Собственники Хрустального завода изложили гусевчанам свою бизнес-стратегию В субботу в Гусь-Хрустальном состоялось не совсем обычное мероприятие. Руководство компании «РОЭЛ-групп», которой сейчас принадлежит Хрустальный завод, встретилось с общественностью. Поделиться планами относительно дальнейшей судьбы предприятия собственников попросил мэр Юрий Гришкин, выполняя тем самым одно из своих предвыборных обещаний. А вот то, что акулы бизнеса на такой диалог согласились - факт по нынешним временам удивительный, являющий собой пример социальной ответственности. И как бы в конечном итоге ни отнеслись гусевчане к услышанному, важно, что владельцы производства посвятили их в свои планы. Итак, по порядку.
История развалаЖители Гусь-Хрустального, да и всей области, наверное, хорошо помнят период хождения «стеклянной валюты», когда зарплату на Хрустальном заводе выдавали стаканами и вазами. Город тогда практически вернулся к натуральному обмену. Выручал только рынок, где заработанное можно было обналичить. Разворовали предприятие всего за несколько лет свободного рынка. К 1994 году завод полностью исчерпал объем оборотных средств.
- С заводом большую шутку сыграла его известность на рынке, - полагает первый вице-губернатор Владимир Веретенников. - Коллектив завода был развращен до неприличия, - напомнил он. - На заводе существовала полукриминальная система управления бизнесом. Браковалось до 60% объема продукции прямо на линии отжига. Брак вывозился за ворота. Тут же стояли перекупщики, которые наверняка были связаны с менеджментом завода. Они вывозили ее на рынок и продавали. Эта схема была применена на нескольких заводах, не только во Владимирской области, и все они закончили одинаково.
Когда заводу уже не на что было покупать песок, платить за газ и электричество, была введена процедура арбитражного управления. Но она привела лишь к уменьшению активов еще на 90 миллиардов неденоминированных рублей. Тогда-то, в 1996 году, руководство области и пригласило компанию «РОЭЛ-консалтинг» для проведения реструктуризации. И получилось. За год объемы производства и продаж были восстановлены. Вот только менеджеры у руля вновь оказались никудышные.
- Понадеялись на гены Мальцова, - объяснил природу стратегической ошибки генеральный директор компании «РОЭЛ-групп» Владимир Дорохин.
Гусевской хрустальный завод взял кредит на 250 миллионов рублей и купил активы в Германии. Производство тем временем встало, появились долги перед работниками. А тут и Сбербанк приехал с намерением обанкротить нерадивого заемщика и обнаружил на его месте уже с десяток мелких фирм с аббревиатурой «ГХЗ». Теперь это название - главная ценность, интересующая банкиров.
Тогда администрация области вновь обратилась к команде РОЭЛ с просьбой сохранить наследие Мальцова для владимирцев.
План спасения
- Через пять лет «Гусь-Хрустальный» должен звучать как «Мурано» (известный центр стеклоделия в Италии. - Авт.), - так сформулировал цель реформ новый собственник Владимир Дорохин.
- Мы хотим возродить то, что было у Мальцова для императора, - сообщил бизнесмен, несомненно, знающий толк в роскошной посуде.
Для выполнения штучных заказов нужны и художники, и мастера соответствующие. Представители компании обещали, что за ценой не постоят. Одного специалиста уже «купили» (терминология Дорохина. - Прим. авт.) за миллион долларов. Речь - о решении жилищной проблемы человека, обладающего уникальными навыками. Другим прочат зарплаты, с которыми ипотека станет реальностью. Планируют инвестировать в подготовку талантливых кадров, работать с ними с младых ногтей. Так, победительницу школьного конкурса уже приняли на завод художником. Впрочем, понятно, что рабочих мест не будет много.
Это мы - турки
Вот это, собственно, и волновало общественность, которая высказывала мнение о необходимости производства ширпотреба. Однако собственники уже все просчитали: конкурировать с Турцией и Китаем нецелесообразно. Один завод холдинга «Паша-Бахчи» производит 6 миллионов изделий в месяц, а таких заводов четыре. В России ему принадлежит Борский стекольный завод в Нижегородской области и еще три строятся. Стеклянной посуды «Паша-Бахчи» продает в нашей стране на миллиард рублей ежегодно. Себестоимость ее в 3-4 раза ниже, чем у нас, потому что в технологическом отношении Гусь отстал на 30 лет.
- В этом мы убедились, когда строили стекольный завод в Гороховце. Поверьте, турки - это мы. Нам надо у них учиться, - заявил Владимир Веретенников и резюмировал: - Мы ни при каких обстоятельствах не поддержим намерения РОЭЛ заняться этим видом бизнеса, потому что мы внимательно следим за ситуацией на рынке.
Так что, как бы там ни было, Гусевской хрустальный завод в ближайшем будущем будет производить, по выражению авторов идеи, «то, что жалко разбить».
Здесь будет стеклополис
А производственные площади на территории в 18 гектаров отдадут под специализированный технопарк, который решено именовать стеклополисом. Подоплеку этого решения образно описал Владимир Веретенников:
- Сегодня Гусевской хрустальный завод - это большая корова, которая питается, как слон, а доится, как коза. Значит, надо научиться управлять этой промышленной недвижимостью.
В Гусь-Хрустальный планируют позвать иностранные компании стекольного профиля, чтобы те наладили здесь производство витражного стекла, хрустальных светильников и украшений а-ля Сваровски. Область готова помочь стеклоделам в рамках программы поддержки малого предпринимательства. А там, глядишь, подтянутся и местные предприниматели, которые пока предпочитают торговать «серой» продукцией на оптовом рынке.
По схожей схеме, к слову, «РОЭЛ-групп» реструктурировала Муромский радиозавод. Сейчас на его площадях работают 3800 человек, как в былые времена. Реструктуризация Гусевского хрустального завода должна произойти в нынешнем году.
- Я уверен, что мы сохраним этот бренд, найдем ему новую оправу, но произойдет, это, наверное, небыстро, - подвел итог обсуждению Владимир Веретенников.