Управлять подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров будет региональный центр.
Вопрос о создании регионального центра непрерывного педагогического образования рассматривался на заседании совета по образованию, воспитанию и защите прав детей под председательством вице-губернатора Сергея Мартынова. Начало было необычным ‑ от печальных дум о качестве подготовки педагогов отвлекли звуки скрипки. Участников совета по образованию порадовали выступлением студенты музыкально-педагогического факультета ВГГУ. Вакансий много ‑ желающих мало В школах нашей области трудятся около 20 тысяч педагогов. Около 400 из них имеют звание «Заслуженный учитель РФ», двое ‑ звание народного. Ежегодно более 500 человек награждают отраслевыми наградами. Однако среди учителей только 300 молодых специалистов. 21,8% составляют педагоги пенсионного возраста, причем в городских школах этот показатель выше. Назревает проблема замены педагогических кадров: кто будет работать в ближайшем будущем? Большинство выпускников педвузов работать в школу не идут. 1 сентября 2009 года молодое пополнение составило 136 человек (113 ‑ выпускники вузов, 23 ‑ педколледжей). Между тем число вакансий перед началом очередного учебного года доходит до 800! Для работы в некоторых школах учителей в течение учебного года так и не нашли. В результате не было уроков музыки у учеников 14-ти школ, труда ‑ 9-ти школ, информатики и физкультуры ‑ у двух. Сегодня школам нужны 208 работников. Очень много вакансий учителей начальных классов. В дефиците учителя иностранного языка, информатики, физкультуры. Современный учитель должен… О создании крупных центров подготовки педагогических кадров заявлено на государственном уровне. Президент Дмитрий Медведев поставил четкую задачу: школа должна наполниться энергией молодых. Только так она может стать новой, отвечающей требованиям времени. Учитель - не только предметник и транслятор знаний. Через включение учеников в проектную, исследовательскую деятельность он должен подготовить их так, чтобы дети могли самостоятельно добывать знания. Кроме того, учитель должен понимать детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знать свой предмет и владеть современными информационными технологиями. Для этого нужно повышать свою квалификацию. «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания», - заявил премьер-министр Владимир Путин. Требования, предъявляемые к школьному учителю, очень высоки. Вот только где взять таких учителей? По мнению руководителя управления образования Ковровского района Веры Амбаровой, нужно ввести контрактную систему для молодых специалистов: - Хотя бы на три года, а за это время всячески поддерживать учителя, тогда он закрепится в школе, в том числе и в сельской. У нас в районе хорошо работает система социальной поддержки молодежи: учителя получают ежемесячные доплаты по тысяче рублей, право на бесплатный проезд к месту работы, бесплатное место для ребенка в детском саду. - Использовать новые формы развития педагогов, перестраивать методы управления с тем, чтобы привлекать учителей к исследовательской деятельности, ‑ такие меры для обновления сельской школы предлагает начальник управления образования Муромского района Нина Москвина. - Статус учителя не должен зависеть от уровня обеспеченности района, - высказал свое мнение вице-губернатор Сергей Мартынов. ‑ Нужно видеть перспективы развития. Кузница педкадров ‑ университет Главным поставщиком педагогических кадров в нашей области является Владимирский государственный гуманитарный университет. Сегодня в нем обучается 7716 студентов по 35 специальностям и 12 направлениям. - Мы обсуждаем сегодня вопрос, от решения которого зависит судьба непрерывного педагогического образования, - отметил ректор университета Виктор Малыгин. ‑ Говорить о важности темы мне даже неловко, поскольку здесь собрались люди, отработавшие в системе образования по нескольку лет. Последние годы образование у нас постоянно находится в условиях кризиса и реформирования. Идут серьезные перестроечные процессы. Ректор вуза заострил внимание на том, что часто взгляд на происходящее в современных школах СМИ дают с позиции критики и поиска: - Нашумевший сериал «Школа» остро ставит проблемы воспитания в новых условиях. Что это ‑ наговор, недомыслие? Но ведь есть такие учителя, родители, ученики. Есть суждения, что все это неправда, однако есть и другие: на самом деле все еще страшнее. Пора подумать о повышении качественного уровня преподавательского состава. Виктор Малыгин подверг критике упущения в работе университета в плане сотрудничества со школьными учителями: - Почему мы допускаем специалистов из Москвы и Подмосковья для проведения семинаров с нашими учителями? Где же специалисты университета и колледжей? Мы с вами очень вяло занимаемся системой поствузовского образования. Редкость, когда выпускники университета, учась в аспирантуре, общаются с нашими кафедрами и профессорами. При обсуждении недостатков в подготовке учителей прозвучали цифры: 45% молодых специалистов испытывают трудности в работе с компьютером, 70% - с интерактивными средствами обучения. Многие демонстрируют слабую методическую подготовку, испытывают психолого-педагогические трудности в общении с подростками старшего и среднего возраста. Только 26% считают стимулом в работе возможность творческого роста. Педколледжи забыли включить в нацпроект В области давно сложилась и успешно развивается система среднего профессионального образования. Четыре педагогических колледжа ‑ Владимирский, Покровский, Муромский и Юрьев-Польский ‑ ежегодно поставляют кадры. Многие выпускники заслуженно получают красные дипломы. - Мы понимаем, что сегодня требования выросли, и нужно готовить специалистов, умеющих пользоваться компьютерными и интерактивными технологиями, - заметил директор Покровского колледжа Сергей Торлов. ‑ Однако ни в одну целевую федеральную программу педколледжи не попали. Не включены преподаватели среднего профессионального образования и в нацпроект, хотя в Год учителя поощрительные гранты лучшим из них пришлись бы кстати для развития творческого потенциала. Директор колледжа проинформировал, что пока, увы, выпускники педколледжей при поступлении в вуз приравнены в правах к выпускникам школ, и пока в ВГГУ для них не предусмотрено сокращенных программ обучения. - Контакты с Владимирским гуманитарным университетом, к сожалению, стали эпизодическими, - подчеркнул С.Торлов. ‑ Между тем Шуйский пединститут предлагает более выгодные условия поступления для выпускников колледжа, чем наш. Как управлять процессом? В ходе обсуждения проблемы непрерывного педагогического образования участники совета пришли к выводу: у нас в области не действуют механизмы управления процессом подготовки и повышения квалификации учителей. Во-первых, таким механизмом должна стать новая система оплаты труда. Она задумана для того, чтобы поощрять материально за качество работы хороших учителей и «выживать» плохих, показывая им, что они не соответствуют современным требованиям. Это должно стать стимулом для привлечения молодых творческих специалистов. Во-вторых, важно использование механизма повышения квалификации и аттестации кадров. Третий механизм ‑ общественная оценка деятельности учителя, о его работе должны знать все. Лучшие педагоги достойны признания общества. Члены совета по образованию поддержали идею создания регионального центра непрерывного педагогического образования. - Это будет общественно-научная организация, объединение заинтересованных взаимодействующих сторон, - сказала заместитель директора департамента образования области Ольга Беляева. - Скорее всего центр появится на базе ВГГУ и будет формировать различные виды и формы непрерывного педагогического образования.