Всероссийский театральный форум «У Золотых ворот» стартовал так, что лучше не бывает: классической постановкой Малого театра России «Горе от ума», где в главных ролях задействованы Юрий Соломин, Глеб Подгородинский, Людмила Полякова...
Забегая вперед скажу, что владимирская публика (в зале был полный аншлаг) заслуженными овациями встречала и провожала замечательных артистов. Среди зрителей были замечены и губернатор Владимирской области Николай Виноградов, вице-губернатор Сергей Мартынов, начальник областного УФСБ Сергей Валенков, начальник городского УВД Александр Разов, владимирский градоначальник Александр Рыбаков......Режиссер-постановщик, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств России Сергей Женовач обошелся при постановке этого спектакля предельно лаконичными декорациями, которые выглядят холодными и тяжелыми, как мрамор. И правильно: эти интерьеры - как сам высший свет, который не может, не должен быть уютным. Сверкающие зеркала и сияющие свечи во втором акте эту истину только подчеркивают - в зеркалах отражаются расфуфыренные персонажи, словно сотканные из апломба и самомнения, в том числе шесть княжеских дочек - этакий щебечущий курятник в кружевах и с веерами, а свечки не дают даже толики тепла. В общем, как ни украшай ледяную плиту, ледяной она и останется, и как ни ряди высокомерную принцессу, доброй и славной Золушкой ей ни за что не стать...
Вот ведь чудо - произведение, которое давно разошлось на крылатые фразы, удивительным образом не перестает быть актуальным. Так, может, мир (и мы вместе с ним) совсем не так сильно меняется, как нам кажется? Карьерная успешность подхалимов, действенность «черного пиара», расчетливые побуждения на брак - все это так свежо, так современно.
Конечно, здесь Софья (Ольга Молочная) права в своем понимании того, что не будет счастлива с Чацким (Глеб Подгородинский). Но эта ее правота вызывает брезгливую гримаску - у 17-летней девушки такая рациональность может быть только от неспособности действительно любить и, наверное, от гордыни. Так что Чацкому определенно повезло, что Софья не облагодетельствовала его взаимностью. Повезло еще и потому, что она - девчушка не из его лиги, юная мещаночка, миленькая, серьезная, в меру хорошая, но слишком пресная для такого умницы. Собственно, он это уже понимает, когда с грустью и скребущей по сердцу горечью говорит ей о своей любви. А она вместо ответа шпыняет его - и тут же флиртует с балбесом Скалозубом (Виктор Низовой), отмахивается от него - и падает без чувств, когда подобострастное чучело Молчалин (Александр Вершинин) падает с лошади... А он до последнего не хочет верить в мелочность и глупость своей, в общем-то, умненькой любимой, напряженно наблюдает за ней, словно надеется на что-то - и да, выглядит, как человек, который изнутри горит заживо, но не пытается остановить эту муку. Кстати, вначале он при Софье ведет себя, как неуч-студент перед экзаменом - суетится, болтает без умолку - умные вещи, да, но слишком частит, жестикулирует без меры и подхихикивает сам себе, - в общем, прямо, бесприютный песик, клянчащий подачку. Только здесь клянчит не песик, и надеется он не на котлетку...
У Софьи же своя сермяжная правда. Чацкий так язвителен к ее окружению! Но не отдает себе отчета в том, что, «подкалывая» родных, друзей и кавалеров девушки, обижает ее саму - ведь она такая же! Она, в отличие от Чацкого, не путешествовала, не училась толком и другого образа жизни, кроме «как по-папенькиному или по-тетушкиному», просто не знает. Но у юной особы - и в этом ее незаурядность - хватает ума осознавать, что ее язвительный поклонник прав на все сто! Ну так от этого еще обиднее и больнее...
А вот недовольства своей теткой Софья почему-то не выражала - а ведь Анфиса Ниловна (Людмила Полякова), за которой Молчалин в одной из сценок скакал, что называется, на полусогнутых, тоже кроет окружающих на чем свет стоит. Только не так емко, не так иронично и не так умно, как Чацкий, - а просто злобно. Нюанс в том, что тетушка, манерами своими смахивающая на противную разряженную индюшку, не говорит своих гадостей в глаза, за чем у Чацкого не «заржавеет». И, конечно, дело в том, что тетка «ходит по верхам», обсуждая галстуки и платья, а Чацкий «зрит в корень» - он видит ущербность людей.
Отдельная тема - Фамусов (потрясающий Юрий Соломин). Игривый лицемер, расчетливый позер, готовый принимать в друзья даже такого возмутителя спокойствия, как Чацкий, но лишь бы тот возмущал спокойствие не при влиятельных чинах и званиях, которые ему, Фамусову, еще могут пригодиться. Как он восторженно-ласково тряс ручонки Скалозуба, уложенные у того на коленках! Как радостно принимал высокопоставленных богатеев! А Чацкий, неслух, крепился-крепился и все равно нарвался: довел своими пассажами отца любимой до белого каления. А потом, как «гадкий утенок» в одноименном мультике, тихо, но отчаянно «отбивался» от раскудахтавшегося «птичьего двора», когда «весь свет» азартно играл в игру, кто больше наплетет о его сумасшествии - при этом чем абсурднее звучало заявление, тем охотнее его принимали на веру. Софье, маленькой мещаночке, было дико стыдно слушать все это, но мужества возразить у нее не хватило, чем она, впрочем, очень помогла «гадкому утенку», понявшему наконец, что ему надо отсюда бежать, бежать и бежать. В общем, лети, лебедь! А эти пусть тут без тебя клюют друг друга...
Юрий Соломин, народный артист СССР:
- Думал, не доиграю спектакль... Температура, с голосом проблемы. Но, знаете, никакое лекарство не сравнится с вашими аплодисментами. Мы приехали к вам, как к старым друзьям. У нас сложился очень хороший альянс с вашим театром, с вашим фестивалем и вашим городом.
Николай Виноградов, губернатор Владимирской области:
- Я благодарен руководству Владимирского драматического театра за идею проведения фестиваля «У Золотых ворот». Ведь мы сейчас становимся свидетелями большого праздника, конкурса прекрасных театральных коллективов...