На внеочередное заседание Законодательного Собрания Владимирской области депутаты собрались, чтобы утвердить изменения в региональный бюджет, связанные с финансированием капитального ремонта многоквартирных домов на деньги (главным образом) государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Как пояснил Владимир Шаров, заместитель директора областного департамента ЖКХ, «остаток средств в Фонде содействия реформированию ЖКХ, предназначенный для Владимирской области на расселение граждан из аварийных домов, составляет 417,6 млн рублей». По условиям, речь только о тех домах, которые признаны аварийными до 1 января 2007 года. Но в участвующих в программе Фонда муниципалитетах сейчас таких домов нет. Но это, в общем, не повод отказываться от 417,6 млн рублей - деньги очень пригодятся на капремонты нуждающихся в них многоквартирных домов. Тем более что Фонд работает последний год, и надо спешить воспользоваться его возможностями - ведь проблем в ЖКХ всегда много. Ну а если мы не постараемся использовать «остаток» этого года, то нам урежут лимит на год следующий. «Поэтому мы провели с муниципальными образованиями работу по подготовке к проведению капремонта, 38 муниципалитетов заявили о своем участии», - сказал Владимир Шаров.
В итоге депутаты согласились утвердить дополнительно доходы и расходы бюджета-2010 на 417,6 млн рублей. Плюс проголосовали за перераспределение денег внутри бюджета, чтобы изыскать возможность для 3,5-процентного софинансирования будущих ремонтных работ - это 15,7 млн рублей из облбюджета.
Страсти
по методике
Но самым бурно обсуждаемым стал вопрос вовсе не из подготовленной заранее повестки дня. Депутат Виктор Шохрин предложил коллегам обратиться к главе администрации региона с депутатским запросом, касающимся Порядка предоставления компенсаций гражданам за жилье, сгоревшее этим летом из-за лесных, торфяных и полевых пожаров. Виктор Евгеньевич настаивает на исключении из формулы расчета коэффициента износа и времени постройки сгоревшего жилья - дескать, жители очень недовольны размером этих компенсаций...
- В соответствии с этим коэффициентом (10) люди могут получить компенсации... Вот для примера скажу на одной деревне: за дома от 32 до 62 квадратных метров - от 95 500 рублей до 177 300 рублей. А те должностные лица, в ведении которых находятся данные жители, проявляют очень сильное рвение, чтобы люди быстрее приняли решение. Если речь о строительстве, то им однозначно говорят: «строить будем с теми же условиями проживания, которые у вас были». Вон в деревне Александровке, где не было ни воды, ни света, ни соответственно других благ. Шесть лет в этой деревне не было света. И нога ответственного чиновника - даже самого низкого уровня - туда не ступала никогда. ...Чтобы нам с вами снять с себя хотя бы часть ответственности и сделать все возможное, чтобы улучшить жизнь людей, мы должны подсказать губернатору, что компенсация выдается не за сгоревшие дома, а на приобретение нового жилья.
Нельзя давать человеку 95 тысяч, чтобы он каким-то образом умудрился на эту сумму улучшить свои жилищные условия. Нужно рассчитывать компенсацию, исходя исключительно из площади дома, умноженной на стоимость квадратного метра в регионе. 28100 умножаем на площадь дома, и тогда получаем компенсацию. Ну если не на площадь дома, то хотя бы на социальную норму в 33 квадратных метра на одиноко проживающего. Получится 927 тысяч рублей, но никак не 95 тысяч, - завершил свой спич Виктор Шохрин.
Первым, кто ему ответил, был депутат Виктор Коротаев:
- Я не могу согласиться с Виктором Евгеньевичем по одной простой причине: насколько я знаю, рыночная стоимость таких домов и составляет около 100 тысяч рублей. На деньги, предусмотренные данной методикой, в принципе, можно купить дом в аналогичной деревне. А если примем сегодня предложение Виктора Евгеньевича, у нас, может, половина области завтра сами свои дома сожгут, чтобы получить компенсацию и купить квартиру во Владимире, - заключил В.Коротаев.
