Учитель математики из Вязников учит школьников приемам, с помощью которых можно делать научные открытия
Наш собеседник заслуженный учитель РФ, победитель областного и лауреат всероссийского конкурса «Учитель года», лауреат президентского гранта, отличник народного образования Михаил Шуба. Михаил Юрьевич уже 35 лет преподает в школе г. Вязники математику и еще один необычный предмет РТМ - «развитие творческого мышления». А еще Михаил Шуба претендент на получение особой в честь Года учителя премии в 200 тысяч рублей, которой наградят восемь лучших педагогов области. М.Шуба дал интервью «ВВ».
- Михаил Юрьевич, вся ваша жизнь связана с Вязниками?
- Да, в Вязниках я родился, учился в школе-интернате № 1, поскольку воспитывала меня одна бабушка, сюда же приехал работать по распределению после окончания Владимирского педагогического института. Правда, в армию служить попал на Дальний Восток. Был старшим вычислителем артиллерийского дивизиона, рассчитывал траекторию дальности полета снаряда.
- То есть даже в армии вам помогла математика. Семью создать успели?
- А как же, с будущей супругой Надеждой вместе учились на физмате, на последнем курсе поженились. Она тоже работала учительницей в школе, сейчас ушла по выслуге лет. Дочь стала врачом, сын специалист по информационным технологиям.
- Каковы ваши увлечения?
- Люблю игру в шахматы у меня первый разряд - и плавание.
- Михаил Юрьевич, вы учитель-исследователь, который сегодня так востребован. Что отличает вас от обычного учителя?
- Учителя-исследователя отличает участие в экспериментальной работе, создание авторских программ и технологий, подготовка публикаций и книг. Я 4-5 раз в год провожу занятия творческой лаборатории для учителей на уровне района и области. Ежегодно участвую в научных Лернеровских чтениях в ВГГУ. Все мои доклады напечатаны в сборниках.
- Вы автор учебного пособия по математике…
- Совершенно верно. В 1994 году вышла моя книга «Занимательные задачи обучающей математики». Сейчас готовится к изданию новая - «Учим школьников творчески мыслить на уроках математики», в которой я излагаю свою авторскую технологию. Работал над ней 20 лет. Приятно, что труд мой будет обнародован и любой может им воспользоваться взять ассоциации, идеи, переработать их и использовать для себя.
- Ваше отношение к инновациям, которые происходят в образовании?
- Признаю инновации, которые направлены на развитие личности, а не на перестановку материалов с места на место. И книга моя вышла с грифом «Стандарты второго поколения». Что это за стандарты? Это не только определенный объем знаний, но и опыт творческой деятельности, включающий самопознание, рождение новых истин.
- Среди ваших учеников немало победителей областных олимпиад. Как удается добиваться таких результатов? Некоторые учителя за все свои годы педагогической деятельности не могут подготовить даже одного победителя или хотя бы призера олимпиады.
- Считаю олимпиадное направление наиболее перспективным, перерастающим в научную деятельность. Я работаю с обычными классами, но по авторской программе. Она направлена на развитие творческих способностей. Можно подать математику как сухое изложение фактов, а можно как живую науку, удивительную, рождающую факты. Я иду по второму пути, часто использую на уроках прием игры с математическими объектами фигурами, выражениями, графиками. Часто игры генерируются в математические идеи. Сопоставление фактов дает выход на настоящие открытия!
- В вашей практике встречались ученики, которые вас удивляли?
- За последние 20 лет было пять таких учеников. Все мальчики, победители областных олимпиад по математике. Меня удивляла их невероятная способность генерировать идеи. Моя технология именно на таких детей и рассчитана.
- Вы поощряете в своих учениках желание решить задачу другим, нетрадиционным способом?
- Это основа моей технологии сначала решить по алгоритму, а потом - другим способом. Так ребенок показывает гибкость ума.
- Одаренность сразу можно разглядеть?
- За несколько занятий. Одаренные дети не только на лету схватывают, но и стремятся к большему, ставят серьезные цели развить себя, сделать карьеру. У меня с ними полное взаимопонимание. Самый первый мой одаренный ученик по иронии судьбы полный тезка чемпиона мира по шахматам - Анатолий Карпов. Он давно окончил МГУ, сейчас ученый, кандидат наук, работает по специальности в одной из московских фирм. Помню, как он брал книгу с задачами всероссийских олимпиад, просматривал, с ходу говорил ответы и разочарованно произносил: «Они неинтересные!».
- В какие престижные вузы поступают ваши ученики?
- В МГУ, МГТУ им. Баумана, Московский авиационный институт, Нижегородский институт им.Лобачевского на техническое, экономическое, компьютерное направления. К сожалению, не всем учиться в Москве позволяют финансовые возможности. Из моего последнего выпуска 2008 года в вузы поступили все ребята, причем на бюджетные места.
- Михаил Юрьевич, если бы вас завтра назначили министром образования, что бы вы сделали?
- Сразу бы добился повышения зарплаты учителям хотя бы до среднеевропейского уровня. Тогда процесс отбора лучших учителей будет происходить сам по себе. Уверен: все негативные явления в школе только из-за нищеты.
Во-вторых, в школах стал бы продвигать введение профильного обучения с 8 класса.
- Но определиться с профилем в 8 классе еще трудно. Бывает так, что ребенок имеет способности во всех направлениях…
- Хороший учитель всегда определит склонность к математике. Получив настоящее математическое развитие, овладев интуицией, ребенок сможет переключиться на любую область. Уверен: если двум одинаково способным людям дать одно задание, то лучше его сделает математик. Тот, кто привык к поиску нестандартных путей решения, в сложной неопределенной ситуации чувствует себя комфортнее, чем человек со стандартным мышлением. А умение действовать оптимально показатель высокого развития интеллекта.
- Как вы относитесь к ЕГЭ?
- Максимально поддерживаю. Он очень хорошо дифференцирует ребят по знаниям и способностям. К сожалению, мы имеем десятилетия наследия, из-за которого учителя разучились учить, а ученики - учиться. Подготовка к ЕГЭ сильно мобилизует. Благодаря ему мы выберемся из «ямы».