Театр «АнтиМиры» («Антреприза Миронова») представил лирическую комедию «Страсти по дивану» по пьесе питерского драматурга Майи Тульчинской Кто-то из великих сказал: «Рука, качающая колыбель, правит целым миром». Однако то, что мама для нас - самый близкий и родной человек, мы в полной мере понимаем, лишь когда сами становимся родителями. А до тех пор нас преследуют взаимные обиды, ссоры, претензии. И в каждодневной суете мы даже не замечаем, как сильно обижаем друг друга.
Чай с разговорами, ссоры на обед, непонимание - на ужин. Такое меню уже стало своего рода традицией в некоторых семьях. По крайней мере, это ежедневный рацион в той, что была представлена на малой сцене в театре «АнтиМиры». Перед нами - взаимоотношения матери и дочери, живущих в обычной квартире без излишеств, живущих вдвоем... Когда уходит в мир иной мама героини, та остается один на один со своей дочерью. И круг снова замыкается. Перед нами - вечная история матери и дочери.«Нет никакого вдохновения мыть пол», «Вот бы поехать на бал, как Золушка», «Даже не глупым человеком себя чувствую, а именно дурой!» - подобными репликами героини постановки то и дело «бросаются» друг в друга. Оставаясь же после ссор наедине с собой, начинают размышлять о счастье, которое где-то совсем не близко, об одиночестве и непонимании, доходя в грустных своих думах до смерти... И как раз тут «камнем преткновения» становится диван, что стоит посреди комнаты. Каждая в своем монологе обращает взгляд на этот предмет интерьера, представляя, что на нем умерла ее бабушка, мама... умрет, возможно, и она. И отчаянный выкрик: «Нужно купить новый диван!» - словно стрела, не однажды «пронзает» всю сюжетную линию.
Согласитесь, это так похоже на людей - винить во многом вещи, страшась, что именно привычная обстановка «затягивает в трясину». Выбросить старый диван, сходить к косметологу, записаться в бассейн, в конце концов - постирать колготки... Что еще советуют психологи, чтобы стать счастливее? А может, нужно просто промолчать однажды, услышав упрек или же мамин совет? Все же именно люди, а не вещи - важнее. Впрочем, героини пьесы «Страсти по дивану» так и не находят выход. Они повторяют друг за другом то и дело: «Ну в кого ты у меня такая?».
...И никто не хочет стать чуть добрее, чуть терпимее, чуть мудрее. «Не хочу так жить! - выкрикивает во втором акте представительница самого молодого поколения. - А как жить по-другому, не знаю...».
Впрочем, каждый найдет, над чем тут улыбнуться, задуматься, пустить слезу. Особый интерес эта постановка вызовет у женской аудитории. Ведь на сцене полностью царит «женское царство». Единственный мужчина - режиссер-постановщик спектакля Владислав Миронов. Да и он отнюдь не вмешивается. Он лишь помогает зрителю прочувствовать все тонкости. Об этом говорят многие детали. Например, зеркало. Это, надо думать, еще один персонаж пьесы. Как такового, кстати, этого предмета в реквизите нет. Оно не висит на стене, не стоит на полу. Героини пьесы всматриваются в пространство между авансценой и зрительным залом. Вглядываясь в самих себя, в представляемое зеркало, они тем самым вглядываются в сидящих в зрительном зале людей. Приходя на эту постановку гостем, ты невольно становишься участником действа, как это прозрачное зеркало...
Музыка и свет - все тут также «играет» в спектакле, все неотделимо. Особенно этот пронзительный телефонный звонок, который то и дело нарушает тишину. Тоже прямо в точку. Впрочем, находок немало, нужно только быть внимательным.
В целом, бесконечные ссоры и выяснения отношений на сцене не давят и не гнетут. Появляется ощущение легкости и желание бороться за жизнь, за этот мир, несмотря ни на что. А когда в финале гаснет свет, хочется поскорее обнять маму...