16 ноября 2010 в 00:48

Письма из плена ищут адресатов

Более четырех лет назад увидел свет уникальный проект Министерства обороны Российской Федерации ‑ электронная объединенная база данных (ОБД) «Мемориал». За это время тысячи семей узнали о судьбах родственников, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. ОБД «Мемориал» также облегчила работу поисковым формированиям в России и за рубежом. Иногда в процессе работы с ОБД «Мемориал» встречаются просто уникальные документы, позволяющие открывать «белые пятна» той войны...  
Речь идет о письмах советских военнопленных, которые были написаны в период с 1942 по 1945 год. Их передавали в СССР по линии Международного комитета Красного Креста (МККК). Эти письма ‑ настоящая география войны. Посланные из Франции, Швеции, Финляндии, Румынии, Венгрии, Югославии и даже из Африки, они были адресованы во все уголки Советского Союза.
Историческая справка
Еще в 1918 году Советская Россия присоединилась к Гаагской конференции. Декретом Совета народных комиссаров о признании всех международных конвенций о Красном Кресте от 4 июня 1918 года было объявлено, что «международные конвенции и соглашения, касающиеся Красного Креста, признанные Россией до октября 1915-го, признаются и будут соблюдаться Советским правительством, которое сохраняет все права и прерогативы, основанные на этих конвенциях и соглашениях». В июле 1929-го в Женеве представители мирового сообщества подписали две конвенции, одна из которых - об улучшении положения раненых, вторая - о военнопленных. СССР подписал только одну из них, а именно - о положении раненых, и воздержался от подписания второй конвенции. В СССР считали, что присоединение к Женевской конвенции мало что дает, поскольку страна присоединилась к Гаагской конференции, содержащей все те же важнейшие положения, что и Женевская. Таким образом, полагали в Советском Союзе, соблюдения положений Гаагской конференции было более чем достаточно, чтобы военнопленные не подвергались издевательствам и уничтожению.
До начала Великой Отечественной войны контакты с МККК носили эпизодический характер, что во многом объяснялось признанием советского Красного Креста де-факто в 1921 году и лишь к 1928 году де-юре. Руководство СССР крайне настороженно относилось к специальным действиям МККК по недопущению к участию в обсуждениях советской делегации. В условиях начавшейся войны отношения с МККК пришлось строить почти с нуля. 8 и 23 июля 1941 года МККК заявил о готовности к обмену сведениями обеих враждовавших сторон и создал для этой цели отделение в Анкаре. 24 июля 1941 года в СССР опубликовано «положение о центральном справочном бюро при исполкоме союза общества Красного Креста и Красного Полумесяца». 27 июня того же года нарком иностранных дел В.М.Молотов от имени Советского правительства заявил о согласии с предложением МККК относительно представления сведений о военнопленных, если такие же сведения будут предоставлены воюющими с советским государством странами. В августе 1941-го СССР передает первый список германских пленных. Ответа от Германии не последовало. Со временем прогресс получается с Румынией и Венгрией.
С января 43-го идут попытки наладить для военнопленных переписку. Сейчас нет достоверных цифр, сколько писем пришло от советских военнопленных, но от венгерских и румынских с января 1943 года по декабрь 1944 года было отправлено 23534 письма и получено из-за границы 10914. Так как все переговоры СССР вел с позиций взаимности, то примерно столько же писем стоит ожидать и от советских пленных. Также с Румынией и Венгрией происходил обмен списками пленных, но эти обмены были не слишком частыми и не отражали полной картины. Но главное - Венгрия и Румыния дали гарантии по вопросам содержания пленных. Это был настоящий прорыв. С Германией этого сделать не удалось до конца войны...
Письма до адресатов так и не дошли
В электронном архиве к письмам пленных приложено письмо Исполнительного комитета Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП) СССР на имя начальника Управления по учету потерь Красной Армии генерал-майора Шавельского от 5 сентября 1946 года с формулировкой: «При этом прилагаем полученные в разное время и по разным каналам письма и материалы относительно советских военнопленных. Ввиду того, что Исполкому СОКК и КП СССР было предложено эти письма родственникам не пересылать, прошу их использовать только как материал для ваших целей ‑ учета». Вот так эти документы и попали в Центральный архив Минобороны, и уже в наши дни у пользователей ОБД «Мемориал» есть возможность ознакомиться с ними лично. Кто и почему «предложил» в те годы не извещать родственников, неизвестно.
«Шлю вам сердечный привет…»
По словам комиссара поискового отряда «Земляк», старшего государственного таможенного инспектора Владимирской таможни Евгения Агафонова ‑ а это именно он работает с письмами солдат, - всего на сегодня в ОБД обнаружено шесть архивных дел, в них 3142 отсканированные страницы писем. Почти в каждом послании - безграничное страдание и надежда на встречу после окончания войны. Среди них - семь писем наших земляков. Некоторые из них, говорит Евгений, совсем короткие, написанные рукой писаря на стандартном бланке. Другие просто невозможно читать без эмоций. Вот что, например, писал в мае 1944 года из Франции своей жене Софии Павловне Михаил Петрович Юронов из Кольчугинского района:
«…Здравствуй моя дорогая Соня. Шлю вам сердечный привет. Соня, дорогая моя дочка, Мама и все остальные… спешу сообщить, что в настоящий момент я жив… целую вас крепко-крепко… Трудностей пережил много, да был как тень загробная не знаю как остался жив. …Сейчас работа моя легкая проживаю во Франции… Соня передай привет всем по именам… целую вас всех… как узнаю адрес сообщу…» (орфография сохранена. ‑ Авт.).
Мы просим откликнуться родственников перечисленных воинов (информация воспроизведена с писем без изменения). Дополнительная информация ‑ в редакции:
1. Биндюков Иван Тих. Адресат: Биндюкова Мария Емельяновна, Ивановская обл., ст. Карабановка, ул. Садовая, д. 5.
2. Белов Павел. Адресат: Белов Иван, Ивановская обл., Юрьев-Польский р-н, село Ворогужино.
3. Гладилкин Андрей. Адресат: Гладилкина Прасковья, Ивановская обл., Курловский р-н, Парфинское п/о, д. Фомино.
4. Лапшин Федор Капит. Адресат: Лапшина Мария Андр., Ивановская обл., Селивановский р-н, д. Нечаевка, п/о Драчево.
5. Кутумов Николай. Адресат: Кутумова Александра, Ивановская обл., Суздальский р-н, село Красное.
6. Юронов Михаил (Петрович). Адресат: Юронова София Павловна, Ивановская обл., Кольчугинский р-н, д. Ульяниха, д. 21.
7. Василий Маслов. Адресат: Маслова Александра Ив., Ивановская обл., Судогодский р-н, п. Андреево, ул. Красная, д. 3.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.
сегодня в 18:59 Минсоцзащиты населения Владимирской области передало автомобиль в зону СВО
Министерство социальной защиты населения Владимирской области передало Народному фронту для отправки в зону проведения Специальной военной операции микроавтобус «Фиат Дукато», оборудованный специальными подъёмниками для…