Первый сигнал о том, что к зиме на самом деле не подготовились, прозвучал в самом начале отопительного сезона. Пусконаладочные работы вместо нормативных 7 дней растянулись на месяц. Теплосети, которые заранее якобы были опрессованы, начали рваться. В результате на 18 октября, когда батареи должны были потеплеть во всем городе, замерзали студенты и жители четырех домов на проспекте Строителей. Не было тепла в домах на Ерофеевском спуске и улице Гагарина, потому что за все лето власти так и не определились, как пускать коммуникации по Манежному тупику. На улице Гастелло в конце октября произошел крупный порыв. Теперь выясняется, что внутридомовые отопительные системы промывали и проверяли только в двух тысячах из восьми тысяч домов. Об этом свидетельствуют отчеты мэрии, представленные в департамент ЖКХ. Зато паспорта готовности оформили на 100% жилого фонда - начальник жилищной инспекции администрации области Владимир Козырев уличил коллег в очковтирательстве. Ростехнадзор после аварии выявил 232 технологических нарушения на ТЭЦ.
А главное, январский коммунальный коллапс четко продемонстрировал, что коммунальные службы работают по принципу, описываемому поговоркой «кто в лес, кто по дрова». Управляющие компании никто не соизволил вовремя известить хотя бы о том, что надо сливать теплоноситель.
- В районах порядка больше, - констатировал заместитель директора департамента ЖКХ Владимир Шаров. Да и вообще, состояние жилого фонда во Владимире хуже, например, чем в Коврове, который за коммуналку не критиковал только ленивый. А по количеству жалоб в жилищную инспекцию на тысячу населения областной центр далеко впереди всех остальных муниципальных образований региона.
При этом в департаменте ЖКХ считают своих городских коллег достаточно опытными, но вот ответственности, по мнению Владимира Шарова, им не хватает. Посему областной центр впредь возьмут на особый контроль и до начала следующего отопительного сезона проверят дважды.
- Давайте не рассчитывать на авось, а все делать по-людски! - напутствовал вице-губернатор Алексей Конышев всех участников коммунального процесса. Чиновникам он напомнил об обязанности организовать поставку услуг населению и настоятельно советовал от этого не устраняться и не прикрываться разговорами «в пользу бедных» о том, что власть не может вмешиваться в дела частников.
- Если есть управляющие компании, которые слизывают сливки, но не выполняют работу, то возможность сделать так, чтобы они ушли с рынка, тоже есть. И если раньше кто-то стеснялся этим заняться, то мы не будем, - заявил Алексей Конышев.
Поставщикам тепла посоветовали проявлять больше принципиальности при оценке «подлинности» паспортов и актов готовности. На что те с радостью согласились. Зато ВКС воспротивились, понимая, видимо, что нормальных гидравлических испытаний изношенные на 58% трубы просто не выдержат.
- «Тренировать» старые сети неразумно, - заявил главный инженер компании Юрий Костюков, - единственный выход - реконструкция.
ВКС планируют переложить этим летом 12 километров сетей... из двухсот с лишним. Из полумиллиарда федеральных денег в этом году в дело пустят 200 миллионов. Еще 160 миллионов инвестирует в магистральные сети ТГК-6. А мэрия собирается составить пятилетний план модернизации ЖКХ.
Алексей Конышев напомнил о том, что всем участникам бизнеса необходимо будет отчитаться, как они потратят эти, а также собранные с жителей средства. Срок раскрытия информации ресурсоснабжающими организациями истекает через две недели. А обязанность свою выполнить коммерсанты не торопятся. Управляющие компании перед жителями, по оценке вице-губернатора, тоже отчитываются «из рук вон плохо». В листках, предназначенных для собственников жилья, понять ровным счетом ничего невозможно.
- Из-за закрытости отрасли население думает, что в ЖКХ работают черти с рогами, которые только и думают, как навредить простому люду, - с помощью таких вот образов Алексей Конышев пытался убедить руководителей городских управляющих компаний, собравшихся на заседание в полном составе, что работать надо честно. - Тогда и вам легче будет, - резюмировал он.
Еще вице-губернатор пожурил бизнесменов и чиновников за взаимные обвинения, которые градом посыпались даже раньше, чем были устранены последствия коммунальной катастрофы.
- Вынос таких конфликтов на публику ведет к окончательной утрате доверия населения, - заявил Алексей Конышев и сообщил, что собирается поработать над созданием «позитивного облика работника ЖХК» в СМИ.
Заметим лишь, что само по себе это намерение без изменений качества коммунальных услуг вряд ли способно существенно повернуть вектор публикаций на волнующую большую часть населения тему.