1 октября 2023 в 20:35

Надежда Малыгина из села Бабаево щедро делится мордовскими традициями

В гости к жительнице села Бабаево Собинского района Надежде Михайловне Малыгиной корреспонденты «ВВ» приехали, прослышав о ней как об активистке финно-угорской общины Владимирской области. Уроженка Мордовии сохраняет связь с родной народной культурой и щедро делится ею. А мы поделимся с читателями тем, что узнали во время встречи в селе Бабаево. Кстати, село по праву гордится своим межнациональным разнообразием и миром.

Радушная хозяйка встречает нас в мордовском наряде. Сразу выясняются интересные особенности. Да, наряд мордовский. Но при этом он мокшанский. Ведь мордва включает два основных этноса - эрзя и мокша. Есть еще и третья народность, не столь многочисленная - шокша. Так вот, Надежда Михайловна родом из тех мест на реке Мокше, где издревле проживает мордовская народность с таким же названием, как у реки.

- Я мокшанка, - рассказывает Надежда Михайловна Малыгина. - Родилась в селе Кемляй Ковылкинского района Республики Мордовии. Папа Михаил Фокеевич Палицин работал механизатором, мама Татьяна Филипповна - специалистом в сельском Совете. У них родилось трое детей: две дочери и сын. Когда мне было 13 лет, наша семья переехала во Владимирскую область в село Бабаево. Здесь я окончила Ставровскую школу, потом - Юрьев-Польское педучилище, Владимирский педуниверситет. Обзавелась семьей. Тридцать лет работала учителем начальных классов, большую часть из которых - в Бабаевской основной школе.

Надежда Михайловна вошла в состав владимирской организации финно-угорских народов «Кидекша», много лет действовавшей в нашем регионе, и стала активной участницей ее мероприятий.

Желание сохранять и делиться мокшанскими традициями, давно живя в центре России, у Надежды Михайловны происходит, похоже, не столько от «зова крови», сколько именно из детства в сказочно прекрасной Мордовии, где живет такой гостеприимный и работящий народ.

- У меня папа чисто русский. А у мамы в корнях есть и русские предки, и мордва. Но мордовские традиции нашей семье особенно близки. Потому что мы там выросли. Хочется их сохранить, передать детям и внукам, соседям любых национальностей, - признается она.

- А чем особенно ярко запомнилось вам детство в Мордовии?

- Например, там в селах сохранились большие престольные праздники. В каждом селе свой. Например, в моем родном селе - в честь Михаила Архангела, которому посвящен там храм. Было принято, что если в соседнем селе престольный праздник, то мы все идем туда его отмечать. Мордва - народ очень дружелюбный и жизнерадостный. Все праздники проходили весело и были очень многолюдными.

А мордовские женщины очень певучие. В каникулы мы, школьники, не отдыхали, а работали то на сенокосе, то на ферме. Помню, на сенокосе мужики во время отдыха курят, а женщины поют - и на работе, и на отдыхе. Мордовские песни отличаются многоголосием, их поют без музыкального сопровождения.

- О чем же поют мокшанки?

- О том же, о чем и русские. Например, есть всем известная русская песня «Во поле березка стояла» и такая же мордовская «Луганяса келунясь». Чем дольше она поется и больше куплетов, тем лучше!

Надежда Михайловна напевает мордовскую версию песни про березку. И переводит нам первый куплет. Почти полный аналог русской песни! А мотив все-таки отличается.

- Расскажите про ваш красивый наряд.

- На мне один из мокшанских национальных костюмов, состоящий из вышитой рубахи, подол которой украшен тесьмой, а также фартука, пояса, бус. На голове полагается носить платок или кокошник. Считалось, что чем больше этих ярких нашивок на подоле рубашки, тем невеста богаче. Этот наряд мне сшила мама, а у нее на рубахе это украшение подола - еще в два раза шире. Поэтому такую рубаху, предназначенную для замужества, мордовские девчонки в старину начинали шить заранее - уже в 12 лет.

Для полного наряда мокшанки, по словам Надежды Михайловны, желательны еще звенящие украшения, включая колокольчики. Ведь, говорят, в старину приближающуюся мордовскую девушку было сначала слышно и только потом видно.

Ну а что касается эстафеты поколений в традициях, то Надежда Михайловна показала нам очаровательные маленькие мордовские наряды, которые уже сшиты для ее внучки - трехлетней Евы, дочери сына Романа.

- Село Бабаево получило специальный приз как самое многонациональное село на конкурсе «Самая красивая деревня Владимирской области-2023». Без вашего участия это признание явно не обошлось?

