11 июня 2010 в 03:57

Трудный бюджет кризисного года

Фото: В.ЧУЧАДЕЕВА.
Что показали публичные слушания о проекте закона «Об исполнении областного бюджета за 2009 год» Прежде чем проект закона об исполнении областного бюджета 2009 года пройдет через комитеты и будет вынесен на пленарное заседание регионального парламента, в Законодательном Собрании должны быть проведены публичные слушания. Доклады, вопросы, дискуссии на публичных слушаниях о бюджете-2009 напомнили прежде всего о том, каким тяжелым испытаниям подверглась финансовая система области под действием кризиса.


Публичные слушания были организованы комитетом по бюджетной и налоговой политике ЗС во главе с Максимом Васениным, который их и вел.
Как же область выдерживала необходимый баланс доходов и расходов в прошлом году? Какой опыт власти региона могут извлечь на будущее, планируя бюджетный процесс? Ответы можно было узнать из докладов первого вице-губернатора, директора департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Вячеслава Кузина, председателя Счетной палаты области Виктора Чечеткина, выступлений других участников слушаний.
Несмотря на экономический спад
Вот лишь некоторые данные из заключения Счетной палаты по годовому отчету об исполнении бюджета за 2009 год, характеризующие остроту кризисных явлений: индекс промышленного производства составил по сравнению с 2008 годом лишь 78,6 процента. Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг теми же обрабатывающими производствами снижен в 2009 году почти на 11 процентов. Оборот розничной торговли сократился на 10 процентов, общественного питания ‑ более чем на 14 процентов. В большинстве отраслей также отмечен спад, в некоторых видах производства - на десятки процентов.
И за каждым таким процентом снижения - сокращение доходов бюджета. Насколько же четко должен быть отлажен и вовремя корректироваться бюджет, чтобы он был сбалансирован и исполнен при заметном спаде экономики и производства с соблюдением всех требований бюджетного и налогового законодательства! И все-таки это удалось.
Помнится, осенью 2008 года, когда были заметны еще и первые признаки надвигавшегося кризиса, Вячеслав Кузин в беседе с корреспондентом «ВВ» говорил, что если кризисные явления углубятся, бюджет Владимирской области испытает меньше проблем, чем бюджеты многих других субъектов. Объясняется это тем, что расходные обязательства области рассчитаны с учетом реальных возможностей экономики региона, поступлений из федерального бюджета ‑ то есть реальных, а не мифических ресурсов. Иначе при завышенных надеждах на рост доходов в случае резкого спада неминуемо накопление задолженностей бюджета. А поскольку львиная доля в расходах идет на социальную сферу ‑ образование, здравоохранение, социальную защиту и другие, то неисполнение бюджетных обязательств ударило бы прежде всего по населению.
И теперь видно, что Вячеслав Кузин был тогда, в 2008-м, прав, хотя мало кто предвидел, что спад по всей стране и у нас в регионе будет столь ощутимым. Вот почему пришлось уточнять, а по сути, серьезно пересматривать прогнозный план, составленный еще в первой половине 2008 года.
Бюджетные обязательства Владимирской области в 2009 году были выполнены полностью, хоть и закладывался областной бюджет с дефицитом. Вячеслав Кузин отдал должное и муниципалитетам, они, как и область, завершили год без просроченной кредиторской задолженности.
По эффективности управления бюджетных средств даже в такой тяжелый год наш регион уже в третий раз вошел в число 20 лучших в России и получил грант в 50 миллионов рублей от Федерации. Как мы уже сообщали - и это на слушаниях подтвердил Вячеслав Кузин, - 20 миллионов рублей решено направить сельским старостам на поддержку благоустройства, 30 миллионов - на школу в Лакинске.

