2 ноября 2010 в 01:39

Соблюдение прав детей должно гарантировать государство

Фото: автора.
Размышления по поводу событий вокруг Боголюбовского монастыря Назрела острая необходимость и потребность в изменении регионального и федерального законодательства. Ни в одном из законов о воспитании и образовании не встречается слово «монастырь».  
Пребывание в монастыре для попавших туда по разным причинам детей должно быть узаконено с помощью существующего государственного законодательства и, кроме того, правилами самой епархии. Тогда можно будет контролировать их права, условия проживания, содержания и обучения.
Формы сотрудничества определены
В нашей области есть положительный опыт сотрудничества государства и церкви в деле воспитания детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Администрация Владимирской области и Епархиальное управление Русской православной церкви в 2006 году подписали соглашение о взаимном сотрудничестве, была узаконена новая форма сотрудничества ‑ религиозный патронат, когда дети, получая воспитание и образование в православном монастыре до совершеннолетия, остаются под опекой государства. По желанию они, оформленные по договору как воспитанники детского дома, живут на территории монастыря, участвуют в религиозной жизни, но департамент образования и органы опеки постоянно контролируют условия проживания и воспитания этих детей.
Примеры такого сотрудничества есть. Благоприятные условия сложились в православном пансионате для несовершеннолетних и престарелых «Надежда» при Свято-Троицком монастыре округа Муром. Он получил лицензию на ведение образовательной деятельности и действует как некоммерческая организация благотворительного фонда. Несколько девочек находятся на воспитании в детском доме при Свято-Успенском Княгинином монастыре. Они учатся в общеобразовательной школе № 1 и посещают занятия регентской школы при епархии. Все попали сюда по путевкам департамента образования.
Есть примеры, когда служители монастырей берут детей под опеку или в свою семью, и все это оформлено по закону. В этих случаях идет строгий контроль со стороны органов опеки и попечительства. Соблюдение прав при всех этих формах устройства детей гарантирует государство.
В монастыри часто издалека приезжают семьи с паломническими миссиями и остаются на проживание на неопределенный срок. Вот они-то вместе с детьми и оказываются без контроля, и в этом случае соблюдения прав никто не гарантирует. Необходимо регламентировать законодательно пребывание таких семей, причем на федеральном уровне.
У детей
должно быть
право выбора
Ближайший со Свято-Боголюбовским монастырем детский дом находится в Камешковском районе, и первоначально именно с ним планировалось подписать официальный договор о религиозном патронате. Однако сначала руководители монастыря оттягивали подписание, а потом и вовсе отказались от договора, обеспечивающего право на воспитание детей. Опекунами детей-сирот в монастыре являлась монахиня Георгия. Однако опеку, от которой хочется бежать, нужно снимать ‑ у детей должно быть право выбора!
Лишь после скандального побега одной из воспитанниц - Вали Перовой и работы комиссий все дети были определены в различные учреждения, которые можно контролировать. Сирот отправили в детские дома. Кого-то забрали и увезли по месту жительства родители. Большую часть детей в январе 2010 года ‑ 34 человека ‑ по заявлениям родителей определили в епархиальную школу-пансион Суздальского района. Пятерых мальчиков с нового учебного года принял кадетский корпус г. Радужного.
Каждый человек индивидуален, и право выбора должно быть у каждого. Какими бы благими ни казались намерения взрослых, они не должны «запирать» ребенка в монастыре, решая за него дальнейшую судьбу. И уж совсем необязательно всем воспитанникам монастыря становиться служителями церкви или монахинями. Пусть, получив поддержку и воспитание в детстве, благополучно продолжают жизнь в миру.
Показательна в плане выбора судьба трех сестер Перовых, попавших в монастырь и осиротевших. Старшая сестра изъявила желание добровольно остаться в стенах обители, средняя ‑ бежавшая Валя ‑ наоборот, выбрала светскую жизнь, и сейчас, достигнув совершеннолетия, учится в одном из профессиональных лицеев Владимира на кондитера. Младшая, Маша, живущая в Камешковском детском доме, утверждает, что ей комфортно, а ее позиция посередине между двумя сестрами. С одной стороны, ей близки церковные традиции и она любит ходить в храм, с другой - ей интересна светская жизнь, общение со сверстниками.
Приют закрыт, пребывание родителей с детьми в монастыре регламентировано
Сформированная по распоряжению губернатора рабочая группа, в которую вошли представители правозащитных организаций и департамента образования области, в течение недели с выездом на место занималась изучением условий обучения и воспитания бывших воспитанников Свято-Боголюбовского монастыря. Поводом послужили материалы СМИ о жестоком обращении с детьми.
Рабочая группа убедилась, что сейчас в монастыре детей нет. Архиепископ Евлогий издал распоряжение о прекращении существования детского приюта при монастыре. Кроме того, он распорядился исключить дальнейшее пребывание в монастыре в качестве трудников, трудниц и послушниц родителей с детьми. Обратился к органам опеки и попечительства Суздальского района не принимать решения об установлении опеки над несовершеннолетними гражданами из числа насельниц монастыря. Родители с детьми теперь могут пребывать в монастыре в качестве паломников не более 3-5 дней с обязательной записью в журнале посетителей. Кроме того, владыка Евлогий указал руководству монастыря на «недопустимость в области духовной миссии при общении с паломниками, тем более имеющими несовершеннолетних детей, насилия над душой, лишения свободного выбора между монашеством и богоугодной жизнью в миру как равных перед Богом в деле спасения».
Требуется вмешательство Федеральной миграционной службы
Одной из основных проблем в скандале с приютом Свято-Боголюбовского монастыря в свое время явилось отсутствие документов у детей, в том числе и оставшихся без попечения родителей: ни паспортов, ни свидетельств о рождении, ни медицинских полисов. Какое уж тут право выбора - без документов любой человек, особенно несовершеннолетний, бесправен. Дети не могли получить квалифицированную медицинскую помощь, качественное образование, а также государственные пособия и пенсию по потере кормильца. После прошлогодних разбирательств документы на детей были оформлены.
Как выяснилось, и в епархиальной школе-пансионе Суздальского района, в которой сейчас учится часть бывших воспитанников монастыря, с документами тоже не все в порядке. К примеру, трое из детей в нарушение Семейного кодекса находились здесь, по сути дела, незаконно ‑ без законного представителя и оформления необходимых документов. У одного ребенка мама живет в Челябинской области, у второго ‑ в Ростовской, у третьего нет мамы, а отец находится в одном из монастырей Ивановской области. Судьбой детей в этом случае могут распоряжаться только органы опеки, а на деле - руководители школы-пансиона.
Оказалось, что дети, попавшие в Свято-Боголюбовский монастырь, а потом в епархиальную школу-пансион, - из разных регионов страны, некоторые ‑ из других стран. И здесь, очевидно, необходимо вмешательство Федеральной миграционной службы и органов УВД. Ведь, во-первых, нужно проверить гражданство детей и законность их нахождения в России, во-вторых, восстановить порядок и контролирующую функцию органов опеки, которые обязаны следить за судьбой детей по месту жительства. Обращение по этому поводу решили подготовить члены рабочей группы.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
вчера в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…