Во Владимире состоялся традиционный большой августовский педсовет, участие в котором приняли директора школ, лицеев, колледжей, детских домов, учреждений дополнительного образования со всей области ‑ всего около 600 человек.
По случаю Года учителя на педсовете присутствовало немало гостей, среди которых заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина, губернатор области Николай Виноградов, главный федеральный инспектор во Владимирской области Игорь Князев. Как обычно, региональные и ведомственные награды были вручены лучшим педагогам и школам.От творчества к мастерству
Большой частью педсовета стала выставка «От творчества учителя ‑ к мастерству ученика». На ней были представлены приспособления и инструменты, швейные изделия, предметы художественно-прикладного творчества, товары для населения, учебно-наглядные пособия, выполненные мастерами и учащимися учреждений профессионального образования. Здесь же проходили мастер-классы по кузнечному делу, изготовлению предметов из кожи и деревообработке, свое искусство показывали кулинары, бармены, парикмахеры и специалисты по маникюру.
На этот раз на выставке были представлены и творческие работы, выполненные воспитанниками детских домов и школ-интернатов. Некоторые привезли с собой целые сельскохозяйственные выставки. Так, учителя и учащиеся Фоминского специнтерната наглядно продемонстрировали собранный с пришкольного участка урожай овощей. Камешковский детский дом выставил напоказ свое «живое» хозяйство.
Признание в любви и ключи от квартир
2010 год, объявленный Годом учителя, был особенным. Во всех городах и районах области прошли творческие конкурсы, встречи педагогических династий, акции «Признайся в любви учителю». Всегда приятно слышать, что у детей есть любимые учителя. Так вот на интернет-сайте «Учитель в моей жизни» теперь можно высказать слова признательности и уважения своим наставникам. В этом году вышли в свет две книги, посвященные педагогическим династиям. В Муроме состоялся пятый слет творчески работающих педагогов. Именно благодаря труду учителей-исследователей 5 школьников в этом году стали победителями всероссийских олимпиад, а значит, получили возможность без экзаменов поступить в самые престижные вузы страны. Творческие люди хотят и должны общаться, теперь такая возможность у загруженных повседневной работой учителей есть ‑ на сайтах в Интернете созданы 25 педагогических сообществ. Но, пожалуй, самый достойный подарок учителям сделали в Кольчугинском районе ‑ две семьи педагогов получили ключи от квартир.
Год учителя совпал с памятной и дорогой всем датой ‑ 65-летием Победы.
В нашей области произошло немало важных событий, приуроченных к этому юбилею, в том числе и в сфере образования. Так, профессиональный лицей № 7 получил золотую медаль на всероссийском конкурсе по патриотическому воспитанию. Учащиеся владимирской гимназии № 3 собрали деньги, на которые на Князь-Владимирском кладбище установлен памятник учителю.
- Стратегическое направление в образовании последних лет ‑ достижение нового качества, - заявил в своем докладе директор департамента образования области Михаил Корешков. - Однако в последнее время сделан акцент на эффективность результатов, условий, кадров, экономики и управления.
Успешность учеников ‑ главный результат
Эффективность результата в образовании оценивается успешностью учеников. В этом году, по словам М.Корешкова, получены две независимые оценки работы. Судить об успешности в первую очередь позволяют результаты ЕГЭ. Третий год область уверенно занимает неплохие позиции в «турнирной» общероссийской таблице. Стабильно высокие результаты по русскому языку, литературе, химии, информатике, биологии, английскому языку.
Наблюдается положительная динамика при сдаче ЕГЭ по истории, физике и географии. Особенно порадовала в этом году «провальная» по результатам прошлого года математика, где ситуацию удалось переломить.
Второй независимой оценкой являются результаты всероссийских и международных конкурсов и соревнований. В этом году на всероссийский уровень поднялись более 120 ребят и около 30 детских коллективов. Причем в разных направлениях: уникальный потешный полк Ставровской школы Собинского района - в патриотическом, школы Мурома № 1 и 33 ‑ в экологическом, юные чемпионы по легкой атлетике, борьбе и шахматам из Владимира, Суздальского и Юрьев-Польского районов ‑ в спортивном.
Несколько лет подряд держат марку на всероссийских конкурсах профессионального мастерства профессиональные лицеи № 1, 35, 36, 37, 39, 51, Покровский и Вязниковский колледжи. Они готовят квалифицированных металлообработчиков, строителей, механизаторов сельского хозяйства, трактористов, поваров и парикмахеров.
126 образовательных учреждений области стали победителями и призерами Всероссийского конкурса воспитательных систем, что оставляет за нами лидирующие позиции в разработках методик воспитания.
О статусе учителя и эффективности образования
- Безусловно, далеко не все нами сделано, чтобы статус учителя во Владимирской области был привлекателен, - признал руководитель департамента образования. - Но два главных шага мы сделали: внедрили новую систему оплаты труда и довели ее вместе с территориями до каждого учебного заведения. На третьем шагу мы еще спотыкаемся. Делать его надо тем, кто сегодня сидит в этом зале, ‑ руководителям наших учреждений, представителям общественных организаций и родителям.
Проблема в том, что педагогическое сообщество всегда было далеко от экономических вопросов. Однако в их решении сегодня стратегические резервы. А пока по неэффективности расходов в сфере образования область занимает 22-е место среди других регионов.
Проблемными по количеству учащихся, приходящихся на одного учителя, остаются Муромский и Селивановский районы. Резерв по этому показателю ‑ более 300 млн рублей. В Гороховецком, Гусь-Хрустальном, Ковровском районах в прошлом учебном году на одного учителя приходилось три человека административно-хозяйственного персонала, что недопустимо. В результате уходили деньги, направленные на повышение зарплаты учителям.
Педагогический кадровый корпус насчитывает сегодня более 10 тысяч человек и находится в процессе второй волны сокращения. Первая коснулась городов и была связана с демографическими проблемами. Сегодняшняя волна идет в сельской школе.
- Каждый пятый педагог Владимирской области ‑ пенсионер, - сообщил Михаил Корешков. - Молодежь медленно прибывает в школы. По-другому и не будет, пока муниципалитеты не будут решать жизненно важные вопросы ‑ с жильем для учителей, их экономическим поощрением, повышением социального статуса.
Отмечалось, что постепенно снижается профессиональная компетентность учителей. Поэтому неудивительны низкие баллы ЕГЭ по математике, русскому языку и предметам по выбору у выпускников Юрьев-Польского, Ковровского, Муромского, Камешковского, Гороховецкого, Гусь-Хрустального районов.
- Что же нужно сделать, чтобы наша эффективность была эффективной? Постараться выздороветь до того, как нас начнут лечить, - подытожил сказанное Михаил Корешков.
А пока отремонтированы и намыты до блеска практически все школы области ‑ 97 процентов уже приняты к новому учебному году. Учителя начали писать новые учебные планы, а будущие первоклашки ‑ примерять ранцы и нарядную школьную форму.