Очередная публичная экскурсия в рамках «Владимирских интеллектуальных проектов» прошла по подпольным историческим путям предреволюционного Владимира. И тему определили весьма вольнодумно: «Как замутить революцию в провинции».
Выглядела экскурсия, как прогулка трех-четырех десятков голодных до исторических знаний и дискуссий владимирцев разных возрастов и занятий. Шли по адресам конспиративных квартир и домов нелегалов времен революции 1905-1907 годов ‑ социал-демократов, большевиков. Эти места подпольной работы располагались по окраинам исторического центра города, о чем кое-где напоминают мемориальные доски на старых домах.Во главе публичной экскурсии, как обычно, - двое выпускников истфака пединститута
80-х: доктор наук, краевед и основной рассказчик по теме экскурсии Андрей Тихонов и главный зачинщик «интеллектуальных проектов» кандидат политических наук Роман Евстифеев.
Про истфак 80-х упоминаю не только для того, чтобы показать, откуда «ветер дует» в этих публичных сборищах думающих людей, но и непосредственно в связи с темой. Люди сорока лет и старше учились истории революций в советское время, когда факты как бы нанизывались на идеологические постулаты, а «неподходящие» события и вовсе отбрасывались. Зато подпольная деятельность большевиков в провинции, как и все другие признаки классовой борьбы, всячески превозносилась. Поэтому людям из советского прошлого интересно взглянуть на историю без прежних шор. Ну а думающая молодежь тянется на такие содержательные прогулки, потому что вообще, похоже, ничего толком не знает о своей истории. Но хочет знать! Поэтому большинство «не историков» на экскурсии внимали рассказам Андрея Тихонова как откровению. Для многих то, о чем он говорил, было в новинку, доступной информации об этом людям явно негде сегодня почерпнуть.
Тихонов тоже как ученый начинал в советские времена, а сегодня с явным увлечением, свободно и доступно делится фактами нашей не такой уж древней, но забытой многими истории Владимира. Историк убежден, что предавать забвению целые страницы прошлого нельзя.
Он начал с того, что обрисовал в целом периоды и виды нелегальной активности РСДРП. Она особенно развилась в годы так называемой первой русской революции 1905-1907 годов. Своих, доморощенных социал-демократов во Владимире не было. Сюда направлялись вести пропаганду и развивать сеть организаций революционеры из Москвы. Интересно, что среди сочувствовавших социал-демократам во Владимире были работники земства, например, один статистик.
- Земство было выборным, и в нем могли чаще встречаться люди, критично относившиеся к тому, что происходило в стране тогда, - полагает Роман Евстифеев, который с явным интересом присматривается к историческим примерам «революции в умах», а не в виде бунта и войны.
Арендовать большие, основательные дома (а для подпольной типографии, конспиративных встреч лучше всего подходили дома, а не квартиры, где через стенку соседи) большевики не могли по материальным соображениям, поэтому и часть этих домов уже утеряна или сохранилась плохо.
- Дома, используемые для нелегальной деятельности, - рассказывал о хитростях революционеров Андрей Тихонов, - обычно имели еще один выход - сзади. К тому же не случайно они были расположены на окраинах и у оврагов, где можно было скрыться в высоком бурьяне в случае полицейской облавы.
Во Владимире социал-демократы нелегально печатали и распространяли прокламации, вели пропаганду среди солдат, приберегали оружие. А в целом всячески пытались «мутить народ», как выразился Андрей Тихонов. Штаб-квартира специально работавшей в войсках военной организации РСДРП располагалась во флигеле за одним из домов на улице Ильинской-Покатой, а не в самом доме, как уточнил Андрей Тихонов. Осмотрев этот дом, похоже, наполовину заброшенный (тот самый флигель не сохранился), экскурсанты пошли к другому - № 1 на ул. Воровского. Там более 100 лет назад работала подпольная типография и даже проходила окружная конференция РСДРП, на которой выбирали делегатов на партийную конференцию в Лондоне.
Завершилась экскурсия буквально у помойки. На ее месте стоял дом, где располагалась подпольная штаб-квартира организации РСДРП.
Почти все здешние социал-демократы были вскоре арестованы, и о деятельности их во Владимире после 1907 года ничего не известно. Обе революции 1917 года Владимир встретил и принял спокойно. Солдаты сразу перешли на сторону Советов. Почему? Помогла пропаганда прежних лет? Или просто в тихом городе послушно выполнили указания из Центра, где власть сменилась?
- А почему революция - это обязательно кровопролитие? Возможно, необходимость перемен назрела в головах владимирцев, - рассуждает Роман Евстифеев.
А вы как думаете?