- Мы в этом году решили участвовать в конкурсе и долго думали, чем отличается Бабаево. Решили сыграть на том, что у нас в селе живут люди 11 национальностей и народностей. Русские, мордва, татары, марийцы, узбеки, украинцы, белорусы, аварцы, цыгане и другие... Много! И живем мы дружно. Когда приехала к нам конкурсная комиссия, первыми со своим творчеством перед ней выступали марийцы, потом мы, мордва, а следом - наши цыгане. Предложили мы комиссии и национальные блюда.

- Чем потчевали?

- Я приготовила мордовские котлеты «офтонь лапат» - «медвежья лапа». Существует предание, что мордовский парень, прежде чем жениться, должен был добыть на охоте медведя. А в доказательство этого принести невесте котлеты из печени медведя. Но где сейчас взять медвежью печень? Пришлось заменить ее куриной. Но в остальном рецепт традиционный: там и яйца добавляют, а сами котлеты обваливают в кусочках сухарей - не панировочных, а именно в более крупных кусочках.

Признаюсь, что и корреспонденты «ВВ» не избежали угощения в доме Малыгиных. Без него ни одна мордовская семья гостей не отпустит - таковы законы гостеприимства этого радушного народа!

...Мордовская община в селе Бабаево насчитывает несколько семей. Они стараются встречаться по праздникам, вспоминают и поют мордовские песни. Помогает в сохранении корней и то, что рядом с домом Надежды Михайловны и ее супруга живут ее родители, а через дорогу - брат.

Конечно, рассказывала Надежда Михайловна о мордовских традициях и своим ученикам. Например, когда в школьном лагере она организовала для детей знакомство с национальными культурами села. И в этом ей помогала главная хранительница традиций в семье мама Татьяна Филипповна. К ней в гости и пришли ребята, где попробовали мордовские блины (они более толстыми пекутся, чем русские), увидели народные костюмы, послушали мордовские предания.

Даже в Москве у Надежды Михайловны есть родня, которая продвигает мордовскую культуру. Двоюродные сестры создали семейный ансамбль «Эх, мордовочка!» и активно участвуют в жизни мордовского землячества в столице.

Обсудили мы за чаем с пирогом и блинами и трудности сохранения мокшанского языка вдали от малой родины. Это не проблема для мамы Татьяны Филипповны, в русской речи которой слышится милый мордовский акцент. А вот сама Надежда Малыгина только в младших классах в родном селе учила мокшанский. Но до сих пор говорит на этом языке, стихи читает. Старается не забывать.

Будут ли энтузиасты в семье из более младших поколений, которые решатся говорить на языке предков из Мордовии? Видя преданность родной культуре Надежды Михайловны и других родных, веришь - возможно, и будут.

А еще Надежда Михайловна пишет стихи. По-русски. И наша добрая хозяйка прочитала нам свое стихотворение о Мордовии. Так что расставались на поэтической ноте:

Есть в России места, словно сказочный рай,
Там всё дышит теплом и любовью.
Мы хотим рассказать про красивейший край,
Называют его Мордовия.

Среди сосен и лип там березки растут,
Как невесты весной наряжаются.
А поля и луга так прекрасно цветут,
И в Мокше ковром отражаются.

Богатырская стать у мордовских мужчин,
А девчата красой своей славятся.
На работу идут, дружно песни поют.
И с песней домой возвращаются.

Мы живем далеко, но мечтаем весь год
В родные места отправиться.
Приглашаем всех тех, кто не был у нас.
Приезжайте, вам очень понравится!

Но все-таки Мордовия - далековато от Владимира. А вот дружное многонациональное село Бабаево совсем рядом. И нам в гостях у бабаевской мокшанки Надежды Михайловны Малыгиной очень понравилось! Словно в Мордовии побывали.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
6 минут назад Владимирская область подписала соглашение о сотрудничестве с РЭЦ в Харбине
Губернатор Александр Авдеев подписал соглашение о сотрудничестве с АО «Российский экспортный центр» в Харбине. Одной из первоочерёдных задач совместной работы глава региона видит интеграцию государственной информационной…
36 минут назад В Суздале начинается реставрация въездных застав - Владимирской и Ивановской
Об этом в соцсетях сообщила глава администрации города Суздаля Алиса Бирюкова. Она отметила, что въездные заставы - узнаваемый и очень важный элемент суздальской жизни. К их реставрации шли долго, обновление стартовало в…