14 марта 2018 в 16:24

Центр поддержки экспорта: дверь на внешние рынки

Внешнеторговый оборот Владимирской области в прошлом году увеличился на 17 %. Экспорт вырос на 5 % и составил $663 млн. По направлению он делится так: на $298 млн владимирские производители продали в страны ближнего зарубежья, на $365 млн - в дальнее. «ВВ» изучают механизмы, созданные в регионе для предприятий-экспортеров. Один из них появился сравнительно недавно - областной Центр поддержки экспорта.

Лидеры

По объему экспорта основные наши партнеры - Казахстан, Беларусь, Алжир, Украина, Египет, Польша, Германия, Индия, Узбекистан и Иран. Всего в регионе-33 в прошлом году числилось 249 компаний-экспортеров. Самые крупные из них (по статистической стоимости): «Ферреро», ЗАО «Муром», «Беко», ВНИИЗЖ, «ЗиД», «Мондэлис Русь», Муромский завод радиоизмерительных приборов, КПЗ «Новлянский», «Баутекс», Опытный стекольный завод. Это крупный бизнес, не только умеющий работать с заграничными рынками, но и под него во многом «заточенный» изначально. Та же фабрика «Ферреро» имеет экспорт до 15% от общего оборота, при этом в прошлом году оборот вырос на 7%.

Очевидная задача региональной власти - постоянно расширять пул экспортеров, подключать к внешней торговле местный МСБ. Ведь это дополнительные деньги для экономики региона, а производителям - стимул развиваться дальше. Часть МСБ уже готова к качественному экспортному рывку. Например, генеральный директор компании «КИТ» Павел Спичаков говорит:

- Мы за пять лет освоили самые современные технологии и заняли треть российского рынка медицинских масок, вместе с другими российскими компаниями вытеснив с него европейские и китайские аналоги. Теперь мы идем дальше и готовимся к выходу на рынки других стран.

Дебютный год и 31 контракт

И вот еще одна хорошая новость для амбициозного владимирского бизнеса. Завоевывать рынки других стран он будет не в одиночку. В АВО по решению губернатора Орловой в марте прошлого года создан региональный Центр поддержки экспорта (export33.ru). Он абсолютно бесплатно готов помогать экспортно ориентированным владимирским производителям на всех этапах продвижения на внешние рынки.

И уже помогает. Консалтинг, аналитика экспортного потенциала конкретного производителя, потенциальных рынков сбыта и страновых рисков, экспертиза экспортных контрактов, помощь в формировании и продвижении экспортных предложений вплоть до подготовки и переводов на любые языки презентационных материалов. А также организация образовательных семинаров для потенциальных экспортеров и участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях с оплатой трансферов, стендов и аренды оборудования...

В России уже создан 61 такой региональный Центр поддержки экспорта. Только за неполный дебютный год работы партнерами владимирского Центра стали 172 владимирских предприятия. 18 компаний участвовали в бизнес-миссиях в Армении, Казахстане, Узбекистане и Германии - и организацией всех переговоров в этих поездках занимались именно специалисты Центра. На всемирно известные выставки-ярмарки в Чехию, Белоруссию, Сербию, Турцию за год они cвозили 21 предприятие, оплатив аренду стендов, регистрационные взносы и доставку продукции для экспозиций. Еще для четырех предприятий модернизировали и перевели на английский язык их сайты. Для 12 организовали переводы презентативных материалов...

Финансируется эта работа из федерального и регионального бюджетов. А РЭЦ и Центр поддержки экспорта Владимирской области выступают как агенты, аккумулирующие у себя все данные.

Фактический итог работы Центра за год: 31 экспортный контракт с компаниями из 10 стран на общую сумму 189 миллионов рублей. Из них 124,6 миллиона - это поставки пищепрома: кондитерка, мука, напитки, грибы. А еще в списке стройматериалы, ветпрепараты, стеклотара, продукция химпрома.

Директор департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности АВО Инна Хроменкова констатирует: эффект таких презентационно-имиджевых мероприятий (выставки и бизнес-миссии) обычно растягивается надолго:

- Если в рамках бизнес-миссии наш производитель заключил один контракт, это не значит, что через полгода-год не последуют новые договоренности. Бизнесу в любой стране мира всегда нужно сначала присмотреться к новому партнеру.

Директор АНО «Центр поддержки экспорта Владимирской области» Любовь Пискунова подтверждает:

- Лаг эффекта может быть длинным. Месяц, год... Мы тесно общаемся с предприятиями и понимаем, что у них происходит после проведенных переговоров, и ведем их дальше - ведь на любом этапе, пока продукт не дошел до иностранного партнера, возможны подводные камни...

Вы продаете? Вам компенсируют

В списке услуг Центра поддержки экспорта есть совершенно уникальные опции, предоставляющиеся владимирским компаниям-экспортерам вместе с Российским экспортным центром. Это, например, компенсации до 80-90 процентов затрат на сертификацию, патентование и лицензирование нашей продукции за рубежом в соответствии с требованиями конкретной страны. Цена вопроса за каждый сертификат может доходить до миллиона рублей. И одно из передовых владимирских предприятий «РМ-Нанотех» уже использует эту возможность - в 2016 году через РЭЦ, а в 2017-м - через региональный Центр поддержки экспорта. По опыту деньги приходят на счет в течение месяца.

