11 сентября 2010 в 00:32

Для чего нужна ювенальная юстиция?

Корреспонденты «Владимирских ведомостей» продолжают выяснять мнения представителей региональной общественности о возможном введении у нас системы ювенальной юстиции. Важно услышать, взвесить все «за» и «против» этой системы и определить собственную позицию.  
Сегодня в очередном туре нашей заочной дискуссии участвуют член Общественной палаты области, председатель правозащитной организации «Борисвет», кандидат медицинских наук Борис Анчугин и клинический психолог отделения медико-психолого-социальной помощи областного наркологического диспансера, член Владимирского регионального отделения Всероссийского общественного благотворительного фонда «НАН» («Нет алкоголизму и наркомании») Наталья Шалимова.
- Как вы в целом относитесь к введению в России ювенальной юстиции? В чем видите плюсы и минусы этого нововведения?
Наталья Шалимова:
- К введению ювенальной юстиции отношусь положительно. Это правовая основа в отношении несовершеннолетних. Это защита прав детей. И если будет приниматься решение суда, то будет рассматриваться каждый конкретный ребенок с его особенностями и проблемами.
Как ребенок стал преступником? Что ему нужно в этой жизни? Чего не хватало? Ответив на эти вопросы, составив социально-психологический портрет, можно будет многое объяснить и принять решение в его пользу. В дальнейшем разработать программу реабилитации, включив в нее то, что нужно ребенку. Возможно, он нуждается в медицинской помощи, может быть, помощь необходима его семье. Считаю, что ювенальный суд позволит задействовать весь существующий ресурс профилактики преступности среди несовершеннолетних.
Если поместить оступившегося подростка в места лишения свободы, он озлобится, ведь это все же карательная мера. Благодаря положительным решениям суда, социальной и психологической помощи ребенок будет чувствовать себя полноценным членом общества. Если он был агрессивным, то научится контролировать свое поведение, сдерживать эмоции. Плюс помощь будет оказана его семье. В этом деле ювенальный суд будет выступать как координирующий орган. Он же сможет инициировать примирительную процедуру и прекратить дело в отношении юного правонарушителя. В этом случае над ним не будет всю дальнейшую жизнь висеть дамокловым мечом судимость.
Элементы ювенального суда применяют сегодня в качестве эксперимента в Кольчугине, в Октябрьском и Ленинском судах
г. Владимира. Однако считаю, что пока не очень развита реабилитационная база.
Мне часто приходится общаться с такими родителями, которых органы опеки, инициируя процедуру лишения родительских прав, направляют в наркодиспансер для уточнения диагноза. Пьющими родителями сегодня практически никто не занимается, между тем многие нуждаются в принудительном лечении. К сожалению, такая мера в законодательстве обозначена с осторожностью. Ювенальный суд мог бы назначать ее и помогать семьям выздороветь, встать на путь исправления.
Ювенальный суд будет защищать не только правонарушителей, но и несовершеннолетних детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их семьи, позволит усилить профилактическую работу, защитить права детей и интегрировать их в общество.
Во введении ювенальной юстиции я вижу только плюсы. Единственный минус в том, что затянулся процесс с внесением изменений в существующее законодательство, подготовкой кадров для специализированных судов.
Борис Анчугин:
- Погрузившись в историю разработки концепции ювенальной юстиции и в практику применения ее в тех странах, где ее внедрили, у меня не осталось даже намека на какие-то позитивные последствия применения ювенальной юстиции. В нашей стране и без того существуют несколько служб и законодательство, которые защищают ребенка.
Многие аспекты защиты прав ребенка имеют социальную подоплеку. В материально благополучных семьях тяжелые конфликтные ситуации и враждебное отношение родителей к ребенку - явление исключительное и аномальное. А внутрисемейные конфликты гораздо чаще возникают там, где низкий уровень социального статуса семьи, родителей. Забота о хлебе насущном доминирует в сознании родителей, поэтому ребенок нередко воспринимается как помеха на пути к относительно благополучной жизни.
Есть другая сторона проблемы ‑ глобализация. На первом месте среди технологий глобализации стоит информационное воздействие на общественное сознание как инструмент разрушения традиционных духовных, культурных, национальных ценностей и традиций, на которых зиждятся семейные устои каждого народа. Когда человек лишается привычной структуры своего мировоззрения, он становится легкоуправляемым, легко поддается разнообразным воздействиям. И легко воспринимает те ценности, которые внушают западные глобализаторы. А недавний кризис показал крах модели западной организации жизни.
Ювенальная традиция и стала инструментом разрушения устоев семьи, ценностей детства. Это система, которая позволяет изымать детей из семьи. Для чего? На сегодняшний день развивается бизнес, основанный на изготовлении препаратов и даже косметики из внутренних органов детей.
Кроме того, русские детишки высоко котируются на Западе в силу своего интеллекта, их охотно берут в приемные семьи. На сегодняшний день изъять детей из семьи по социальным показателям невозможно. Ювенальная юстиция открывает такую возможность. Уже в тех регионах России, где внедряются элементы ювенальной юстиции, масса тому примеров.
Еще один довод против системы ювенальной юстиции: в ней заложен приоритет прав ребенка перед родителями и педагогом, что разрушает традиционную систему воспитания. Ребенок на основании кодекса ювенальной юстиции может отказаться от выполнения требований педагога просто от лени и нежелания учиться.
