Через 16 лет после выхода «Утомленных солнцем» Никита Михалков выпустил сиквел - «Утомленные солнцем 2: Предстояние». На премьере в кинотеатре «Киномакс-Буревестник» побывала и корреспондент «ВВ». Равнодушной этот фильм меня не оставил, но впервые в жизни кино мне одновременно и нравится, и нет...
- О чем кино. Комдив Котов после сталинских лагерей попадает в штрафбат - благодаря неизвестному благодетелю с самого верха ему заменили политическую статью на уголовную и поэтому не расстреляли накануне эвакуации. Повзрослевшая Надя нарывается на неприятности, болтая с подружками о том, что не предаст родного отца - «врага народа», а потом служит медсестрой. Митя по приказу Сталина (а может, и по велению души) идет по следу Котова и «проедает» мозг Марусе, что она и ее дочь обязаны ему жизнью...
- В одном из интервью Никита Сергеевич сказал, что фильм создан «под Надю» и он - о судьбе Котовых. Но вот казус по-моему, сценки с Надей и Котовым только мешают связности рассказанной истории, судя по всему, далекой от исторической правды. К счастью, Нади в фильме не так много, как я опасалась до просмотра. Собрав в фильме почти весь цвет мужской половины современного российского кинематографа, режиссер поставил в очень невыигрышную позицию себя-актера. Причем дело даже не в том, что Гафт, Панин, Гармаш, Золотухин, Дюжев, Маковецкий и - особенно! - Евгений Миронов и Олег Меньшиков сыграли свои роли надрывнее и убедительнее, хотя и этот момент присутствует. В кинематографе есть такое понятие «персонификация». Означает оно, что, сыграв одну очень успешную роль, конкретный актер не может избавить себя от этого образа в восприятии людей, как бы он ни старался. В моих - зрительских - глазах Никита Сергеевич давно уже даже не Паратов, а видный авторитетный деятель киноиндустрии. Поэтому я смотрела на него - с аккуратно подстриженными холеными усами, но при этом оборванного, немытого и скулящего, изображающего зэка в лагере, и меня не покидало ощущение ...как от не очень удачного перфоманса.
- Крохотная сценка с арестантом-Гафтом блистательна в своем лаконизме - вот таким и должно быть настоящее кино. Весь эпизод с прибытием на передовую штрафбата роты кремлевских курсантов - до момента немецкой атаки на них - вообще шедевр по задумке и воплощению; мы прохохотали от момента, когда лейтенант-Миронов с обалдевшим выражением лица услышал бодрую песню вышколенных чистеньких красавцев от 183 см и выше - как раз до танковой атаки. И, как ни странно, этот смех до слез добавил эпизоду «восприятийного» трагизма. Возможно, это самая сильная часть картины.
- Пешая эвакуация людей по мосту, который приказано взорвать, атака фашистских самолетов на баржу «Красного Креста» (хотя эпизод с голым задом вызывает что-то похожее на брезгливый шок), погрузка на баржу с партархивом рафинированной дуры с пианино и хрустальной люстрой, синхронный нырок Котова вместе с пленным фрицем через забор - это «кусочки» фильма, из которых нельзя ничего убрать и в которые добавлять ничего не надо. Вся беда в том, что эти «кусочки» как будто сами по себе, как прерывистые вопли в лесу. Вопль - тишина. Вопль - тишина... Когда вопят, ты понимаешь, в какую сторону надо бежать и кому помочь. А следом в тишине теряешься и начинаешь думать, что воплем звали совсем не тебя. Так что я даже не представляю, какому зрителю этот фильм понравится целиком и безусловно, а не отдельными гениальными эпизодами... Оказывается, так тоже бывает: эпизоды лучше фильма в целом. А есть эпизоды, которые, на мой взгляд, хуже фильма в целом - например, пляска цыган перед фашистами; поляна с оторванными руками с тикающими на них часами; наезд немецкой бронетехники с огромными баннерами-флагами на капотах; ретивая пионерка, «сдавшая» и папу, и подружку чекистам; испугавшийся до полусмерти и мокрых штанов начальник пионерлагеря... Знаете, за последние годы лично мне изрядно надоела демонизация Сталина. Да, людей при нем не щадили но это давно не новость. Мы все это знаем и, что очень важно, помним. От постоянных повторов больше знать и лучше помнить не станем, так что такие приемы впечатления не производят - и не надо было Толстогановой так наигранно заискивать, дрожать губками и скакать козликом перед экранным вождем...
- ...На баннере к этому фильму написано, что это «великое кино о великой войне». Но, увы, даже у главной темы «Предстояния» - войны - нет цельности изложения. Хотя - да, Михалкову удалось объяснить, что нельзя выжить в аду и сохранить при этом достоинство, что война это не романтичный героизм, к какому мы привыкли по замечательным советским фильмам вроде «В бой идут одни старики», а горе, боль, мат, грязь, кровища, намотанные на гусеницы танков внутренности и тотальный дикий животный страх. Да, я понимаю, что вторая мировая война не была праздником, но боюсь, что, поверив в только ТАКУЮ войну, как в «Предстоянии», можно начать сомневаться в том, что наше государство заслужило нашу главную Победу. А я, знаете ли, совсем не хочу ни на секунду в ней сомневаться...
- Третья часть «Утомленных солнцем» - «Цитадель» - выйдет на экраны в 2011 году.
Фото с сайта www.film.ru.