6 июля 2010 в 01:23

Образование детей-инвалидов ‑ дело общее

Фото: Ирины ИГНАТОВОЙ.
На очередном заседании комиссии по правам человека при губернаторе области рассматривался вопрос реализации права детей-инвалидов на образование



Члены комиссии изучали положение дел, посещая детские сады, дома-интернаты и учреждения среднего профессионального образования. В целом они остались довольны удовлетворительным решением многих проблем и реализацией прав «особенных» детей.
В нашей области сегодня 4547 детей с инвалидностью. Из них 2985 человек получают образовательные услуги в различных учреждениях. 710 ‑ в интернатах, 521 ‑ в общеобразовательных школах, 189 ‑ в профлицеях и училищах.
Самое большое количество детей-инвалидов, в основном из числа отказных, с тяжелой формой заболевания, живут в Кольчугинском доме-интернате 244 человека. Еще несколько лет назад никто из них не обучался в каких-либо образовательных учреждениях. Сейчас ситуация изменилась. Около 20 детей посещают коррекционную школу 8-го вида, пятеро обучаются в «школе жизни», организованной кольчугинским отделением АРДИ «Свет», 13 молодых людей ‑ учащиеся профессионального училища. 125 ребят получают образовательные услуги в самом доме-интернате на базе кружковой работы, в уютных классах и мастерских. Для каждого ребенка разработана индивидуальная программа реабилитации. Безусловно, с каждым ребенком, живущим в интернате, нужно заниматься индивидуально и для каждого своя планка умений и навыков. Для одного станет достижением научиться считать и писать, для другого, из отделения милосердия, где находятся дети с самыми тяжелыми недугами и отклонениями в развитии, ‑ хотя бы реагировать на слова воспитателя, узнавать его, улыбаться в ответ.
Самое главное для многих детей с инвалидностью ‑ найти свою нишу в суровой реальной жизни, суметь социально адаптироваться.
Все начинается с младенчества. В четырех специализированных домах ребенка области, куда попадают малыши от рождения до четырех лет, большая часть воспитанников имеют сразу по нескольку заболеваний. От некоторых, с тяжелыми недугами вроде водянки головного мозга, умственной отсталостью или ДЦП, родители отказываются сразу. Однако именно первые годы жизни являются самыми важными в развитии и реабилитации малышей. Случается, что благодаря занятиям со специалистами и грамотному лечению ребятишки выправляются в развитии, и их берут в семьи приемные родители.
- К сожалению, нам уделяют мало внимания в плане выделения средств на образование и развитие детей, - отметила главный врач владимирского дома-ребенка Лариса Горячева. ‑ Не хватает денег на покупку книг, развивающих игр, посещение учреждений культуры, экскурсии. Почему-то средства на это во всех программах прописаны только для образовательных учреждений.
По закону дети-инвалиды в первую очередь должны получать путевки в детские сады. Сегодня в области создана сеть дошкольных учреждений со специализированными группами для малышей с различными заболеваниями: нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи, задержкой умственного развития. Во Владимире и Собинском районе, по словам уполномоченного по правам ребенка Любови Кац, места таким детям предоставляются без проволочек. Однако есть и недостаток ‑ не везде с особенными детьми раннего возраста работают логопеды.
- По закону помощь должна оказываться ребенку-инвалиду без ограничения в возрасте, - подчеркнула Л.Кац. - К сожалению, этого не знают ни родители, ни воспитатели, считающие, что услуги логопеда нужно предоставлять с пяти лет.
Для обучения детей-инвалидов школьного возраста в области работают 10 специализированных коррекционных школ, открыты интегрированные классы для таких ребят и в обычных общеобразовательных школах, к примеру, для слабослышащих - на базе владимирской школы № 14. Начала действовать программа по дистанционному образованию, для участия в ней включают детей с сохраненным интеллектом. Распространен и опыт освоения профессий на базе профессиональных училищ и лицеев, с последующим трудоустройством.
Председатель комиссии по правам человека Лина Якушева обратила внимание на то, что охват детей с инвалидностью образованием у нас в области шире, чем в среднем по России. По стране не охвачено образованием 45%, а в нашей области 34,3%. Однако нужно стремиться к тому, чтобы охватить образовательными услугами каждого ребенка. Использовать для этого возможности дистанционного образования и обслуживания педагогами-специалистами на дому. А еще объединив усилия всех департаментов, занимающихся реабилитацией и обучением детей с инвалидностью, - образования, социальной защиты населения и здравоохранения.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
вчера в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…