Кроме того, ювенальная юстиция дает инструмент для проникновения во внутренний мир семьи через составление паспорта здоровья ребенка, то есть получения конфиденциальной информации о родителях, об уровне жизни в семье. Якобы для того, чтобы можно было проанализировать состояние контингента, который находится в зоне риска. А в этом изумительный способ шантажа под угрозой изъять ребенка из семьи.
За ювенальную юстицию у меня ни одного аргумента.
- Что должно сделать государство для защиты прав детей и поддержки института семьи в России?
Наталья Шалимова:
- Государство должно подготовить введение ювенальной юстиции и обеспечить кадровую подготовку. Поддержать организацию системы реабилитации, чтобы помощь всем семьям была доступной и бесплатной. Больше денег нужно выделять на социальную рекламу, чтобы молодые родители стеснялись идти по улице, в одной руке держа коляску, в другой ‑ сигарету или бутылку с пивом.
Конечно, не хлебом единым жив человек, однако без материальной поддержки государства нельзя рассуждать о духовности. Часто приходится сталкиваться с абсурдной ситуацией, когда у одинокой мамы доход на полтора рубля превышает прожиточный минимум, но она уже не имеет права на получение компенсаций. А у нее несколько детей, и все способные, все хотят заниматься в кружках и спецшколах, за которые нужно платить. Или ребенку нет года, а мама стремится быстрее выйти на работу из-за материального неблагополучия. Часто приходится сталкиваться с проблемами, связанными с трудоустройством и получением путевки в детский сад. Ко мне за психологической помощью нередко обращаются мамы, попавшие в такую ситуацию. Приходят и родители, взволнованные реформами в системе образования. Безусловно, нужна цельная комплексная государственная система поддержки института семьи.
Борис Анчугин:
- Давайте повышать жизненный уровень граждан, тогда будет меньше вопросов, может ли, например, мать-инвалид с доходом в 5 тысяч рублей воспитывать сына.
Необходимая структура для защиты прав детей уже есть и законодательная база есть, но работать надо умно, грамотно и уважительно к судьбе ребенка и семьи. Не на карательную психологию настраиваться, а на гуманистическую ‑ поддержку традиций семьи, быта, культуры, жизненного уровня.
- Чем вы объясняете острую дискуссию в обществе между сторонниками и противниками введения ювенальной юстиции? Как не допустить противостояния и прийти к согласию?
Наталья Шалимова:
- Причина разногласий по поводу ювенальной юстиции - в непонимании и отсутствии информации. Необходимо просвещать людей, и ваша газета права в том, что затевает подобные дискуссии, дает разные точки зрения. Недопонимание целей нововведения происходит из-за боязни, что дети будут жаловаться на родителей и учителей, и за это взрослых привлекут к уголовной ответственности. Но разве на хороших и благополучных родителей ребенок станет жаловаться? Ни один нормальный ребенок, если только он не нездоров психически, никогда не пожалуется на своих маму или папу. Наши маленькие клиенты с трудными судьбами и то никогда не говорят, что их родители пьют, всячески стараясь их защитить. Боязни ювенальной юстиции способствует шумиха вокруг единичных ситуаций, происходящих в других странах. Однако почему-то замалчивается, сколько у нас сегодня детей остаются без защиты, сколько голодают. Мало кто может ответить на вопрос, как матери защитить детей от мужа-алкоголика или наркомана.
Хотелось бы обратиться к родителям, чтобы были внимательнее к своим детям. Потому что, увы, нередко в бедах ребенка виноваты именно они. В работе мне приходится иметь дело с детьми, которые употребляют психотропные вещества, курят. У нас есть стационарное отделение на 10 коек. Пациенты ‑ дети не только из детских домов, но и из семей. Всякие случаи бывают. К примеру, одна из мам, буквально «сдав» своего 16-летнего сына на лечение, забыла, что его нужно забрать через месяц. Пришлось ее разыскивать. На вопрос о том, когда ее сын начал употреблять алкоголь, она не ответила, сославшись на занятость. Выяснилось, что главная причина, по которой ребенок стал пить, - недостаток теплоты и заботы со стороны матери. Или еще один случай. Из района поступили двое деток ‑ брат с сестрой, 7 и 8 лет. Худенькие, зелененькие… Когда в стационаре их подкормили, они рассказали о своей непростой жизни. Оказалось, отца в доме не бывает - он работает вахтовым методом, а мама уходит, закрывая их в доме иногда на несколько дней одних. Дети стали нюхать клей от безысходности и чтобы не хотелось есть.
Ситуацию нужно менять! Ювенальная юстиция поможет в защите прав детей, будет содействовать семьям, а не разрушать их, спасать человеческие судьбы.
Борис Анчугин:
- Чтобы раскола общества не было, нам надо научиться ценить свою историю, традиции, культуру. Мир не впервые сталкивается с подобными явлениями, как ювенальная юстиция. Но массовыми они не были до последних десятилетий. В традициях нашего семейного воспитания ‑ профилактика конфликтов в семье. Начинать надо с подготовки к семейной жизни еще в школе. В свое время, когда я был заведующим кафедрой педагогического института, я одним из первых в стране ввел курс этики и психологии семейной жизни. Можно было бы сейчас создать и университет молодой семьи. Вот он, инструмент: готовить психологически к созданию семьи. Объяснять, как меняется кривая чувственных взаимоотношений между супругами в зависимости от семейного стажа.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 08:05 Законодательное Собрание Владимирской области празднует 30-летний юбилей
Первый созыв Законодательного Собрания Владимирской области был сформирован в 1994 году. В честь 30-летия на торжество в здание правительства Владимирской области приехали депутаты разных созывов, гости из Федерального С…
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…