4 сентября 2010 в 01:02

Волонтерам - статус, районам - технику, деревням - охранную зону...

Фото: Владимир ЧУЧАДЕЕВ
«В этом году из-за беспрецедентно жаркой погоды нашу область постигло страшное стихийное бедствие», - такими словами начал вчера Владимир Киселев, председатель областного Законодательного Собрания, депутатские слушания, посвященные анализу проведенной в регионе работы по профилактике, тушению и ликвидации последствий лесных пожаров. Наиболее пострадали от разгула огненной стихии Меленковский, Гусь-Хрустальный, Ковровский, Судогодский, Собинский районы.  
Отдав должное мужественным огнеборцам, волонтерам и простым гражданам, которые «сутками не спали, защищая леса и населенные пункты от огня», Владимир Николаевич обозначил главную задачу мероприятия - принять рекомендации по мерам, которые помогут не допустить такой чрезвычайной ситуации в будущем. И забегая вперед скажем, что такие рекомендации по итогам слушаний были приняты - в том числе об обращении в Государственную Думу РФ с предложениями о восстановлении службы государственной лесной охраны и усилении лесоохранных функций Федерального агентства лесного хозяйства....
Все это не случайно. Зампред ЗС Сергей Бородин, который в составе специальной комиссии регионального парламента посетил в разгар пожаров «сложные участки в Гусь-Хрустальном районе», сказал, что получен большой объем информации и предложений от органов местного самоуправления - о необходимости внесения изменений в федеральное и региональное законодательство, в местные правовые акты, чтобы была возможность «оперативно реагировать на такие ситуации». Строго говоря, о необходимости внесения изменений в действующее законодательство говорили практически все выступавшие на депутатских слушаниях. Поскольку налицо явное «несовершенство законодательства в части охраны, защиты и воспроизводства лесов», что этим летом и привело к проблемам, большей части которых в принципе можно было избежать.
- В течение этого года нам по максимуму нужно внести необходимые изменения в нормативные акты. Времени мало, а работы много, ведь мы не знаем, каким будет следующее лето. А нормативное регулирование должно позволять на уровне субъекта принимать экстренные меры и бороться с такими стихийными бедствиями, - заявил Сергей Геннадьевич.
Что у нас не так?
Хорошей техники не хватает. У линий электропередачи порубками-чистками заниматься нельзя, в итоге обгоревшие стволы падают на провода, оставляя без света целые деревни. Многие населенные пункты находятся близко от лесных насаждений, а то и вовсе стоят в лесах - так что нужна охранная зона большего объема, не 50, а 100 метров, чтобы даже при пожаре огонь не доходил до населенного пункта. (Хотя даже 100 метров не всякий пожар остановят, признал один из участников слушаний.)
Много возгораний из-за человеческого фактора: составлено больше тысячи протоколов, задержаны сотни машин - люди в самую сушь стремились в лес, на шашлыки, когда уже действовал официальный запрет вообще как-либо «зажигать» в лесу!
Большая часть территории области (30% лесного фонда) расположена на торфованных землях, а «к тушению лесоторфяных пожаров нужен совсем другой подход».
Что нужно сделать?
Необходимо разработать комплексную программу по обеспечению пожарной безопасности лесов и торфяных месторождений от пожаров, организации защиты населенных пунктов, а в ней предусмотреть «обязательный комплекс мероприятий по подтоплению торфяников в Вязниковском, Гусь-Хрустальном, Собинском, Петушинском , Камешковском районах» - это озвучил Сергей Бородин.
Создать на базе специализированной части МЧС по Гусь-Хрустальному району объединенный отряд по тушению лесоторфяных пожаров, оснащенный необходимой техникой. «Вязниковскому и Собинскому районам тоже надо купить тяжелую технику».
Вместе с органами местного самоуправления создать и оснастить ДНД.
Запретить устраивать палы, расширять полномочия исполнительной власти, приобрести беспилотники, которые бы в режиме реального времени мониторили ситуацию, ужесточить ответственность лесопользователей за плохую подготовку противопожарных дорог, предусмотреть проведение лесокультурных мероприятий на гарях - мы приводим далеко не полный список прозвучавших вчера предложений.
Сергей Павлов, заместитель начальника областного ГУ МЧС, обратил внимание участников слушаний на то, что «волонтеры на тушении работали, но - без определенного статуса» и фактически за них никто не отвечал.
Сергей Анатольевич предложил по примеру Московской области попросить из федерального бюджета финансирование на обводнение торфяников и заявил о необходимости заблаговременно восстановить пересохшие пруды, создать резерв материальных и технических ресурсов на случай ЧС.
Константин Алексеев, заместитель директора областного департамента лесного хозяйства, сказал о двух пиках возгораний - в апреле-мае, когда народ развлекался бесконтрольными сельхозпалами (из-за чего только леса сгорело на 2 тысячах гектаров), и в конце июля - августе, когда сгорело 28 тысяч гектаров леса... Причем часть пожаров пришла к нам от соседей, с сопредельных территорий. Наши старались, как могли: когда верховой огонь по 30-километровому фронту наступал - то с Московской области, то с Рязанской, то с Ивановской, часто владимирские огнеборцы принимались тушить возгорания у соседей, чтобы пожар не пересек границу нашей области.
