Президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова о новом «путеводителе» по Владимиру
Кто-то остроумно заметил: «Дилетант ‑ первопроходец пройденного». Но ходить даже по проторенным дорожкам нужно умеючи. Осмотрительно и совестливо! Одно дело - собраться в узком кругу гуманитариев и посудачить о моде-погоде… Поговорили ‑ и забыли. Другое дело - вдруг взяться за нож и начать вырезать аппендицит. Скажете, случай из области фантастики? Ничего подобного. Оглянитесь, вокруг ‑ врачи с липовыми дипломами, автогонщики без водительских прав, певцы без голоса. И целый легион графоманов, засоряющих нам голову и душу недоброкачественной «пищей». Мы живем в эпоху воинствующего непрофессионализма. Потому-то и стало возможным появление в свет книги Инны Сбитневой «Владимир. Исторический путеводитель по старому городу».
Эта книга мне попала в руки благодаря публикации во «Владимирских ведомостях». Уж так радовался автор статьи «О родном городе ‑ с вдохновением» Евгений Нечаев появлению путеводителя, что событие это назвал «знаменательным», «отрадным фактом». А священник владимирского католического храма Св. Розария о. Сергий поздравил автора «за дерзновение и достойное воплощение своих замыслов». Ну как тут было не купить книгу, чтобы поликовать вместе с широкой общественностью? (Кстати, замечу, 145 рублей для такого издания дороговато.)
Читать начала, что называется, за здравие. Закончила ‑ за упокой… на 6 стр. Захлопнула в негодовании книгу на словах: «После смерти Андрея икона как святыня Владимирской земли перешла из Боголюбова во вновь построенный Успенский Княгинин Монастырь (1200 год), где находится и сейчас. В советское время икона «Боголюбивая» была скрыта в запасниках краеведческого музея и так спасена».
Просто диву даешься, как же удалось автору сохранить столь непорочно-девственное состояние ума и души, чтобы настолько не знать историю иконы Боголюбивой Божией Матери? Не счесть научных и популярных публикаций о ней (взять хотя бы мою книгу «История. Судьба. Музей»)! Не говоря о том, что в течение последнего года СМИ не перестают говорить о чудотворном образе в связи с его критическим состоянием.
«Была скрыта»… В 1946 г. из владимирского Успенского собора в тяжелейшем состоянии она поступила в музей. В 1958-м была переправлена во Всероссийский художественный реставрационный центр им. Грабаря, где находилась до 1978 г. ‑ 20 лет! Никогда музей не скрывал икону в запасниках! Наоборот, отреставрированный образ был сразу выставлен в Историческом музее. А в 1984 г. образ украсил только открытый в Успенском соборе Княгинина монастыря музей «Православие и русская культура». В 1993 г., когда монастырь стал действующим, а экспозиция закрыта, образ был передан во временное пользование Владимиро-Суздальской епархии. Так что ошибочка вышла! Не в 1200 г., а на восемь веков позже, в ХХ веке, икона Боголюбская оказалась в Княгинином монастыре. …Теперь меня понимаете, почему я не стала читать дальше эту «вдохновенную книгу».
С тяжелым чувством познакомилась со статьей В.Скорбилина «Шедевр краеНЕведения» в «Призыве» - все о том же, о дилетантстве и графоманстве г-жи Сбитневой, берущейся рассуждать на темы, ей неведомые. Очень горько, что не нашлось на «путешествующего дилетанта» грамотного редактора и издателя. К месту пришелся бы их мудрый совет: негоже выставлять напоказ свою несведущность. Быть глупым, тиражом в 2 тысячи экземпляров, - стыдно и бессовестно. Стыдно и журналисту из «Владимирских ведомостей» настолько не знать историю своего края, чтобы хвалить подобную чушь.
Совершенные ошибки нужно исправлять. Самым мудрым в данном случае считаю изъятие из продажи тиража книги Сбитневой. Да минует сей недоброкачественный продукт читателей. Чтобы не было мучительно больно нам, полиглотам, за бесцельно прожитые дни, отданные чтению данной книги! Чтобы не было мучительно стыдно нам, владимирцам, перед приезжими за столь высокомерно-глумливое отношение к истории родного города.
А тем, кто отправляется в путь без компаса и карты, без знаний, накопленных поколениями, напоминание: «Образование ‑ лучший источник познания своего невежества».
P.S. Кстати, мы все-таки решили купить парочку пока еще не изъятых книг И.Сбитневой - в целях эксперимента. Всегда гордостью музея-заповедника были его экскурсоводы, мы до сих пор занимаемся подготовкой гидов. Теперь при сдаче экзаменов перед выходом на маршрут экзаменуемому будет предложен путеводитель вышеназванного автора. От того, сколько ошибок он найдет на одной странице, будет зависеть выпускная оценка экскурсовода.