...Никто не спорит с тем, что люди пострадали и им надо помочь - с жильем, деньгами. Но и назначать в качестве компенсаций за, простите, халупы стоимость коттеджа тоже весьма опасно. Кстати, в Интернете и ряде центральных СМИ уже и так несколько недель гуляет информация о том, что жители некоторых деревень сами спалили свои населенные пункты в расчете на новые канадские домики и солидную финансовую помощь из бюджета. То есть даже если этого пока не было, мысль уже в народ ушла... А это чревато. Мало ли по России деревень, состоящих из разваливающихся домиков? Но если бы нашему бюджету было по силам заменить их все на новенькие поселки! Да и, кстати, далеко не все погорельцы рвутся в новые дома, настаивая на деньгах. Я, например, была в шоке от жителя Москвы, который на встрече с губернатором в Большом Приклоне заявил, что заберет свою 84-летнюю маму, чей дом сгорел, к себе, потому что старушка не может жить без ухода, только, мол, дайте два миллиона. Я тогда недоумевала: а почему мама до сих пор могла жить одна? Есть тут и еще один нюанс - дома из-за лесных пожаров горели и раньше, просто не в таких масштабах. Ну а что если потерпевшие прошлых лет потребуют аналогичных компенсаций по судам? Откуда деньги?
А уж упрек депутата в том, что нога чиновника не ступала в Александровку, вообще выглядит, мягко говоря, странно: ну а нога депутата почему туда за шесть лет не дошла? Собственно, об этом сказал Александр Леонтьев, вице-губернатор Владимирской области, госсекретарь:
- Вы же, Виктор Евгеньевич, депутат не первого созыва. Почему же вы в этой деревне не были? А в других деревнях, где по 4-5 домов и о которых никто сегодня не вспоминает - только по той причине, что их огонь не затронул? Если шесть лет в деревне нет электроэнергии, так принесите мне копии запросов и заявок, если они были! А если нет... Поэтому давайте переходить к ровной, нормальной работе.
Кстати, Александр Леонтьев сразу пояснил, что администрация региона действует «в соответствии с распоряжениями и инструкциями федерального Центра».
- Мне хотелось бы риторический вопрос задать, - сказал Александр Геннадьевич, - а что такое социальная справедливость? Ведь пожары были не только этим летом. И каждый год происходят автокатастрофы, наводнения, люди становятся жертвами преступных посягательств... Конечно, боль, сострадание у всех есть от этой ситуации. Но, коллеги, есть закон и нормы, принятые сверху. То есть если из-за вины алкоголика выгорает пять квартир ни в чем не повинных людей, то там - по законам РФ - люди могут рассчитывать на получение социальной помощи в размере до 50 тысяч рублей. В данном случае не надо забывать о том, что принимаются дополнительные меры - сверх норм закона, вы прекрасно это знаете. По 200 тысяч на человека выдали равными долями из областного и федерального бюджетов, семья из трех человек получает уже 600 тысяч. Плюс - компенсации. Так что давайте не смешивать понятия «законность» и «беда» и на этой беде наживать себе какой-то политический багаж или какой-то политический для себя задел.
Владимир Киселев, председатель Законодательного Собрания, высказался так:
- Ситуация непростая. С одной стороны, лишних денег в бюджете нет. С другой - люди потеряли жилье. И, конечно, важно, каким это жилье будет. Люди остались ни с чем. Если мы не поймем такого человека, не пойдем ему навстречу, то кто ему поможет? Действительно, купить квартиру на озвученные деньги практически невозможно. Так что я согласен с Виктором Шохриным.
Депутат Валерий Петряев, согласившись с идеей все-таки направить запрос губернатору, предложил сначала разобраться в причинах возгораний и привел в пример конкретную деревню, где «регулярно горят дома» из-за того, что жители не удосуживаются у своей деревни сухостой выкашивать. А еще народный избранник сказал о наличии в конкретном районе в деревнях домов в продаже за 50-150 тысяч рублей. А говоря о компенсациях, он задал резонный вопрос:
- Вообще-то надо еще узнать: а деньги-то реально есть?
На этот вопрос никто из его коллег, увы, не ответил.
...В итоге 23 голосами «за» (один против и пять воздержавшихся) депутаты приняли решение направить свой запрос главе администрации региона.