653 несанкционированные свалки и помойки было ликвидировано во Владимирской области в прошлом году - в том числе по результатам рейдов сотрудников областного департамента природопользования и охраны окружающей среды. Также в области по результатам инвентаризации зарегистрировано 210 относительно крупных объектов размещения отходов (куда мусор возят грузовиками), из них 25 закрыты, 84 не санкционированы... Эти данные привел вчера директор департамента Алексей Мигачев, пообещавший продолжение рейдов и налаживание взаимоотношений с главами муниципалитетов в части антисвалочной борьбы.
- Если не будем этим заниматься, зарастем мусором окончательно, - уверен Алексей Алексеевич.
Правда, пока до полной победы над мусорными развалами в лесах, на полях и вдоль дорог еще далеко. Во-первых, сами граждане отличаются изрядной несознательностью и активно накидывают и сваливают отходы в тех же самых местах, которые только что власти «ликвидировали», между прочим, потратив на это мероприятие бюджетные деньги. А во-вторых, всем мерам властей не хватает «комплексности».
- Решить эту проблему можно только комплексно, - уверен Алексей Мигачев. - Это неправильно, когда в каждом районе, в каждом поселении главы работают только по своим кучам мусора, хотя понять их можно. Но так проблему не решить. Нам в регионе пока не хватает межмуниципального взаимодействия в этом вопросе. Даже подход к тарификации услуг по вывозу ТБО в каждой территории свой. А ведь одни территории убыточные, другие вполне успешные...
Для комплексности нам нужен серьезный инвестор, который займется вывозом и утилизацией отходов по всей области. И уже есть крупные компании, которые к нашему региону присматриваются, говорит Алексей Мигачев.
- Надо лишь один раз грамотно организовать потоки, создать систему. И тогда не будет такого, что везде кучки мусора...
Раз помойка,
два помойка...
Кстати, за год департамент провел 89 «антимусорных» проверок. Рассмотрел 537 дел об административных правонарушениях. Штрафов предъявлено больше чем на 2 миллиона рублей. Если смотреть по количеству взыскавших их сотрудников - четыре человека, то получается хороший результат, а вот если учесть, что средний штраф получается меньше 6 тысяч, то не очень... Так что тысячу раз прав Алексей Мигачев, когда говорит, что юридических инструментов воздействия на мусорящих граждан и должностных лиц не хватает. Фокус в том, что руководителя фирмы или предприятия к ответственности привлечь гораздо проще, чем рядового гражданина. Как грустно улыбается Алексей Алексеевич, у нас в стране «свобода договора». Хочу - заключаю договор на вывоз мусора, а не хочу - не заключаю. Но мусор-то производит каждый! А раз производит, значит, его куда-то надо деть - из своего дома, со своего участка. И если раньше содержимое наших мусорных ведер было легко сгнивающим - бумага, обрезки, очистки, их можно было и в огороде, и в лесочке закопать без вреда окружающей среде, то сейчас там - сплошной пластик, который и за 100 лет не разложится...
- Обращаются к человеку по поводу заключения договора на вывоз мусора, а он в ответ - у меня здесь компостная куча. Но это же бред! (Цитирую Алексея Мигачева.)
А в группе самых несознательных мусоропроизводителей - гаражные и дачные кооперативы и частный сектор. Впрочем, чиновники не унывают, считая, что, если предложат дачникам и частникам удобную альтернативу несанкционированному сваливанию отходов, какой-то толк из этого выйдет.
Что характерно, у нас в регионе даже «неразлагаемые» отходы есть куда девать. Три предприятия (в Судогде, Гусь-Хрустальном и Камешкове) перерабатывают ПЭТ-бутылки. Есть заводик, перерабатывающий автопокрышки. Хотя система сбора этого «сырья» пока далека от совершенной. Есть кому перерабатывать макулатуру (два предприятия) и ртутные лампы. В целом же у нас в регионе принимается на переработку более 40 видов отходов производства и потребления.
А вот сжигать отходы во Владимирской области, судя по всему, не будут. Поскольку это «неэкологично и нецелесообразно», «это скорее можно начать делать только от безысходности», уверен директор департамента.
Еще раз
про Нижегородскую АЭС
Разумеется, журналисты не могли не спросить о ходе переговоров с «Росатомом» о месте размещения Нижегородской АЭС, которую - вопреки Генеральной схеме развития объектов электроэнергетики РФ, принятой Правительством РФ - хотят построить не в Урени, на севере Нижегородской области, а в Монаково, рядом с Муромским районом Владимирской области. «Росатом» пригласил наш регион к диалогу по данному вопросу, но на заданные вопросы пока не ответил. Как сказал Алексей Мигачев, сейчас идет обследование территории, и, возможно, аргумент «Росатома» о том, что рядом с нашей областью АЭС строить дешевле, отпадет. Ведь если эксперты подтвердят опасность карстовых грунтов в той местности и придется на 100 метров вглубь площадку бетоном заливать, об экономии в 19 млрд придется забыть, скорее, получится наоборот - дороже. Кстати, цена будущей АЭС - около 250 млрд рублей.