Психоделическую комедию «Кошечка» в киноклубе «Политехник» представила искусствовед Ирина Гращенкова Кинотеатры из-за засилья в них коммерческих блокбастеров не включают в репертуар авторское кино. А оно между тем прогрессирует с каждым годом. Благодаря киноклубам, которых по всей стране остались единицы, волна талантливейших режиссеров не остается без внимания обывателя.
- Кино нужно смотреть на большом экране, - не устает повторять председатель владимирского киноклуба «Политехник» Вера Цветаева. - В Интернете сегодня многое есть, на любой вкус, но кино нужно смотреть на большом экране, с хорошим звуком. Иначе восприятие страдает.Действительно - страдает. Тут и атмосфера другая, в киноклубе. Нет поп-корна, пива, прочей еды, которая позволительна в современных кинотеатрах. Да и подбор кинокартин другой. Во время авторского кино отнюдь не хочется жевать что-либо.
В общем, в этом сезоне - осень-2010 - киноклуб «Политехник» для показа выбрал невероятно интересные и не похожие друг на друга картины таких режиссеров, как Джим Джармуш, Роман Поланский, Ален Рене... И вот наконец на днях гости киноклуба познакомились с фильмом Григория Константинопольского «Кошечка». Несколько раз сеанс откладывали, ждали приезда самого режиссера. Однако представить картину приехала из столицы искусствовед Ирина Гращенкова. Председатель Всероссийской ассоциации киноклубов и член Союза кинематографистов России, она хорошо знакома с авторским кино, а также непосредственно с режиссером «Кошечки».
- Приезжаю к вам уже не первый раз, но всегда с радостью, - приветствовала гостей киносеанса Ирина Гращенкова. - Что касается Гриши, то он совершенно точно - один из лучших клипмейкеров. В мире кино известен скорее в узких кругах. Режиссуре обучался у Ролана Быкова, который, в свою очередь, говорил всегда: «Гриша еще себя покажет»... Честно говоря, заждались. И вот в прошлом году Константинопольский снял без малого большое кино.
Кинокритики признают, что этот режиссер приходит в большое кино время от времени. Однако на редкость удачно. Сценарий к психоделической комедии «Кошечка» он написал самостоятельно. Стал также режиссером-постановщиком картины. Сам работал над подбором актеров, над костюмами. В общем, получилось полноценное авторское кино. Состоит оно из четырех монологов, небольших новелл. В них персонажи пытаются понять, кто есть кто.
- Режиссер попытался «уловить» именно философию жизни, - подчеркнула Ирина Гращенкова. - Ни эстетику, ни социологию, ни слава богу политологию... А именно философию.
Картина очень необычная. Тут невозможно угадать сценарные ходы, логику. В фильме, по сути, нет ничего, кроме актерских лиц Михаила Ефремова, Александра Стриженова, Виктора Сухорукова и Евгения Стычкина, которые предстают в неожиданных амплуа. Но все они, созданные ими персонажи, не отпускают зрителя от себя ни на минуту.
После показа картины многие остались в зале, чтобы обсудить ее с киноведом Ириной Гращенковой. Да и не только эту картину, но и в целом нынешнюю ситуацию в российском кинематографе. Разговор получился очень пестрым. Многие готовы были поделиться эмоциями и мнениями. Большинство же были просто благодарны председателю «Политехника» за то, что киноклуб процветает, что к нам приезжают гости такого ранга. Причем со стороны простых зрителей это удовольствие не стоит ничего. Вход на все киносеансы, проходящие каждый вторник в актовом зале ВлГУ, - свободный.
Кинонаграды
фильма «Кошечка»
Показ на церемонии закрытия XX Юбилейного Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи, 14 июня 2009 года. По итогам премьеры получил приглашения на несколько российских и международных фестивалей.
2009 - Приз имени Саввы Кулиша XVII фестиваля российского кино «Окно в Европу». Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России.
2009 - Специальный приз жюри «Серебряная ладья» за лучшую мужскую роль на XVII РКФ «Окно в Европу» в Выборге (Михаил Ефремов).