6 июля 2010 в 01:23

Образование детей-инвалидов ‑ дело общее

Фото: Ирины ИГНАТОВОЙ.
На очередном заседании комиссии по правам человека при губернаторе области рассматривался вопрос реализации права детей-инвалидов на образование



Члены комиссии изучали положение дел, посещая детские сады, дома-интернаты и учреждения среднего профессионального образования. В целом они остались довольны удовлетворительным решением многих проблем и реализацией прав «особенных» детей.
В нашей области сегодня 4547 детей с инвалидностью. Из них 2985 человек получают образовательные услуги в различных учреждениях. 710 ‑ в интернатах, 521 ‑ в общеобразовательных школах, 189 ‑ в профлицеях и училищах.
Самое большое количество детей-инвалидов, в основном из числа отказных, с тяжелой формой заболевания, живут в Кольчугинском доме-интернате 244 человека. Еще несколько лет назад никто из них не обучался в каких-либо образовательных учреждениях. Сейчас ситуация изменилась. Около 20 детей посещают коррекционную школу 8-го вида, пятеро обучаются в «школе жизни», организованной кольчугинским отделением АРДИ «Свет», 13 молодых людей ‑ учащиеся профессионального училища. 125 ребят получают образовательные услуги в самом доме-интернате на базе кружковой работы, в уютных классах и мастерских. Для каждого ребенка разработана индивидуальная программа реабилитации. Безусловно, с каждым ребенком, живущим в интернате, нужно заниматься индивидуально и для каждого своя планка умений и навыков. Для одного станет достижением научиться считать и писать, для другого, из отделения милосердия, где находятся дети с самыми тяжелыми недугами и отклонениями в развитии, ‑ хотя бы реагировать на слова воспитателя, узнавать его, улыбаться в ответ.
Самое главное для многих детей с инвалидностью ‑ найти свою нишу в суровой реальной жизни, суметь социально адаптироваться.
Все начинается с младенчества. В четырех специализированных домах ребенка области, куда попадают малыши от рождения до четырех лет, большая часть воспитанников имеют сразу по нескольку заболеваний. От некоторых, с тяжелыми недугами вроде водянки головного мозга, умственной отсталостью или ДЦП, родители отказываются сразу. Однако именно первые годы жизни являются самыми важными в развитии и реабилитации малышей. Случается, что благодаря занятиям со специалистами и грамотному лечению ребятишки выправляются в развитии, и их берут в семьи приемные родители.
- К сожалению, нам уделяют мало внимания в плане выделения средств на образование и развитие детей, - отметила главный врач владимирского дома-ребенка Лариса Горячева. ‑ Не хватает денег на покупку книг, развивающих игр, посещение учреждений культуры, экскурсии. Почему-то средства на это во всех программах прописаны только для образовательных учреждений.
По закону дети-инвалиды в первую очередь должны получать путевки в детские сады. Сегодня в области создана сеть дошкольных учреждений со специализированными группами для малышей с различными заболеваниями: нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи, задержкой умственного развития. Во Владимире и Собинском районе, по словам уполномоченного по правам ребенка Любови Кац, места таким детям предоставляются без проволочек. Однако есть и недостаток ‑ не везде с особенными детьми раннего возраста работают логопеды.
- По закону помощь должна оказываться ребенку-инвалиду без ограничения в возрасте, - подчеркнула Л.Кац. - К сожалению, этого не знают ни родители, ни воспитатели, считающие, что услуги логопеда нужно предоставлять с пяти лет.
Для обучения детей-инвалидов школьного возраста в области работают 10 специализированных коррекционных школ, открыты интегрированные классы для таких ребят и в обычных общеобразовательных школах, к примеру, для слабослышащих - на базе владимирской школы № 14. Начала действовать программа по дистанционному образованию, для участия в ней включают детей с сохраненным интеллектом. Распространен и опыт освоения профессий на базе профессиональных училищ и лицеев, с последующим трудоустройством.
Председатель комиссии по правам человека Лина Якушева обратила внимание на то, что охват детей с инвалидностью образованием у нас в области шире, чем в среднем по России. По стране не охвачено образованием 45%, а в нашей области 34,3%. Однако нужно стремиться к тому, чтобы охватить образовательными услугами каждого ребенка. Использовать для этого возможности дистанционного образования и обслуживания педагогами-специалистами на дому. А еще объединив усилия всех департаментов, занимающихся реабилитацией и обучением детей с инвалидностью, - образования, социальной защиты населения и здравоохранения.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
3 минуты назад Машинист-инструктор локомотивного депо брал взятки за прохождение тестирования
Во Владимирской области осужден машинист-инструктор локомотивного депо, который брал взятки от сотрудников ОАО «РЖД» за прохождение тестирования. Дело рассматривал Александровский городской суд.
час назад Владимирская таможня пополнила бюджет на 785 млн рублей после постконтроля
По результатам таможенных проверок после выпуска товаров в первом квартале 2024 года Владимирский таможней было взыскано около 785 млн рублей. К этим средствам относятся таможенные платежи, пени и административные штрафы…