Педагог областного музыкального колледжа Наталья Бокарькова стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель России»
Добиться получения такого высокого звания было непросто. Тем более что в конкурсе приняли участие более 600 учителей музыки из всех регионов страны. Однако благодаря своей красоте и элегантности она вполне могла бы претендовать на приз за обаяние.
Наталья Бокарькова - педагог с 20-летним стажем, в областном музыкальном колледже работает с 2001 года.
- Она одна из самых одаренных и перспективных педагогов, делает быстрые шаги вперед в методическом плане, - считает старший методист колледжа Юрий Ферапонтов. ‑ У нее хорошие контакты с преподавателями и учениками. Кстати, в прошлом году Наталья Александровна получила Гран-при на Всероссийском конкурсе методических работ.
Она признается, что с детства любовь к музыке ей привили в семье. Дед играл на гитаре, родители пели, а она еще в детском саду, слушая музыкального руководителя, мечтала научиться играть на пианино. Наталья Александровна считает, что ей повезло, потому что все годы учебы ее сопровождали прекрасные преподаватели.
Сегодня в специализированной музыкальной школе она преподает интересный возрождающийся предмет - ритмику, в колледже у теоретиков ‑ методику ритмики. Дети обожают свою обаятельную учительницу и часто оговариваются, называя мамой.
Она ‑ автор учебного пособия по ритмике, предназначенного как для студентов, так и для преподавателей ДШИ (детских школ искусств) и ДМШ (детских музыкальных школ). Ее труд быстро оценили, и сразу же после того, как она выслала заявку на конкурс, ее статью «История развития ритмики в России» опубликовали в журнале «Учитель музыки». Высокий балл преподаватель получила и за видео-презентацию урока по ритмике.
- Что оценило жюри прежде всего? - спросили мы у Натальи Бокарьковой.
- Прежде всего, думаю, возрождение забытого предмета, - отвечает она. - Ведь ритмика существовала и благополучно развивалась до Октябрьской революции. Она включалась в классическое музыкальное образование. После революции был перерыв, в 1924 году все учебные заведения, в том числе институты музыки и ритма в Москве и Петербурге, к сожалению, закрыли.
Основоположником преподавания ритмики считается швейцарец Эмиль Жак Далькроз, который был знаком со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан. Из русских преподавателей ритмики курсы вели князь Сергей Волконский, бывший директор императорских театров, и Нина Александрова, работавшая в Московской консерватории. У последней учились известные дирижеры Евгений Светланов и Геннадий Рождественский.
Ритмика полезна не только для музыкантов, но и для людей многих других профессий: хореографов, актеров (у них название ритмики ‑ сценическое движение), врачей и поэтов. Потому что она способствует гармоничному развитию личности, развивает музыкальные, двигательные способности, память, координацию, волю. В Польше, кстати, ритмика до сих пор обязательный предмет в школе.
- Ритмика ‑ это отражение музыки в движении. Всех ее особенностей, выразительности. Для этого нужно ощущать музыкальную форму, научиться двигаться в пространстве. Это чем-то похоже на танец, - увлеченно рассказывает Наталья Бокарькова.
«Отражение» я наблюдаю во время занятия. Зрелище завораживает, кажется, что педагог и ученица разговаривают на каком-то своем особенном языке. Это очень интересно!
Многие ученики Натальи Александровны учатся в престижных вузах, таких как Московская консерватория им.Чайковского, Российская академия музыки им.Гнесиных, институт им.Политова-Иванова, Московский институт культуры, Нижегородская консерватория. Вот и девочка, которая так красиво кружилась в танце на уроке, Галя Шикина тоже собирается учиться дальше в консерватории. И все шансы у нее есть, поскольку в прошлом году она стала лауреатом первой степени на всероссийской олимпиаде среди студентов музыкальных училищ и колледжей как теоретик-музыковед.
Наталью Бокарькову поддерживает супруг Сергей, который также преподаватель, только по классу гитары. Он помог ей в прошлом году съездить в Вену, где Наталья Александровна участвовала в Европейском конгрессе ритмистов.
- Интересно было посмотреть, как развивается ритмика в Европе, - рассказывает Наталья Александровна. ‑ Каждая школа идет по своему пути, беря за основу единые правила, однако находя особое воплощение. Я участвовала в мастер-классах, где можно было одновременно учиться и показывать свои возможности, импровизировать движения.
Любопытно, в свободное от работы время преподаватель ритмики очень любит готовить всевозможные вкусности, что, естественно, радует мужа и друзей. Ее фирменные кулинарные шедевры - буженина по-суздальски и торт «Тирамиссу». С недавних пор увлечением стала еще и рыбалка.
После победы во всероссийском конкурсе Наталья Бокарькова узнала, что в скором времени в Москве будет воссоздана ассоциация ритмистов и что ее пригласили стать почетным членом.