- Мы максимально постарались отстоять наши населенные пункты и лесной фонд, часто тушили нашими силами не лесной фонд, и это нам еще поставят в укор, - вздыхает Константин Сергеевич.
Кстати, что касается зоны ответственности участников лесных отношений, то она распределена между ГУПом с его 17 филиалами и арендаторами лесных участков. Последние, взяв в аренду 400 тыс. га, не всегда исполняют свои обязанности, а расторгнуть договор с нерадивым лесопользователем не так-то просто.
- У нас юристы из судов не вылезают, доказывая хамским арендаторам их неправоту, - утверждает докладчик.
Примечательно, что из 30100 сгоревших гектаров леса 13700 га находятся в ведении ГУПа, а все остальное - у арендаторов.
Глава города Гусь-Хрустального Юрий Гришкин, отрапортовав о том, что в сложной ситуации все занятые в тушении пожаров в городе службы достигли результата (130 возгораний в черте города и ни одного погибшего, ни одного сгоревшего дома), перешел к проблемам.
ДНД вроде бы существовали, но часто только на бумаге. Пришлось их, так сказать, «досоздавать». У них не было никакого оснащения, так что на деньги из резервного фонда главы экстренно закупались помпа, рукава и прочее. Но тут возник вопрос: кто в критической ситуации должен руководить ДНД? В мэрии нет таких специалистов, а прежнюю систему сломали. Ю.Гришкин предложил варианты - либо МЧС будет «главной по ДНД», либо глава, если создать муниципальную сертифицированную пожарную часть.
- В «мирное» время руководить дружинами легко. Совсем другое дело - ночью в горящем лесу, - справедливо заметил мэр Гусь-Хрустального. - Так что это тоже надо законодательно прописывать.
Но понятно, что одного совершенствования нормативных актов мало - нужны деньги. В том же Гусь-Хрустальном выкачаны все 17 пожарных прудов, а чтобы их подготовить к новому сезону, нужно 3,5 млн.
По мнению мэра, требуется определить вертикальную структуру, которая бы координировала действия всех служб.
А вот с репликой Сергея Павлова о том, что «мы порой проигрываем в информировании населения, люди не знают обстановки, как им действовать, и следуют панические звонки по 01, которая не справляется с таким валом обращений», Юрий Гришкин не согласился. Дескать, в таких городках сарафанное радио работает без сбоев, а «опасно, опасно» из громкоговорителя народ только пугает, в итоге люди и осаждают службу 01, которая, устав от такой популярности и перегрузки, «начинает ругаться матом и посылает людей совсем в другую сторону». Мэр заметил, что 01 должна быть многоканальной и оснащенной системой записи звонков, «чтобы можно было потом разобраться, почему с людьми так разговаривают».
А еще Юрий Гришкин по-хорошему эмоционально посетовал на то, что на органы местного самоуправления «сегодня валят все», и, дескать, «у главы, как у старшины роты, обязанностей много, а прав и денег - мало». Обязанности прописаны в двух тысячах подзаконных актов, но если их подсчитать и сравнить с бюджетами муниципалитетов, то можно прослезиться. И напрашивается вопрос: а как их все исполнить?
Галина Соколова, глава сельского поселения Уршельское (Гусь-Хрустальный район), призвала не искать «виновников этого «торжества» - пользы это никому не принесет. По словам Галины Юрьевны, от парка «Мещера» после горе-лета-2010 мало что осталось. Но могло ли быть иначе, если на весь парк одна пожарная машина, 15 метров рукавов и пара лесников. Чем было тушить возгорания?
А уж если вспомнить про тотальную захламленность наших лесов! Конечно, граждане ведут себя безобразно. Но это же не значит, что леса не надо убирать! «Когда было Уршельское лесничество, то и чисткой, и созданием лесопросек занимались», - говорит Галина Юрьевна.
А еще глава Уршельского призвала коллег «перестать заботиться о внутренней отчетности, а не о сохранении лесов» и метко заметила - «давно пора перестать принимать законы, которые не работают».
Почему у нас так много неработающих законов - это отдельная тема. Но совет законодателям Галина Соколова, на наш взгляд, дала блестящий:
- Если не знаете, что делать, - идите в народ.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:34 Ольга Хохлова предложила расширить возможности для использования маткапитала
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова приняла участие в работе комиссии по вопросам социальной политики Совета Законодателей в Санкт-Петербурге. На мероприятии обсуждались вопросы повы…
вчера в 18:55 Двое жителей Юрьев-Польского организовывали фиктивные браки для иностранцев
Юрьев-Польский районный суд вынес приговор в отношении двух местных жителей. Мужчину и женщину признали виновными в организации незаконного пребывания в РФ иностранных граждан. Подробности дела сообщает пресс-служба Прок…