25 сентября 2010 в 00:58
  1. Культура

Медведь, паровоз, девушка...

Фото: www.kinopoisk.ru
 На большой экран вышел новый фильм Алексея Учителя «Край», выдвинутый от России на «Оскар». В августе 1945 года в глухой сибирский поселок Край, где живут только медведь, пес неопознанной породы, местный вечно пьяный спекулянт и толпа ссыльных «врагов народа», приехал выживший фронтовик Игнат. Приехал он в эту глушь потому, что только в таком месте он может почувствовать себя какой-никакой человеческой величиной и заняться тем, что любит.
 Когда-то он, ныне контуженный инвалид, водил всем паровозам паровоз - «Иосиф Сталин», но умудрился загнать его в кювет, за что, естественно, жестоко поплатился - машинистом он стал списанным. Но в Крае ему дали паровоз - правда, очень ненадолго: соперник за сердце местной прелестницы открутил там что-то и паровоз угодил в аварию. После отбора машины Игнат не отчаялся - за заслуженный кровью орден купил у спекулянта заброшенный на раздолбанных путях за бурной речкой паровозик, с помощью окопавшейся там еще до войны дочки немецкого инженера реанимировал свою новую собственность и пригнал в поселок.
Возлюбленная Игната в Крае - настоящая красавица-блондинка - очень скоро поняла, что теряет своего мужчину, который, кажется, уже готов жизнь отдать за чужую во всех смыслах женщину. Ну а остальные обитатели Края люто ненавидят Игната, еще сильнее ненавидят привезенную им в поселок немку, но еще больше - энкавэдэшника, который раз в несколько месяцев приезжает с инспекцией объяснить и наглядно показать «врагам народа», что они - никто, звать их никак и они еще должны быть благодарными за то, что им вообще жить позволено... Но оказалось, что ненависть даже загнанных в ад людей имеет свои пределы - иначе они не бросились бы защищать немецкого (фашистского, в их понимании) малыша...
Таков вкратце сюжет нового фильма режиссера Алексея Учителя «Край», на премьере которого в кинотеатре «Киномакс-Буревестник» побывала корреспондент «ВВ». Кстати, оценить новинку российского кинематографа пришли известные во Владимире персоны - вице-губернатор Сергей Мартынов и председатель Владимирского горсовета Сергей Кругликов.
«Край» выдвинут от России на «Оскар». Дать ему четкое определение просто невозможно. Вместо того, чтобы, как это обычно делается, по-своему объяснять, в чем заключается всемирно известная загадочность русской души, режиссер все только запутывает. Но в этом, кажется, самая соль!
Вроде бы злобность персонажей по отношению друг к другу зашкаливает, но назвать их отморозками язык не поворачивается. Несчастные? Да. Отчаявшиеся? Безусловно. Одичавшие? Конечно. Но - не мерзавцы.
...Когда весь поселок в угаре трескает сбитого паровозом медведя, смотреть на это до крайности тошно, даже шепчешь сама себе - «вот гады!». А через минуту понимаешь, что это гады поневоле - они годами не видели вообще никакого мяса и, может, эта мерзкая оказия - единственная за пять лет возможность для них поесть досыта.
Кстати, название Край очень символично - герои не раз повторяют, что дальше, за Краем, ничего нет. Да уж, что там может быть вслед за таким «миром»?
Мне лично очень понравилось, как героиня ответила на вечный вопрос о своих мужчинах «чем он лучше?»: «В нем чертей больше». Жаль, что этого емкого и точного с нашей, «русскобабьей», точки зрения объяснения не поймут оскаровские академики.
А вот продажа спекулянту ордена, конечно, коробит. Но мне, например, понятно, почему герой это сделал: он не паровоз покупал за свою великую награду, а осмысленность жизни, цель, дело, к которому можно приложить свои силы, которые больше никому не нужны.
Сцена бабьей разборки в бане тоже важна - она показала, какая красота и сколько страсти скрывается под фантастически уродливыми мешковатыми одежками.
По-моему, «Край» - это кино о том, что за жизнь стоит бороться, потому что она безусловно прекрасна, даже если все, что ты в ней видишь - тяжелая работа вроде тягания огромных бревен на своем горбу, зачуханный барак, старая грязная телогрейка и лагерная похлебка. И впереди - никакого просвета. А еще о том, что злой гэбист на самом деле может быть не счастливее тех, кого он тиранит.

P.S. Владимир Машков, Сергей Гармаш, Александр Баширов, Юлия Пересильд, Анна Уколова, Алексей Горбунов и Аньерка Штрехель сыграли бесподобно.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Владимирский драмтеатр открыл федеральный проект "Большие гастроли-онлайн" 27 марта в 10:58
27 марта весь мир отмечает Международный день театра. Несмотря на сложившуюся обстановку, актеры продолжают радовать нас своим творчеством и даже гастролировать по стране. Спектаклем "Гамлет" в постановке Петра Орлова вл…
В Центре пропаганды изобразительного искусства представлен владимирский офорт 20 марта в 11:25
Без традиционной церемонии открытия 19 марта в областном Центре пропаганды изобразительного искусства во Владимире, на ул. Большой Московской, 24, начала работу выставка «Офорт». На групповом вернисаже представлены раб…
«Весенние серенады» можно будет услышать только в интернете 19 марта в 16:55
20 марта в Центре классической музыки Владимирский камерный хор под управлением Дмитрия Федорова продолжит череду весенних концертов и представит слушателям концертную программу «Весенние серенады» – но концерт пройдет т…