С творчеством талантливого драматурга Александра Володина владимирцы знакомы уже очень хорошо. Спектакль «С любимыми не расставайтесь» местная публика видела в исполнении труппы Ярославского драмтеатра, что касается постановки «Пять вечеров», то ее сыграли на сцене областной филармонии именитые гости Лариса Гузеева и Евгений Сидихин. Наконец, к «володинским темам» пришли и владимирские актеры.
Домашняя, назовем ее так условно, постановка по мотивам произведения Александра Володина удалась. Актеры театра-студии «Новая сцена», поделившись на Зубров и Скорпионов, пригласили зрителя в мир первобытный. Это был своего рода мифический урок, который переняли студийцы у известного драматурга, преподав его впоследствии своим гостям. Спектакль «Ящерица» полон загадок. Очень тонко зашифрован.
В творчестве Володина жанр пьесы-притчи возник в середине 70-х годов прошлого века. Совершенно очевидно, что произведения сорокалетней давности можно отнести к классике, актуальной и по сей день. Драматург тогда написал трилогию: «Выхухоль», «Ящерица» и «Две стрелы». Театр-студия «Новая сцена» взяли на вооружение именно «среднюю» притчу в цикле. Надо отметить, что она, в принципе, наиболее популярна в театральном мире.
Сюжет притчи таков: голодающее племя Зубров посылает «на разведку» в соседнее племя Скорпионов одну из женщин. На долю самой ловкой и красивой представительницы первобытных дам выпадает спасти род от голода, узнав, как плести сети для ловли рыбы. В то время, когда Ящерица собирает цветы недалеко от вражеского племени, ее похищает один из Скорпионов. Она оказывается в племени, язык которого ей непонятен. Для них же Ящерица и вовсе дикарка, предмет для насмешек. Особенно враждуют с ней женщины. Тогда как Похититель влюбляется в Ящерицу. В итоге она узнает то, что необходимо, и возвращается к себе. Но племя Зубров также начинает настороженно к ней относиться, боясь, что ее «перевербовали». Ящерицу же мучают чувства, которые она испытывает к Похитителю. В финале пьесы за ней охотятся и те и другие. Ящерица бесследно исчезает в пучине морской.
Изначально драматургом, вероятно, делались ставки на социальную рознь, важно было показать неприятие того, кто говорит на другом языке, иначе одет или же смешно двигается... Вот она, извечная тема своего среди чужих и чужого среди своих, в очередной интерпретации.
Но студийцы, вероятно, не желали мыслить так глобально. Здесь речь, скорее всего, шла о более локальных конфликтах, которые возникают ежедневно, даже ежечасно, если хотите, в классе, на улице, в магазине... С детства многие из нас, гуляя во дворе, делились «на Зубров и Скорпионов», чтобы идти «войной» друг на друга. Зачастую эти козни переносили и в повзрослевший мир.
Везде человек, отличный от других, может снискать пренебрежение. Но самое страшное, что когда-нибудь и свои воспримут его иначе. Над судьбой Ящерицы, которая «металась как рыба в сети», задумались многие зрители.
Надо отметить особую пластичность постановки Вячеслава Доценко, который явился не только режиссером действа, но и сыграл одну из главных ролей - Похитителя, влюбленного в Гущерицу (так он понял имя Ящерицы). Надо сказать, что именно роль Похитителя - это роль своего рода дипломата, который пытается примирить разные взгляды двух воинствующих племен. Такие герои, увы, также остаются, как правило, не у дел.
Впрочем, поразмышлять над одной из самых метафорических пьес Володина владимирцы смогут еще не раз. Жизнеподобные «володинские создания» в исполнении актеров театра-студии «Новая сцена» ждут своего зрителя. Возможно, в скором времени будут поставлены на малой сцене и другие две пьесы из знаменитой трилогии.