Только за первое полугодие этого года жители области направили в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) по Владимирской области 573 обращения. При этом больше всего жалоб (в расчете на тысячу населения) пришло из Кольчугинского, Камешковского, Петушинского и Александровского районов.
По словам Владимира Козырева, главного государственного жилищного инспектора, обращения и жалобы становятся все более грамотными. То есть наши люди уже явно берут на себя труд изучить Жилищный кодекс. Впрочем, «элементы иждивенчества» все еще неистребимы.
- Граждане считают как? Я работаю, я занят, пусть моим домом занимается кто-то другой, а мне некогда, - говорит Владимир Козырев. - А ведь надо жилищно-коммунальные услуги получать так, как когда мы ходим в магазин за товаром. Мы же смотрим, что покупаем. Так и здесь нужно следить... Тем более что именно у собственников жилья есть все полномочия контролировать обслуживающие организации.
А контролировать есть чего: подготовку наших домов к отопительному сезону («Здесь много проблем, мы даже не ожидали столько», - сказал Владимир Козырев), нормативы потребления коммунальных услуг (и тут инспекция нам в помощь), усилия по энергосбережению... По словам Владимира Ивановича, с энергосбережением, особенно в старых домах, пока проблемы:
- Я видел фотографии таких домов, просвеченных тепловизором, и как из них уходит тепло!
Причем тепло таким образом уходит не только из-за незакрывающихся дверей подъездов или выбитых стекол. Вносят свою лепту дырявые трубы (либо плохо изолированные). Древняя электропроводка, до которой обычно руки не доходят даже у вполне деятельных управляющих компаний - мол, крыша бы не текла и подвалы были сухими, а уж проводка подождет... Владимир Козырев так сформулировал проблему со старой электропроводкой - «ток фактически утекает в стены». А ведь, кроме всего прочего, электропроводка даже в новых домах чаще всего не рассчитана на нынешние нагрузки со всеми нашими электрообогревателями, стиральными машинами, электрочайниками и СВЧ.
...За полгода ГЖИ дала 17 заключений по «совсем плохим ситуациям», когда, грубо говоря, дома ветшали при попустительстве управляющих компаний, а собственники на это долго не реагировали. Самое печальное, что таким домам финансирование на капремонт из Фонда содействия реформированию ЖКХ «не светит».
Отдельная «песня» - взаимоотношения собственников и управляющих компаний. Последние не все и не всегда понимают, что именно жильцы для них - цари и боги. Владимир Козырев называет это «неадекватным поведением». Некоторые УК не то что не утруждают себя отчетами, даже разговаривать с жильцами не хотят! Наглость таких компаний просто не знает границ: уже есть случаи, когда люди пытаются сменить УК, а та в суде настаивает на том, чтобы дом остался ей по-прежнему. То есть и делать, что нужно, не желает, и терять целый дом плательщиков тоже не хочет! Кстати, УК не ленятся судиться и с Государственной жилищной инспекцией, тратя на это
деньги (!) и недовольствуя, что та привлекла их к ответственности за нарушения правил содержания жилых домов. Правда, чаще всего суды поддерживают позицию ГЖИ.