Но кроме стратегического расчета на то, что имеем, власти предприняли и ряд упреждающих ходов: обеспечили подъем зарплаты бюджетников в среднем на 30 процентов, а также социальных выплат.
Как напомнил Вячеслав Кузин участникам слушаний, верен был и выбор способа существенного сокращения бюджетных расходов, когда стало ясно, что без этого не обойтись. Был вариант урезать расходы по всему кругу обязательств области, включая социальную сферу. Но власти нашего региона выбрали иной путь ‑ сократить расходы прежде всего на госаппарат, а также по тем статьям, которые относятся не к обязанности, а к праву региона. Поскольку кошелек у области единый, пришлось, о чем Вячеслав Кузин сказал с сожалением, ради расходов на социальные нужды (антикризисных, учитывая ситуацию) сократить бюджетные вливания в национальную экономику. Но прежде всего задача была - сократить резко возросшую безработицу, поддержать малый бизнес.
Только цифры
В первой статье проекта закона об исполнении областного бюджета за 2009 год, внесенного губернатором области, указаны главные итоговые суммы, характеризующие областной бюджет-2009:
доходы - 31 миллиард 290 миллионов 896,6 тысячи рублей;
расходы - 31 миллиард 38 миллионов 352,4 тысячи рублей.
Конечно, надо отдать должное антикризисной поддержке из федерального бюджета.
Вот из чего сложились доходы областного бюджета в прошлом году: налоговые доходы составили 16302,4 млн рублей (51,6%), неналоговые - 574 млн рублей (1,8%), а безвозмездные поступления из федерального бюджета - 14713,4 млн рублей (46,5%).
Наибольший удельный вес в структуре расходов областного бюджета составили расходы по разделам: «Межбюджетные трансферты» (главным образом, для поддержки муниципалитетов) - 47% (14586 млн рублей), «Социальная политика» - 18,4% (5719 млн рублей), «Национальная экономика» - 15,1% (4697,8 млн рублей), «Образование» - 6% (1860,4 млн рублей), «Здравоохранение, физическая культура и спорт» - 4,3% (1361,4 млн рублей).
В целом расходы на социальную сферу составили более 50% в общем объеме расходов областного бюджета. Главное, что все социальные обязательства были выполнены.
Вячеслав Кузин доходчиво проанализировал все основные направления, ссылаясь на динамику бюджетных расходов с 2006 по 2009 год.
Председатель Счетной палаты Виктор Чечеткин, представляя заключение на отчет по исполнению бюджета, в частности, указал на недостатки. Среди них - невыполненные плановые назначения по налогу на добычу полезных ископаемых - 69,5%, акцизам - 78,6%, налогу на игорный бизнес ‑ 61%, и другим. Доходы от аренды областной государственной собственности исполнены на 80,7%, от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - на 57,1%.
Даже критически настроенные участники публичных слушаний признавали, что обсуждение получилось интересным и насыщенным. Самый большой зал ЗС был заполнен до отказа ‑ здесь было все руководство областного парламента во главе с Владимиром Киселевым и многие депутаты. Были и представители большинства органов и структурных подразделений администрации области. Вопросы им задавали профсоюзные лидеры, члены Общественной палаты, депутаты из муниципалитетов. Основные материалы для обсуждения бюджета-2009 были размещены заранее на cайте Законодательного Собрания (zsvo.ru). И ряд вопросов чиновникам поступили не только из зала, но и от жителей разных городов области по Интернету. В своих ответах Вячеслав Кузин и другие представители исполнительной власти много чего прояснили и прокомментировали.
Рекомендации на будущее
Но были не только острые подчас вопросы и откровенные критические высказывания, но и предложения, часть которых дополнили проект рекомендаций участников публичных слушаний.
Законодательному Собранию: разработать проекты законов, направленных на совершенствование бюджетного процесса, а также межбюджетных отношений во Владимирской области в части методик расчета дотаций из областного бюджета.
Администрации области: совместно с администраторами доходов областного бюджета усилить работу по выполнению плана по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет и снижению недоимки; принимать все меры, направленные на повышение эффективности расходов, экономии бюджетных средств; продолжить поддержку значимых отраслей экономики, наиболее подверженных кризису; сохранить объем финансовой поддержки муниципальных образований.
Органам местного самоуправления: усилить работу по мобилизации доходов местных бюджетов, а также по взысканию недоимки по налогам и сборам в областной и местные бюджеты; обеспечить эффективное и своевременное использование субвенций и субсидий, предоставляемых из областного бюджета.
В результате обсуждения Максим Васенин предложил включить в проект еще несколько дополнительных рекомендаций слушаний. Среди них: по предложению профсоюзов администрации области совместно с ЗС рассмотреть возможность принятия решения об индексации уровня оплаты труда бюджетников в 2010 году, обеспечив это соответствующим бюджетным финансированием. Администрации области - установить более прозрачные и четкие порядок и критерии отбора общественных организаций, которым оказывается господдержка; принять меры для сокращения расходов на публикацию официальных документов.
Вслед за слушаниями проект закона об исполнении областного бюджета за 2009 год будет рассматриваться на комитетах. На 15 июня, судя по сообщению сайта ЗС, этот законопроект внесен в повестку дня заседания комитета по земельной и аграрной политике, природопользованию и экологии.



^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:03 Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон отправлен на покой в Москву
27 декабря в Даниловом монастыре столицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил последнее в 2024 году заседание Священного Синода, на котором был отправлен на покой митрополит Тихон.
сегодня в 18:01 Полицейский Дед Мороз раздал подарки и напутствия жителям Коврова
Здесь прошло необычное профилактическое мероприятие «В Новый год без ДТП», сообщает пресс-служба УМВД России по Владимирской области. Стражи порядка призвали горожан в предпраздничной суете не забывать о правилах дорожно…