7 апреля 2010 в 00:42

И был Гороховец похож на Венецию

Каким будет разлив, пока еще никто не знает точно, но в Гороховце разговоров о предстоящем паводке много. Прибрежные улицы вода здесь заливала не раз, а впечатляющие рассказы старожилов о невероятном разливе 1926 года десятилетиями передаются из уст в уста. Хронику разливов запечатлели и гороховецкие фотографы и краеведы.

Сама я никогда не забуду разлив 1966 года, когда с крыльца родительского дома на улице Набережной мы, дети, шагали прямо в лодку. А потом - вот восторг! - плыли по двору, через ворота выплывали на улицу, а там разливанное море. Никакой улицы уже нет огромная река без берегов! Смотришь в воду, а в ней колышется трава, как волосы русалок. На маленьких островках шуршит и шевелится прошлогодняя листва, там собрались мыши. А птицы тревожно кричат на деревь-
ях… Детям ведь нет дела до того, что залиты подвалы и погреба, рушатся сараи и заборы. А вот много-много воды это интересно!

Словно волнующую сказку вспоминаю рассказ бабушки о том, как в апреле 1926 года она вместе с соседками утром ушли в церковь, а вернувшись, уже не могли войти в свои дома, мужья приплыли за женами на ботиках. В 1926 году все чувствовали, что разлив будет большой, река вспухла и потемнела, но всем казалось, что до паводка еще есть время. Однако вода с покрытой льдом реки стремительно вышла из берегов. По свидетельствам очевидцев, лед простоял 9 дней, а когда начался ледоход, уровень воды стал подниматься по метру за сутки. Затопило не только Набережную, но и несколько параллельных ей улиц: Луначарского, Фрунзе, Ленина… На ботиках вместе со своими пожитками люди уплывали к родственникам. Спешно эвакуировали живность. Рассказывают, что по нагорной части Гороховца было не пройти, туда согнали стада коров. Для гусей, кур и уток сооружали плоты и оставляли их возле затопленных домов. Зыбкие дворовые строения привязывали к вбитым глубоко в землю сваям. Но все равно уносило и утварь, и сараи, и даже дома. По возможности их вылавливали, закрепляли. А по середине реки со стороны Вязников плыло много добра, которое уже нельзя было вернуть. В Гороховце остановились судостроительный завод, бумажная фабрика, была отменена традиционная первомайская демонстрация. Но молодежь на лодках с баянами и гитарами плавала по улицам день и ночь. Пели, смеялись, фотографировались на память. Ведь город превратился в Венецию.

С весенними половодьями связана у нас и особая городская досто-примечательность - «дерево разливов». Растет оно на улице Набережной с незапамятных времен, и счастье, что никому не помешало до сих пор, не срубили. Так вот на стволе этого дерева начиная с 1926 года один из жителей Набережной, работник Гороховецкого судостроительного завода, прикреплял металлические таблички с указанием даты разлива и уровня воды. Каждую весну старый осокорь погружается в воду, таблички, конечно, ржавеют, надписи стираются. Теперь их подновляют художники - студенты Московского института им. Сурикова, проходящие практику в Гороховце. Жаль только, что с тех пор, как во времена «перестройки» прекратил свое существование судостроительный завод, ни одной новой таблички на «дереве разливов» не появилось.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
31 минуту назад С начала года во Владимирской области введено почти 350 тыс. кв. метров жилья
23 апреля в Москве состоялась рабочая встреча министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирека Файзуллина и заместителя губернатора Владимирской области Сергея Волкова. Стороны обсудили ввод нового жилья…
час назад Депутат Госдумы Алексей Говырин навестил юных футболистов из Белгорода
Депутат Госдумы от Владимирской области побывал не тренировке ребят на стадионе «Торпедо» и проверил условия их проживания. Парламентарий побывал пообщался со спортсменами и их тренерами, проверил условия проживания, орг…