Незадолго до окончания учебного года в Вязниках состоялся традиционный конкурс «Юные дарования». Среди педагогов, которые вместе с учащимися поднимались на сцену, был и учитель технологии школы № 6 Анатолий Владимирович Пайков, только что ставший заслуженным учителем РФ. Заведующая управлением образования Галина Александровна Рогова прокомментировала это событие так: «Этой награды Анатолий Владимирович ждал четыре года, и наконец-то она нашла своего героя!».
Почему так долго? На этот вопрос сам заслуженный учитель отвечает, что, возможно, «наверху» ждали, когда исполнится 20 лет стажа представленного к званию педагога. По крайней мере, такое предположение сделал коллега Пайкова, учитель истории из школы № 9 Алексей Викторович Лебедев. У него, кстати, документы лежали аж целых восемь лет!..Но трудовой путь Анатолия Владимировича начался отнюдь не в школьных столярных мастерских. Когда пришло время выбирать профессию, выбор пал на Ивановский энергетический институт.
Группа в институте подобралась отличная. До сих пор бывшие студенты ведут переписку. Судьба их разбросала по всему тогдашнему Союзу. Пятеро уехали строить Игналинскую АЭС в Литву, еще столько же отправились в Хабаровск, другие ‑ в Печоры и Туркмению. К Анатолию, который шел вторым по распределению, подошел друг: «Видишь, есть Павлодарская ТЭЦ, два места ‑ начальниками смены. Жилье дают, и можно ехать семейным» (к тому времени оба были женаты). Оценив, что рядом мощная река Иртыш, в городе есть театр, да к тому же за Павлодар играет в первой футбольной лиге команда «Трактор», Пайков сказал «да» и отправился с семьей в Казахстан. Работа нравилась, был хороший многонациональный коллектив, где умели жить без конфликтов. Так минуло пять лет, и разразилась перестройка. По словам Пайкова, в республике начали продвигать национальные кадры, в воздухе чувствовалась какая-то тревога. Друзья решили перебираться в Россию. И как раз получили информацию, что на Курганской ТЭЦ не хватает специалистов.
- Энергетики вообще народ легкий на подъем. Мы съездили, посмотрели все, получили гарантийные письма от главного инженера («В случае трудоустройства получаете двухкомнатные квартиры»), отработали в Павлодаре, и нас отпустили. Сейчас вот дошло до меня ‑ требуются специалисты моего профиля в Армению, на Разданскую ГРЭС. Интересно, конечно, но нет ‑ не поеду…
В Кургане жить было очень неплохо. Дом был в центре города, жена Наталья работала в школе, было хорошее снабжение ‑ в частности молочной продукцией. На работе от начальника смены Анатолий Владимирович вырос до начальника турбинного цеха. Но его всегда почему-то тянуло на малую родину («Может, с головой у меня что-то», - шутит он). Отпуска, который проводил исключительно в Вязниках (никаких югов и морей), никогда не хватало. А когда в последний день ехал на велосипеде попрощаться с Малыми Удолами, искупаться, так едва ли не слезы на глазах выступали… И вот как-то на Новый год к Пайковым в Курган приехала теща главы семейства. А того за ночь раза четыре поднимали и вызывали в цех ‑ были какие-то трудности. Теща удивилась («это у тебя такая работа?») и предложила подыскать обмен квартир.
- Работа мне нравилась ‑ интересная, важная, ответственная. Мужское дело, настоящее. До сих пор я это уважаю. Но тем не менее любовь к малой родине перевесила. Обмен квартир состоялся.
В Вязниках можно было устроиться на завод автотракторной осветительной арматуры или в школу № 6 «трудовиком», куда его «сватал» директор Владимир Александрович Бачурин, когда-то обучавший Пайкова русскому языку и литературе в школе № 2. Завод ‑ это не электростанция, слишком уж для настоящего энергетика мелковато. И Анатолий Владимирович решил жизнь свою поменять кардинально. Только вернулся из Кургана, а на следующий день уже отправился в школу. Было это 18 июня 1990 года ‑ ровно 20 лет назад. В то время в 5-6-х классах преподавал Сергей Крайнов, который только что закончил институт по специальности «учитель технического труда». В 7-8-х место было вакантно. Бачурин сказал: «Кто будет лучше работать, того и оставлю». Пайков уверен ‑ конкуренцию он бы выдержал: все-таки жизненный опыт ‑ большое дело. Но судьба распорядилась по-другому. Соревноваться пришлось недолго. Сергей Крайнов трагически погиб в автоаварии…
Первый урок начинающий учитель помнит хорошо. По случаю 1 сентября он был коротким. Восьмиклассники демонстративно жевали жвачку, отдавали новичку честь… Проверку Пайков выдержал: толково объяснил, что честь отдают только будучи при головном уборе, а жевание жвачки вредно ‑ желудочный сок выделяется, а пища отсутствует. Так или иначе, сам он в то время превратился в ученика ‑ изучал много интересной литературы, читал учебники. Потом подошла первая выставка, проявили себя увлеченные дети. Пайков понял, как важно подобрать объект труда ‑ изделие, над которым нужно работать. Зачастую предлагаются стандартные вещи, которые никак не могут заинтересовать ученика, а лишь утомляют его. Очень помогли педсоветы и совещания при директоре. А ко многим вещам педагог пришел интуитивно. Да так, что уже через пять лет завуч Людмила Александровна Кузнецова предложила ему участвовать в конкурсе «Учитель года». Анатолий Владимирович удивился: ведь у него нет педагогического образования. На что та сказала фразу, которую он помнит до сих пор: «Толя, у тебя есть поразительное педагогическое чутье, а у некоторых диплом есть, а чутья нет».
