11 июля 2018 в 14:26

Почта - на связи!

Ежегодно во второе воскресенье июля в нашей стране отмечается профессиональный праздник работников почтовой связи. Накануне Дня российской почты корреспонденты «ВВ» побывали в одном из сельских отделений - в поселке Ставрово Собинского района. Как живут почтальоны, которых мы, газетчики, не без оснований считаем своими партнерами, а для жителей, особенно в сельской местности, почтальон - не просто хороший знакомец, а почти член семьи?

Обстановка почти домашняя

Ставровское отделение почтовой связи № 1 (ОПС) находится в центре поселка. Все основные достопримечательности - по соседству: пятиглавый храм с ярко-синей крышей и высокой колокольней, обновленный и ухоженный памятник павшим на войне землякам, библиотека, банк, магазины и прочие необходимые для жизни «инстанции». Почтовая служба - не исключение, она тоже нужна, что бы ни говорили сторонники современных технологий, а доставка корреспонденции, прессы и посылок еще не канула в Лету.

- Нет, а куда же мы без почты? - рассуждает встреченная нами у крыльца посетительница. - Вот, положим, заказное письмо мне пришло из Пенсионного фонда, где же я его получать буду, если не здесь? Или квитанцию надо оплатить за газ? Куда бежать? На почте быстренько заплатил - и проблем нет.

Ставровские почтальоны делят помещение со ставровскими парикмахерами: над крыльцом две вывески в синих тонах. Входишь: парикмахерская - направо, ОПС - налево. У почтовиков две комнаты на правах аренды. На стенах - обои с растительным рисунком, фирменный стиль «Почты России» офисов больших городов не прослеживается.

На полках и столах - книги, журналы, газеты, прочий товар на продажу.

За стойкой - приветливые сотрудницы, аккуратно одетые, но, увы, не в почтовую форму. Видимо, корпоративные наряды для сельских почтальонов не предусмотрены: никаких тебе стильных жилеток или старорежимных «синих форменных фуражек» и медных бляшек с цифрами, как в стихотворении Маршака.

Помещение попросторнее отдано под зал для обслуживания клиентов, тесная задняя каморка с одним окном и заколоченной, обитой дерматином дверью - для разбора корреспонденции и прессы, складирования посылок и товара. Товара много, тут тебе и тушенка со скумбрией, и сухари с баранками, есть и игрушки, и галантерейная продукция.

Под столом дремлет собака Альма. Потревожили бедолагу. Псина поднимает голову и внимательно смотрит. Собака, поясняют почтальоны, чужая, но вот полюбила почтовых служащих, сопровождает по адресам. А они что? Они не против, с такой «охраной» даже веселее, говорят.

Коллектив Ставровского ОПС № 1 небольшой, всего пять человек: начальница Марина Дмитриева, ее зам Юлия Емелина и три почтальона - Елена Баранова, Юлия Соколова и Анна Родина. Текучки нет, все сотрудники работают по нескольку лет. А вот операторские вакансии не заняты - желающих на оклад в 8-10 тысяч рублей пока не нашлось.

Кадровый вопрос остро стоит не только в Ставрове. В соседнем Курилове, например, почту вообще пришлось закрыть - работать некому. Людей, конечно, не бросили, их обслуживают сотрудники головного для собинских подразделений Петушинского почтамта.

- Да вот сейчас разберу почту и поеду, - говорит Лариса Ивкина. Вообще-то она инспектор-ревизор в Петушках, но сейчас отвечает за доставку писем и газет в Курилово.

- А про ставровских наших работников обязательно напишите в газете хорошо, - продолжает Лариса, оторвавшись от сортировки. - Отделение работает без жалоб, только благодарности от людей поступают.

То, что ОПС на хорошем счету, чувствуется: атмосфера здесь, на удивление, мирная, спокойная, почти домашняя. Посетителей обслуживают быстро вежливо, доброжелательно. Очереди нет: если подошли клиенты, а сотрудник, отвечающий за работу непосредственно в отделении, занят, то тут же подключаются коллеги.

- У нас так всегда, - говорит один из клиентов, назвавшийся Владимиром. - Я иногда по нескольку раз в неделю на почту заезжаю: то свою квитанцию оплатить, то матери. Всё без проблем, быстро. Если надо, то и начальник, Марина Герольдовна, за стойку встанет, и вот Юлия Емелина - ее заместитель хорошо работает.

Служба меняется

Начальник ОПС Марина Дмитриева в почтовом деле почти два десятилетия. Говорит, что за это время работа почтальона очень изменилась.

