О результатах, проблемах и близящихся переменах - из уст директора департамента образования Михаила Корешкова
Начало учебного года - повод для обзора ситуации в одной из самых затратных для налогоплательщиков и касающейся каждого из нас сферы среднего образования нашего региона. А реформы в школе, как и по всей стране, продолжатся.
ЕГЭ все-таки лучше
Возвращаясь к итогам прошлого учебного года, Михаил Корешков затронул итоги единого госэкзамена:
- Департамент образования неоднократно высказывал свою позицию, и еще раз мы скажем, что сегодня для системы образования России ЕГЭ - большее благо, нежели старая система контроля. Это действительно независимая оценка качества знаний российских учащихся, и то, что мы который год достаточно уверенно получаем положительные результаты, нас радует.
Особенно порадовали результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе, химии, информатике. Лучше, чем год назад, сдали математику.
- В прошлом году мы очень расстроились по результатам ЕГЭ по математике, - сказал Михаил Корешков, ‑ результаты были ниже, чем в среднем по России. В этом году, видимо, наши усилия и усилия учителей математики привели к тому, что мы исправили ситуацию. Но появились другие проблемы, с которыми надо работать, и ЕГЭ нам это показал. Надо очень здорово нажимать на физику, и достаточно объяснима трудная ситуация с историей. Учителя истории, как правило, из школы уходят, приходят непрофессиональные люди, и возникает очень серьезная проблема в преподавании истории. Она будет обсуждаться в институте повышения квалификации в ближайшее время.
Отдых без соцстраха
- В летней оздоровительной кампании этого года, - напомнил Михаил Корешков, - был применен новый организационный механизм, при котором уполномоченным органом стал департамент образования, а в территориях - управления образования. Фонд соцстраха, по новым правилам, от этого вопроса полностью ушел. Новый финансовый механизм заключался в том, что деньги, которые были определены на летний отдых, делились на две большие части ‑ обеспечение санаторно-курортного лечения детей, чем тоже занимались мы, и финансирование в виде субсидий территориям из региона на оздоровительную летнюю кампанию.
Также новой особенностью было то, что финансирование было многоканальное. Регион на эту кампанию затратил 181 миллион рублей, плюс отдельно 13,5 миллиона рублей - на детей-сирот. В три раза больше, чем в прошлом году, мы получили от Федерации ‑ 31,5 миллиона рублей. Муниципалитеты затратили свои 33 миллиона рублей, предприятия с профсоюзами ‑ 9,5 миллиона рублей. Родительская плата не превышала 10 процентов, но так как оздоравливали очень много ребятишек, она составила 19,5 миллиона рублей. Отдохнули и полечились 75 тысяч детей области.
- При всех организационных трудностях, - считает Михаил Корешков, - оздоровительная кампания в этом году не сбавила обороты по сравнению в прошлым, где-то даже чуть-чуть прибавила, хотя для департамента образования это очень тяжелый большой кусок работы.
Первоклашек становится больше
Сегодня, 1 сентября, в 431 школе области (три находятся на капремонте) примут 116 тысяч учеников школьного возраста.
- Конечно, контингент учащихся у нас немного сократился, мы говорили о 140 тысячах несколько лет назад, - анализирует Михаил Корешков, - но придут 13 465 первоклассников. И мы очень рады им, потому что их на 708 больше, чем в прошлом году.
По словам Михаила Корешкова, «демографическая яма подкатилась к девятым - одиннадцатым классам. И там нас будет трясти еще до 2013 года».
Кроме того, повысилась сознательность у тех, кто решил идти в 10-й класс, опять-таки благодаря ЕГЭ. Кто не готов всерьез учиться дальше в школе, идут в систему профобразования.
Готовность
К 1 сентября в области приняты все школы, кроме трех, которые закрыты на капремонт - № 41 города Владимира, № 9 города Мурома и Лакинская школа. Последнюю Михаил Корешков назвал «одной из самых больных точек в системе образования области». И напомнил:
- Школа оказалась в аварийном состоянии. Мы полностью сейчас организуем учебный процесс, сохранив юридическое лицо школы, во всех возможных учреждениях Лакинска и даже за пределами города. На строительство новой школы на территории города Лакинска из регионального бюджета выделено 40 миллионов рублей, и мы должны освоить их до 1 января. Там идут подготовительные работы.
В учебный год входят и учреждения профессионального образования, и детские дома, которые тоже все приняты.
Задерживаются только две территории с детскими садами (хотя их работа не привязана к 1 сентября) - город Гусь-Хрустальный и Судогодский район. Работы там остается на 2-3 недели.
Реструктуризация
25 школ за летний период были реструктуризированы, это затронуло 290 детей, которые обучались в этих школах.