В городском конкурсе Пайков участвовал вместе с историком Лебедевым. Свою тему он также помнит назубок: «Реализация принципа развивающего обучения на уроках технического труда путем включения в урок элементов эстетики и декоративно-прикладного искусства». В итоге стал вторым, а Алексей Лебедев ‑ первым. В гороно приняли беспрецедентное решение: на областной конкурс поедут оба. И не ошиблись. 1995 год вообще был триумфальным для вязниковского учительства. На областном конкурсе Пайков вошел в пятерку лучших педагогов и получил звание лауреата, Лебедев победил и был направлен на Всероссийский конкурс, где стал одним из пятерки лучших учителей России. Кстати, эпиграфом к открытому уроку Пайкова стала попавшаяся ему случайно фраза Есенина: «Все от дерева ‑ вот религия русского народа».
Следующим интересным этапом в жизни Анатолия Владимировича стало участие в работе по созданию учебно-методического комплекта «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений. Предложение поступило от владимирского педагога Галины Молевой, в свое время члена жюри областного конкурса «Учитель года». Над учебником в основном работали учителя-практики из Владимира, и лишь Пайков был из области. Все параграфы в разделе «Столярное дело» принадлежат его перу. Комплект под редакцией В.М.Казакевича и Г.А.Молевой, куда вместе с учебником вошло и методическое пособие для учителя, был издан в издательстве «Дрофа» и служит с тех пор хорошую службу.
Очередным подтверждением профессионализма учителя послужило получение им гранта в 100 тысяч рублей в рамках нацпроекта «Образование». От Вязниковского района в тот год ‑ 2006-й - было представлено семь учителей, шестеро вышли победителями. У Пайкова было 19-е место в рейтинге ‑ из 84 лучших педагогов области. И вот спустя четыре года новая серьезная победа ‑ получение звания заслуженного учителя РФ. Теперь в школе № 9 таких педагогов четверо.
Помню, много лет назад я оказалась на городской выставке декоративно-прикладного искусства, где в том числе были представлены и изделия Пайкова. В выточенной из дерева вазе лежали деревянные фрукты, но они были настолько искусно выделаны, что каждый, кто подходил к вазе, непременно дотрагивался до «бананов», поначалу не веря, что они ненастоящие. Так профессионально подходить к делу научились многие ученики Анатолия Владимировича. Один из них, Сергей Рогов, как-то представлял стилизованную копию вязниковского Благовещенского монастыря на областной выставке и занял первое место среди множества участников. Опыт, приобретенный на уроках труда, по мнению учителя, в дальнейшем очень помогает в жизни. В мастерской ребята учатся грамотно выполнять чертежи, конструировать изделия, составлять простейшую технологическую документацию. Не случайно многие выпускники поступают в технические вузы и становятся инженерами. Есть автомеханики и автослесари ‑ в общем, не пропадают ребята. Вот посоветовать парню идти в учителя Пайков, к своему глубокому сожалению, опасается ‑ боится, что с этой профессией тому будет трудно прокормить семью. Тем более что грядут изменения не в лучшую сторону.
- Сейчас я веду в 5-6-х классах по два часа в неделю, в 7-8-х ‑ по три. Но со следующего года у восьмиклассников час забирают. Хуже того ‑ начальная школа переходит на новые стандарты, второго поколения. Младшие школьники четыре года будут обучаться по ним, а потом эти стандарты перейдут в среднюю школу. По ним на технологию отпущено два часа в пятом классе и столько же в шестом. И все. Не знаю, чем это мотивировано. То есть как таковой предмет выдавливается. Может быть, конечно, что-то за четыре года переменится. Но пока перспектива не радует. Семиклассники и восьмиклассники с таким удовольствием в мастерских работают, чего только не точат! Приятно, когда в конце года дети пишут в сочинениях «Что я думаю об уроках?», которые у нас не принято подписывать, к примеру, так: «Когда меня ставят к станку, я чувствую себя взрослым, потому что мне доверяют этот механизм». Это меня здорово поддерживает.
Интерес ученика к уроку труда зачастую зависит от изучаемой темы. Анатолий Владимирович вспоминает, что один из ребят шалил до тех пор, пока не начались электротехнические работы. Учитель принес сохранившийся у него дома с «древнейших» времен электроконструктор ‑ со схемами, лампочками. И вот шалун начал так заниматься, что никакого отбою от него не было. Другой поначалу ничем не заинтересованный подросток случайно забрел на кружок, где учат работать с древесиной. На уроках с ним сладу не было, а тут вдруг его словно подменили… Вообще, по мнению Пайкова, дети сейчас несколько другие, чем были в начале его профессионального пути. Работать руками, когда можно все купить, многие не хотят, не видят связи между руками и головой. Появилось немало учеников-потребителей, что совсем неудивительно, считает Пайков, когда повсюду звучит такое словосочетание, как «образовательная услуга».
- Меня это до глубины души возмущает. Никаких образовательных услуг я не оказываю.
- Я не жалею ни о чем, - подвел итог нашей беседе Анатолий Владимирович. ‑ Как получилось, так и получилось. Хотя свою специальность по диплому считаю крайне важной, но и эта не менее важна. Не помню кто из великих сказал: «Новое общество строят врач, учитель, инженер». А у нас сейчас приоритеты другие, поэтому так много больных, неграмотных, забытых. Но не всегда же так будет. По крайней мере, очень бы хотелось на это надеяться.