Другая интересная опция владимирского Центра и федерального РЭЦ касается сельхозтоваропроизводителей и высокотехнологичных производств. Это компенсация до 50% затрат на доставку сельскохозяйственной и продовольственной продукции зарубежному партнеру и до 80% фактически понесенных затрат при транспортировке высокотехнологичной продукции.

Такая поддержка, уверена Хроменкова, - хороший стимул для отечественного бизнеса производить и продавать за рубеж не сырье, а более сложную продукцию.

Но дают эту поддержку не просто так: нужные документы (какие именно - расскажут в Центре) придется собрать. Плюс соискатель компенсаций экспортных расходов обязательно должен не иметь долгов по налогам и сборам. Но получить такую поддержку реально: например, по опыту владимирской компании «РМ-Нанотех» деньги приходят на счет в течение 3 месяцев после предоставления всей документации по понесенным затратам.

На данный момент активистами сотрудничества с Центром Любовь Пискунова называет около 30 компаний, среди которых и широко известные («Технофильтр», «Адгезив», «Деке Хоум Системс», «РМ-Нанотех»), и новички экспортного рынка (например, ковровский «Модуль ЛТД», производитель защитных бронированных конструкций). Ее уже можно поздравить с первым экспортным контрактом, заключенным при содействии Центра.

«ВВ» поинтересовались у Хроменковой: какая задача-максимум ставится перед Центрами поддержки экспорта? Ведь государство тратить сотни миллионов на бизнес просто так не будет.

- Задача-максимум заложена в названии Центров. Это развитие экспорта. Это означает дополнительные доходы, преодоление ограниченности национальных ресурсов и узости внутреннего рынка, повышение производительности труда ввиду специализации на определенной продукции, - говорит Хроменкова. - Чем больше у бизнеса стимулов расширять свое производство, тем лучше для всей экономики в целом. У нас нет задачи импортозаместить абсолютно все, что производится в мире. Но мы действительно можем многое. Динамика экспорта Владимирской области (а он у нас несырьевой) это подтверждает. Особенно радует, что растет экспорт пищепрома. Это определенно говорит о его конкурентоспособности.

Не проходите мимо!

В 2018 году Центр поддержки экспорта продолжит работать еще интенсивнее. Производителей (около 240) ждут новые бизнес-миссии, международные выставки, образовательные мастер-классы и т.д.

Ближайшие возможности открываются уже 27-30 марта - на эти числа запланирована бизнес-миссия Центра в Ташкент (Узбекистан). К ней еще не поздно присоединиться, но стоит поспешить заявить о своем желании: специалисты Центра должны успеть организовать интересные каждому участнику профильные встречи и переговоры. Во всех таких миссиях они организуют до 7-8 индивидуальных встреч с потенциальными партнерами для каждого владимирского бизнесмена. Некоторые активисты бизнес-миссий приходят в Центр с уже готовыми списками компаний, которые они хотели бы получить на переговоры. Эти пожелания также отрабатываются, и бизнес получает свои встречи.

На август запланирована аналогичная бизнес-миссия в Баку (Азербайджан), на октябрь - в Тбилиси (Грузия).

По выставкам тоже готовы интересные предложения. В мае Центр поддержки экспорта организует поездку производителей на масштабную выставку продуктов питания и напитков SIAL China в Шанхай (Китай). Время проведения выставки - с 15 по 18 мая.

С 3 по 6 сентября действующие и потенциальные экспортеры строительной отрасли могут отправиться под эгидой Центра в Казахстан на международную строительную и интерьерную выставку WorldBuild/KazBuild 2018.

Что касается бесплатных для потенциальных экспортеров мастер-классов и обучающих сессий во Владимире, то они начнутся уже с апреля. Напомним: в ноябре 2017 года РЭЦ, Школа экспорта РЭЦ, АВО и региональный Центр поддержки экспорта на форуме «Сделано в России» подписали четырехстороннее соглашение о реализации во Владимире образовательного проекта. Это его результат. Пока в планах восемь обучающих сессий по разным темам: от правовых аспектов и финансовых инструментов экспорта до таможенного регулирования и логистики. Записаться можно как на одну сессию, так и на все оптом.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
14 минут назад Ольга Хохлова предложила расширить возможности для использования маткапитала
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова приняла участие в работе комиссии по вопросам социальной политики Совета Законодателей в Санкт-Петербурге. На мероприятии обсуждались вопросы повы…
53 минуты назад Двое жителей Юрьев-Польского организовывали фиктивные браки для иностранцев
Юрьев-Польский районный суд вынес приговор в отношении двух местных жителей. Мужчину и женщину признали виновными в организации незаконного пребывания в РФ иностранных граждан. Подробности дела сообщает пресс-служба Прок…