- Много это или мало ‑ это всегда субъективный показатель, - отметил Михаил Корешков. - Например, в Тверской области было реструктуризировано 100 школ. Мы очень аккуратно работаем в этом плане и считаем, что все сделано было правильно. Ликвидировано из этих 25 школ было только 9, из них 2 городские. Остальные лишь потеряли юридическое лицо. Такие школы были присоединены к более крупным, где больше ресурсы финансовые, ресурсы учительские и ресурсы материальные. Ликвидировались в основном сельские школы с контингентом 3, 5, 2 человека.
- Школа в 3 человека, как мы считаем, это издевательство над детьми, - добавил Михаил Корешков. - Сегодня дети полноценное образование в такой школе по определению получить не могут. Это показывают объективные факты. Процесс ликвидации идет, естественно, с обеспечением условий подвоза детей в школы.
Вопрос подвоза - в центре внимания департамента образования. Сейчас идет работа над программой «Сельский автобус», которая будет расширена на следующий год для того, чтобы помочь муниципалитетам. На сегодняшний день подвоз из населенных пунктов в школы осуществляется для 6535 детей области на 148 автобусах, по паспортизированным маршрутам.
Вновь в первой двадцатке регионов
- В повышении эффективности расходов системы образования у нас есть большой резерв, - считает Михаил Корешков. - Нас здорово критиковали в прошлом году, потому что у нас были значительные неэффективные расходы. Уже размещен на сайте правительства новый доклад об оценке деятельности субъектов Федерации, и там Владимирская область опять попадает в первую двадцатку регионов - по эффективности расходов.
Близящиеся перемены
Одно из главных изменений, которое ждет систему образования с 1 января 2011 года, это реализация 83-го федерального закона, то есть разделение всех учреждений системы образования на казенные, бюджетные и автономные. В связи с этим возникает большая проблема обучения руководящих кадров.
- Неподготовленный руководитель в этих условиях просто не справится и может загубить и коллектив, и образовательное учреждение, - считает Михаил Корешков.
Кроме того, с 1 января 2011 года вводится новая система аттестации педагогов. По словам директора департамента образования, эта новая система, с одной стороны, мотивирует учителя к повышению квалификации, но, с другой, - ставит его в более жесткие рамки, когда учитель вообще должен подтверждать, что он учитель, несмотря на прежние заслуги и грамоты.
Конкуренция ‑
это естественно
Корреспондент «ВВ» задал директору департамента образования вопрос о возрастающей конкуренции между городскими школами за учеников, что проявилось и во Владимире.
Михаил Корешков назвал конкуренцию естественной, и идет она уже примерно три года.
- Сегодня у нас при региональном нормативе финансирования деньги следуют за учеником. В крупных городах емкость школ превышает реальную наполняемость где-то в 1,5 раза. Возникает вопрос: насколько целесообразно в перспективе держать эти места? Размазывать эти деньги тонким слоем или концентрировать? Считаю, что идеи были правильные, в том числе и во Владимире: дети должны учиться в конкурентоспособных больших школьных коллективах, а не маленькими семейками. Только за счет эффективного использования денег мы могли бы фонд стимулирующих надбавок учителю поднять с 20 процентов до 30-35 процентов. Муниципалитетам надо очень грамотно считать и грамотно работать с родителями. И важно то, о чем я всегда говорил, - публичность.
Молодежь не идет
Нежелание молодежи идти в учителя ‑ одна из самых тяжелых проблем нашей школы. Вот что сказал об одной из попыток решить ее Михаил Корешков. Речь идет о «президентской тысяче».
По инициативе главы государства столько молодых учителей могут рассчитывать на получение 500 тысяч рублей в течение двух первых лет работы в школе. Владимирская область предложила шесть вакансий для таких молодых педагогов с созданием ряда благоприятных условий для них и со стороны региона, для того чтобы молодые выпускники вузов пришли в школу.
- Из шести вакансий на 1 сентября у нас заполнено только две, - с огорчением сообщил Михаил Корешков. - Мы столкнулись с непрестижностью педагогической профессии, с неперспективностью учительской зарплаты, с серьезными проблемами предоставления жилья для учителей. Все это отпугивает от школы молодых специалистов, даже с условием выделения столь крупных дополнительных сумм! Надо многое кардинально менять, наверное, и в федеральной политике. Прежде всего молодежь сейчас интересует жилье...
К сведению тех молодых педагогов, выпускников этого и предыдущего годов, которые могут получить по миллиону рублей (но отработать в школе надо минимум пять лет), сообщаем, что четыре оставшиеся вакансии таковы: три - учителя английского языка и одна - учителя математики.
- Сегодня идет отток кадров из школы, сегодня учительский труд непрестижен и, более того, спрос за результаты этого труда увеличивается кратно. Тем не менее мы входим в учебный год уверенно, - сказал в завершение Михаил Корешков.