- Писем сейчас люди друг другу почти не пишут, - говорит Марина Герольдовна. - Мы доставляем в основном официальные уведомления. Посылок тоже стало меньше. Периодические издания сохраняют подписку, но и она с годами падает. У нас в Ставрове предпочитают местную прессу - новости района, области читают, а остальное можно и «из телевизора» узнать, так что на центральные СМИ спрос небольшой. Мы по-прежнему доставляем пенсии, газеты-журналы и письма, но есть тенденция: акцент с оказания традиционных услуг (например, оформление подписки и доставка) и продажи собственно почтовых товаров (периодика, конверты и проч.) смещается в сторону продажи товаров широкого потребления. Это позволяет, конечно, увеличить доходность службы, положительно влияет на заработок почтальона. Безусловно, помогает жителям в отдаленных населенных пунктах, там, где нет магазинов, а автолавка приходит редко и продает товар втридорога. Но все это существенно меняет работу почтальона: кто-то может продавать, а у кого-то нет способностей.

К нашему разговору с начальницей подключается почтальон Юлия Соколова. Кстати, у нее, по словам коллег, с продажами все в порядке - коммуникабельность помогает.

- У меня бабушка Лёзова Мария Петровна сорок лет на почте отработала, в 72 года ушла на пенсию по сокращению штата. Я к ней на работу еще девчонкой-школьницей прибегала. Запах на почте был другим! Сургучом, клеем пахло! - вспоминает Юлия Владимировна. - Сейчас все иначе. Даже за последние несколько лет изменения существенные. Например, новые пенсионеры сразу оформляют пенсии на карты, это значит, что у нас уменьшается количество клиентов, которым мы можем предложить товар или подписку. А это заработок!

Будний день

Ставровское ОПС № 1 работает пять дней в неделю, с восьми утра. Был бы полный штат сотрудников, перешли бы на шестидневку.

Первыми на почту приходят начальник и заместитель. Помимо подготовки к новому трудовому дню на них лежит обязанность по обслуживанию клиентов.

Корреспонденцию, посылки и прессу в Ставрово привозит машина из Петушков - обычно около девяти утра, но бывает, что экспедиция задерживается. Задача почтальонов - быстро разобрать газеты-журналы, выписать извещения, распределить по участкам письма. Не забыть занести необходимые сведения в компьютер по важной, подлежащей отчету корреспонденции. Подготовиться к доставке пенсий.

- Забот много! И каждый день у нас разный - не бывает монотонной работы. Сегодня, например, большая доставка писем, завтра - газет, послезавтра - «пенсионный» день. Будешь загадывать - никогда не угадаешь, - рассказывает почтальон Елена Баранова. - Этим разнообразием, наверное, меня работа на почте и привлекает.

Елена Васильевна в почтальонах десять лет. По семейным обстоятельствам переехала из Мурома - нужно было ухаживать за пожилыми родителями. 27 лет отдала оборонному производству, а в родном поселке сначала устроилась на пилораму: «Бревна таскала», а затем перешла в ОПС. Зарплата, конечно, меньше, но зато есть важные плюсы - стабильность и общение с людьми. Однако работа тоже не из легких. За день ставровские почтальоны проходят по 12-13 километров, улицы в поселке длинные, многоквартирных домов - минимум, в основном - частный сектор: «Находишься, к вечеру ноги гудят».

В этот рабочий день вместе с почтальоном Барановой по адресам отправились и корреспонденты «ВВ». Разрабатываем маршрут: «Сначала разнесем газеты по дороге, потом - пенсии».

- Леночка, ты? Проходи, - встречает почтальона пенсионерка Галина Григорьевна. - Хорошо Лена работает - так и напишите. Молодец она у нас.

Елена Васильевна улыбается, желает бабушке здоровья и идет к следующему клиенту.

На заборе домовладения нарисован добродушный барбос и под ним надпись: «Осторожно! Ласковая собака!». Собака Жулька, впрочем, нас встречает отчаянным лаем. На шум выходит хозяйка.

- Так и знала! Только внучек уложила, - пытается строжничать Нина Ивановна. - Проходите-проходите быстрее. Лена, ты сегодня с целой делегацией к нам! Из газеты? «Владимирских ведомостей»? Как же - знаем, выписываем. Почтальон нам всегда подскажет, что интересного выписать, проконсультирует. Всегда наша Лена с улыбкой, с добрым словом.

Женщина встречает работника почты, как старую знакомую, рассказывая про внучек-двойняшек, покупает для них шоколадки с логотипом «Почты России»: «Девчонкам понравится! Я им сказала, что почтальон придет - так они ждали». На прощание Елена Васильевна читает бодрый стишок-пожелание Нине Ивановне, а та настойчиво приглашает выпить чаю, но мы спешим - почтальона ждут, задерживаться нельзя. Такая это почтовая работа - быть всегда на связи!

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
31 минуту назад Во Владимирской области сельские жители тратятся на кофе больше, чем городские
Владимирстат по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств подсчитал, что расходы на покупку кофе во Владимирской области составляют 135,3 рубля в месяц на каждого среднестатистического жителя. И хотя…
сегодня в 11:05 Во Владимирской области передают в суд дело об убийстве в дачном кооперативе
Следователи Владимирской области закончили расследование уголовного дела по обвинению жителя Москвы в совершении убийства в Александровском районе. Фигурант 1989 года рождения. Убитый был на 27 лет старше - 1962 года рож…