Перевозка пассажиров по регулярным межрегиональным и междугородным маршрутам, как показывает статистика дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями, является наиболее травмоопасным видом перевозок пассажирским автомобильным транспортом.
В 2009 году на территории Владимирской области на данных маршрутах произошло 4 происшествия с особо тяжкими последствиями, в результате которых пострадало 58 человек (погибло ‑ 15 чел., ранено ‑ 43 чел.). У всех на памяти страшное ДТП, произошедшее в ночь 26 марта 2009 года на 123-м километре федеральной трассы М7 «Волга», в результате которого погибли водитель и 12 пассажиров автобуса из Ульяновской области, 4 пассажира получили телесные повреждения различной степени тяжести, а автобус сгорел.
Управление Государственного автодорожного надзора по Владимирской области считает, что одной из основных причин таких ЧП является отсутствие необходимой законодательной базы на федеральном уровне, регламентирующей организацию этого вида перевозок. Приказ Министерства транспорта РФ от 14.08.2003 г. № 178 не решил всех проблем, связанных с порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов. В частности, «за рамками» осталась обязательность заключения договоров с автовокзалами и автостанциями, обеспечивающими контроль за соблюдением норм вместимости, скоростного режима движения автобусов, состояния здоровья водителей перед выездом на маршрут, а также режима их труда и отдыха.
Кроме этого «Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» предусмотрена перевозка неопределенного круга лиц по договору фрахтования с установленным расписанием движения, маршрутом перевозки и использованием транспортной инфраструктуры, что подразумевает регулярность заказных перевозок, определяемых заказчиком. Таким образом, зачастую под видом заказных осуществляются регулярные междугородные перевозки пассажиров.
Минимум различий между маршрутными и заказными перевозками, определенный на законодательном уровне, привел к значительному росту данного вида услуг. И вместе с тем подрывает годами сложившуюся систему безопасности и организации маршрутов, приводит к «нездоровой» конкуренции с перевозчиками, осуществляющими регулярные перевозки пассажиров.
В результате довольно высокой прибыли, получаемой от работы междугородных автобусов, короткого срока окупаемости и отсутствия должного контроля эта сфера деятельности стала привлекательной для значительного числа предпринимателей и нелегальных перевозчиков, а отсутствие обязательных требований к автобусам междугородных сообщений по стандартам, применяемым до 90-х годов, привело к использованию большого количества автобусов особо малой и малой вместимости, не обладающих высокой пассивной безопасностью, и созданию стихийных и не оборудованных пунктов их отправления и прибытия. К примеру, с привокзальной площади города Владимира ежедневно отправляются десятки таких автобусов в направлении Москвы, Мурома, Гусь-Хрустального и других городов области. Остро эта проблема стоит в Киржачском, Кольчугинском и Юрьев-Польском районах.
В Управление госавтодорнадзора по Владимирской области неоднократно обращались представители Ассоциации предприятий пассажирского автотранспорта и крупные перевозчики, требующие пресечения подобных перевозок. В конце 2009 года сотрудниками Управления совместно с представителями УГИБДД, ФСБ, ФМС и ГУ «Владупрадор» проводились рейды по проверке несанкционированных пунктов прибытия междугородных автобусов на территории области. В ходе проверок выявлено несколько случаев нарушений требований транспортного законодательства и даже работы без лицензии на осуществление перевозок пассажиров. По всем случаям были составлены протоколы об административных правонарушениях, виновные привлечены к ответственности. В Кольчугинском и Киржачском районах области созданы межведомственные рабочие группы по выявлению незаконных перевозок пассажиров.
Учитывая то, что данные перевозки на территории области в последнее время приобретают массовый характер и носят особую социальную опасность, Управление считает необходимым в текущем году совместно с органами местного самоуправления и другими контрольно-надзорными органами усилить работу по выявлению и пресечению незаконных перевозок пассажиров.
Тем более что уже в этом году в области зафиксирован случай незаконных перевозок пассажиров по междугородному маршруту, повлекший человеческие жертвы. Так, 15 марта 2010 года в Кольчугинском районе произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автобуса ГАЗ-32213 под управлением водителя Магомедова М.А., проживающего в Республике Дагестан. Водитель управлял автобусом по доверенности простой письменной формы и осуществлял перевозку пассажиров в количестве 11 человек по маршруту «Москва ‑ Кольчугино». Лицензия на перевозку пассажиров отсутствует. Следуя по второстепенной дороге, при проезде перекрестка водитель Магомедов М.А. не предоставил преимущество в движении автомобилю «Ивеко» и совершил с ним столкновение. В результате 7 пассажиров автобуса получили телесные повреждения различной степени тяжести, а два человека госпитализированы в Кольчугинскую ЦРБ. Управлением государственного автодорожного надзора по Владимирской области в отношении гражданина Магомедова М.А. проведено административное расследование по факту перевозки пассажиров без лицензии.
Управление обращается к жителям области с просьбой не пользоваться услугами незаконных перевозчиков. Хотя бы потому, что они не несут практически никакой ответственности за безопасность пассажиров, пассажиры не застрахованы от несчастных случаев, а техническое состояние автобусов и квалификация водителей зачастую не соответствуют требованиям транспортного законодательства.