А общественности так и не удалось высказать свое мнение
Многие наблюдатели предполагали, что вопрос о внесении изменений в закон об Общественной палате (ОП) области вызовет разногласия на очередном заседании Законодательного Собрания. Однако всплеск эмоций и глубина противоречий между сторонниками разных точек зрения, похоже, превзошли все ожидания.
Предыстория
вопроса
Напомним, что одним из главных признаков несовершенства закона об ОП, принятого с преодолением вето губернатора, стало затянувшееся с весны этого года формирование полного состава палаты. Пока она сформирована на две трети ‑ одна треть от ЗС, другая от губернатора. Председатель так и не избран, четкого плана работы тоже нет. Договориться о механизме выборов остальных членов ОП, казалось, смогли в рамках согласительной комиссии в начале октября. Но спустя несколько дней этот механизм был отвергнут со стороны представителей ЗС в ОП. Причина - ожидавшиеся изменения в закон об Общественной палате, которые были одобрены на комитете по законодательным предложениям и законности во главе с Евгением Рычковым.
И вот эти изменения, которые, по сути, в корне меняют принцип формирования трети ОП, когда первые две уже избраны, оказались в повестке дня вчерашнего заседания ЗС.
Возражения
Последовательные критики закона из фракции КПРФ вообще решили не признавать саму возможность принятия поправок, поскольку полагают, что закон должен быть изменен комплексно - в нем еще немало противоречий. Александр Синягин (фракция КПРФ) предложил с самого начала снять вопрос с повестки дня. Но предложение не прошло, поскольку в ЗС фракция «Единая Россия» имеет подавляющее большинство. Более того, учитываются голоса депутатов, не присутствовавших на заседании. Вчера таковых было четверо. Они, по словам председателя ЗС Владимира Киселева, оставили заявления о том, что согласны ЗАРАНЕЕ со всеми решениями, которые указаны в проектах постановлений. (Отметим, что сам Владимир Киселев под занавес заседания указал депутатам, что надо все-таки планировать командировки, учитывая план работы ЗС, который известен заранее.)
То, что обсуждение очередного вопроса об Общественной палате будет непростым, стало ясно еще до начала заседания, когда у входа в зал собралась группа общественников, которых сотрудники аппарата ЗС уверяли, что в зале не хватит мест. Назревало напряжение. Владимир Киселев в начале заседания предложил сотрудникам аппарата ЗС освободить места для представителей общественности, среди которых прошел в зал и депутат Владимирского горсовета Дмитрий Кушпита.
Проект изменений в закон об Общественной палате области представил председатель Владимирского совета народных депутатов Сергей Кругликов.
Суть изменений ‑ избрать последнюю треть ОП из муниципалитетов области, то есть формирование отдано в ведение органов местного самоуправления.
Депутаты-коммунисты Бобров, Синягин, Королев, Вязгин призывали не допускать дальнейшей политизации Общественной палаты, которая, по их мнению, если уж создана, то должна быть органом гражданского общества, а не партий. А ведь известно, что в муниципалитетах преобладают представители «Единой России».
Вновь оживился давний спор, который в итоге был прекращен большинством голосов. Многие заявляли, что члены Общественной палаты области (как это установлено в Общественной палате России) должны прекращать на время полномочий свое членство в партии. Как известно, среди назначенных от ЗС 14 членов областной Общественной палаты ‑ 13 единороссов, в том числе кадровые сотрудники аппарата партии!
В сохранении партийной принадлежности видит корень всех проблем с созданием ОП председатель фракции КПРФ в ЗС Вячеслав Королев. Но при обсуждении закона в прошлом году поправки о беспартийности членов ОП со ссылками на федеральный закон не прошли, а вчера их никто и не рассматривал.
Евгений Рычков, сообщая о поддержке изменений, поступивших от горсовета, назвал новый метод формирования «аполитичным».
Но, во-первых, за места в местных органах власти боятся политические партии. А, во-вторых, депутат Кушпита попытался рассказать, как была принята инициатива, откуда взялась эта идея во фракции «ЕР» в горсовете, сколько было против нее, в том числе среди единороссов в том же горсовете. Но слова на ЗС Кушпите не дали.
До вызова «стражи», к счастью,
не дошло
От общественности выступили только члены ОП Наталия Новожилова (выдвинута губернатором) и Юрий Чайковский (представитель ЗС).
Наталия Новожилова, реагируя на аргументы со стороны депутатов фракции «Единой России», что их партия повсеместно избирается большинством народа и потому логично, что в Общественной палате их однопартийцев много, вновь привела свою статистику.
Посчитав число проголосовавших за «Единую Россию» от общего числа избирателей, Н.Новожилова пришла к доле всего лишь в 16 процентов. Ведь до 80 процентов просто не ходят на выборы. (Кстати, такому подсчету никто не возразил.) Поэтому, считает Н.Новожилова, и появились Общественные палаты - в силу абсолютного перевеса в органах власти одной партии. А где слышать широкий голос народа?
Юрий Чайковский, как и ожидалось, поддержал инициативу, внесенную от горсовета.
Но в зале было еще немало представителей других общественных организаций. Они тоже хотели выступить. Но еще до этого Владимир Киселев поставил на голосование решение ‑ по одному выступающему от каждой стороны Общественной палаты. Быстро проголосовали «за». Но, видимо, выступившие сказали не все, что наболело у других. Они громко стали просить слова.
Но, Владимир Киселев вопрос о продолжении дискуссии с участием общественников больше не поставил. Шум в зале усилился, а уже вовсю шло электронное голосование, результат которого был предсказуем: 21 депутат плюс 4 отсутствующих «за» изменения.
Депутаты фракции КПРФ вообще отказались от участия в голосовании, считая неверной саму постановку вопроса. В ответ на упреки политических оппонентов Вячеслав Королев припомнил ту же тактику фракции «Единая Россия» в Госдуме.
Общественники, почувствовав, что их так и не услышат, продолжали волноваться и выражать это в просьбах предоставить трибуну. Владимиру Киселеву пришлось даже вспомнить про охрану. Слава богу до вызова «стражи» и вывода общественников «под белы руки» не дошло. Председатель объявил перерыв, остудивший страсти.
О решениях, принятых
без споров
Владимир Киселев назвал куда более важными, чем изменения к закону об Общественной палате, принятые единогласно решения об изменениях к закону об областном бюджете. Расходная часть бюджета вновь увеличена более чем на 5 процентов, а это более чем на полтора миллиарда рублей. Поддержат дополнительно сельское хозяйство, понесшее потери от непогоды, лесное хозяйство, ЖКХ (с учетом средств федерального фонда) и т.д. Нашли еще средств на строительство ледового дворца в Муроме и ФОКа в Юрьев-Польском.
Принят вчера и ряд других важных решений ‑ о выделении участков под индивидуальное строительство, об уполномоченном по правам ребенка во Владимирской области, об изменениях закона «О государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и других. Они поддержаны без больших споров.
И только борьба вокруг Общественной палаты так расколола депутатов.