В течение почти двух веков 10 сентября в Муроме совершается крестный ход в честь московских икон Богородицы - Иверской и Владимирской. Тех самых икон, которые находились на Муромской земле осенью 1812 года, когда столица была занята французскими войсками.
…После того как Россия отказалась от предложения Наполеона стать союзником Франции и поделить всю Европу (и не только!) между собой, войска бонапартистов двинулись на Москву. Русская армия отступает. Вот уже и Бородинское сражение позади. Враг находится у стен Белокаменной. Наполеон с генералами восторженно смотрит на златоглавую Москву в подзорную трубу. Он с нетерпением ожидает посланцев императора Александра I, которые униженно поднесут ему ключи от столицы. Ведь так поступили все другие поверженные европейские монархи Европы. Но как бы не так!После совещания в Филях генералитет во главе с Кутузовым принял тяжелое решение об оставлении Москвы-матушки. А Наполеон вместо торжественной церемониальной встречи с хлебом-солью увидел лишь горевшую русскую столицу. Но еще до этого генерал-губернатор граф Ф.В.Растопчин принял решение вывезти из Москвы главные духовные ценности России. Все хорошо понимали: останемся с Богом, будем верны православию ‑ победа будет за нами!
В Вологду отвезли патриаршую ризницу и библиотеку. В последний день августа 1812 года градоначальник Москвы направил в Лефортовский дворец чудотворную икону Богоматери Иверской. В то время в его просторных покоях располагался госпиталь. Раненые русские воины получили возможность приложиться к святыне и надежду на скорейшее выздоровление. А на другой день в сторону Владимира по приказу генерал-губернатора с великими предосторожностями и крепкой охраной выехал обоз с иконами Богородицы - Владимирской, Иверской и Смоленской.
‑ Почему же только эти три были взяты под особое покровительство властей? ‑ спрашиваю у настоятеля муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря архимандрита Кирилла.
‑ Дело в том, что среди многих святынь, почитаемых православным народом России, именно эти иконы Царицы Небесной особо прославились чудесами, являя помощь Божию нам в различных скорбях и плохих обстоятельствах.
Особое почитание иконы Иверской Богоматери в России началось еще в середине ХVII века при непосредственном участии патриарха Никона. С того времени ее копии широко распространились по всей Руси. Ее имя носили монастыри, храмы и приделы к ним. Например, при постройке каменной Введенской церкви в Воскресенском девичьем монастыре Мурома один из приделов освятили в честь иконы Богоматери Иверской.
В столице святыня еще с конца 60-х годов ХVII века располагалась в часовне ее имени у Воскресенских ворот Китайгородской стены, что в самом сердце города. В честь Богоматери в этом Божьем храме велась непрерывная служба. И если оригинал иконы увозили к больным или умирающим, то ее место обязательно занимала освященная копия.
Икона Владимирской Богоматери располагалась в Успенском соборе Кремля. Оставить ее (как и другие иконы) врагу считалось немыслимым святотатством. Да и весь православный люд возлагал большие надежды на избавление от врага с помощью чудодейственной силы этих икон.
В ночь на 2 сентября 1812 года в сопровождении преосвященного владыки Московского Августина прославленные реликвии доставили во Владимир. Здесь их носили крестным ходом. А 5 сентября особым обозом кортеж направился в сторону Мурома.
Иконы благополучно доставили в Муром 10 сентября. Их поместили в настоятельских кельях средневекового Благовещенского монастыря середины ХVI века. Здесь же остановился и владыка Августин. В том же соборе находились местные Богородичные иконы ХVII века Иверская 1688 года и Владимирская 1692 года.
Его Преосвященство, известный еще и как блестящий оратор, вместе с жителями Мурома и паломниками беспрестанно молился перед иконами об избавлении державы Российской от врага, о недопущении французов в Муром, о русской победе. И Царица Небесная услышала эти горячие молитвы. Город на Оке был избавлен от разорения французами. А 18 октября 1812 года из столицы пришла благая весть. Генерал-губернатор Ф.В.Растопчин прислал с нарочным письмо. В нем он сообщал, что Москва освобождена и враг в панике отступил.
В тот же день владыка Августин при огромном стечении народа в стенах древнего муромского Богородицкого кафедрального собора огласил это памятное письмо перед началом литургии.
Ровно сорок дней Иверская и Владимирская иконы Богоматери находились на берегах Оки. 20 октября владыка Августин произнес в кафедральном соборе Мурома свою заключительную проповедь. Он тепло поблагодарил православных за усердие и гостеприимство. После этого почти все население города вышло проводить обоз с драгоценным грузом далеко за пределы города. Люди несли иконы на руках в окружении хоругвей под колокольный звон двадцати церквей.
Через 11 дней обоз уже въезжал в стольный град Москву. 10 ноября 1812 года после церковной службы в Сретенском монастыре икона Богоматери Иверской заняла свое постоянное место в часовне у Воскресенских ворот в Китайгородской стене. Здесь она находилась до 1920 года, когда новая власть распорядилась очистить часовню от священнослужителей.
В память о пребывании в Муроме православных святынь состоятельные горожане в 1815 году украсили местную храмовую икону Богоматери Иверской дорогим окладом. Кроме того, на средства муромлян была написана еще одна первоклассная копия Иверской иконы Божией Матери. Она и поныне находится у правого клироса в Благовещенском соборе одноименного мужского монастыря. При этом особенно почитается верующими как Благая Вратарница, и ее не без оснований называют чудотворной.