящих на главной улице в изодранной одежде и с палкою в руках».

Губернатор обратился с письмом к городскому голове Шилову. По мнению Цеймерна, уличные сторожа в губернском городе не отвечали предъявляемым к ним требованиям. Желая оградить покой владимирских обывателей, губернатор предложил, чтобы собираемые сторожами деньги поступали в городскую кассу. На эти деньги содержать вместо «никуда негодных» 56 сторожей только 30, но полностью соответствующих должности. Ну и раз прибавили «копеечку», то уж требовать с них по полной.

5 октября члены городской управы и специальной комиссии одобрили предложения губернатора, но подстраховались - решили ограничить нововведения одним или двумя годами, а затем снова вернуться к обсуждению вопроса.

Кроме того, чиновники выступили с инициативой: для уплаты денег на наём стражников привлечь всех лавочников гостиного двора. Торговых лавок, владельцы которых предпочитали самостоятельно обеспечивать охрану имущества, по документам управы числилось 92 номера.

Наезд на лавочников

2 декабря на заседании особой комиссии градоначальник Шилов доложил, что горожане не приветствуют сокращение ночных сторожей. Обыватели опасались, что при малочисленности дозорных не получат гарантии безопасности. Шилов представил на обсуждение компромиссный вариант. Он предложил оставить ночных сторожей в том же составе и добавить к штату еще десять «спецов» - дисциплинированных и обмундированных по образцу городовых. На их содержание надо было установить сборы с до этого времени ускользавших от налога горожан. Необходимо было также, по его мнению, повысить налог с того имущества, которое оказалось обложенным сравнительно незначительной платой. 21 декабря гордума предложение Шилова приняла.

Содержание ночных стражников определили в размере каждому 150 рублей - на жалованье, 25 рублей - на обмундирование, 36 рублей - на квартирное довольствие. Вся сумма (2110 рублей в год) должна была собираться с владельцев недвижимости, главным образом с лавочников. Вместе с тем некоторые благотворительные учреждения от налога освободили.

Нововведение устроило далеко не всех. Наиболее активные и недовольные владимирские купцы Николай Парков и Виктор Воронин написали жалобу в Сенат. Постановление Владимирской городской думы об усилении ночных сторожей десятью стражниками высший орган государственной власти определил отменить, так как не была соблюдена установленная законом процедура изменения обязательных постановлений.

«Найден спящим на посту»

Тем временем в городскую управу продолжали поступать заявления от пострадавших от сбора на ночных сторожей владимирцев. Вот лишь одно из них. 8 марта 1899 года мещанские девицы Екатерина и Олимпиада Козиоровых писали: «Следуемый с нас ежемесячно на наем ночного уличного сторожа сбор в количестве 25 коп., по нашему мнению, в сравнении с другими домовладельцами, несколько неправилен, так как близ нас домовладельцы, имеющие более лучшие дома и участки земли, а также квартирантов и хорошие средства к жизни, платят ночному сторожу меньше, чем следует с нас; мы же каких-либо квартирантов за теснотою нашего помещения иметь не можем... средств к жизни мы совершенно никаких не имеем, добывать же себе пропитание своим трудом вследствие старости (одной 85 лет и другой около 60 лет) не можем и живем только благодаря добрых людей-благодетелей...». Далее они просили управу уменьшить сбор на 15 копеек в месяц. Просьбу Козиоровых рассмотрели и удовлетворили, установив сбор на ночного сторожа 10 копеек в месяц.

…«Дозорная» реформа забуксовала. Постепенно сторожевые участки опять сделались столь обширными, что не могли обслуживаться одним лицом. Летом 1908 года городские власти решили увеличить их число до 58, выделив в отдельные участки улицы Гороховую и Подбульварную. Ночным сторожам, состоявшими на службе не менее 5 лет, увеличили жалованье на два рубля в месяц. Несмотря на все усилия городских властей, принимаемые меры кадровой проблемы решить не могли.

В 1915 году приставы сообщали владимирскому полицмейстеру: «16 мая около 3 часов утра, во время обхода, ночной сторож Левин, который сторожит Юрьевскую улицу, отсутствовал и не находился на службе», «Уличный сторож 50-го участка Курилов найден спящим на посту в ночь на 3 число сего июля... », в ночь с 8 на 9 июля не было на своих участках пятерых сторожей.

Во Владимире было неспокойно....

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
48 минут назад Ольга Хохлова предложила расширить возможности для использования маткапитала
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова приняла участие в работе комиссии по вопросам социальной политики Совета Законодателей в Санкт-Петербурге. На мероприятии обсуждались вопросы повы…
сегодня в 18:55 Двое жителей Юрьев-Польского организовывали фиктивные браки для иностранцев
Юрьев-Польский районный суд вынес приговор в отношении двух местных жителей. Мужчину и женщину признали виновными в организации незаконного пребывания в РФ иностранных граждан. Подробности дела сообщает пресс-служба Прок…