Жаркое лето-2010 по буйству лесных пожаров побило многолетние рекорды. Специалисты отмечают, что последний раз примерно такой разгул огненной стихии случился аж в 1972 году. Сейчас все позади. Время делать выводы. Именно этим и занимались на недавнем заседании областной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
В этом году в лесах области было зафиксировано 1178 лесных пожаров (в четыре раза больше, чем в прошлом году). Хотя «помогали» и соседи - несколько крупных пожаров пришли с сопредельных территорий Московской, Рязанской и Ивановской областей - в основном источники возгораний были «доморощенные». Где-то из-за того, что просека под высоковольтной линией электропередачи не расчищалась много лет, провис проводов вызвал пожар, где-то молния попала, где-то традиционно сами собой загорелись торфяники. Но, как выясняется, главенствует все же пресловутый «человеческий фактор» в той или иной форме. По крайней мере, как отметил начальник отдела департамента лесного хозяйства Константин Назаров, на сегодняшний день выявлено немало нарушителей противопожарной безопасности, а в отношении 12 виновников возникновения пожара до сих пор ведется дознание.Больше всего пострадали от огня национальный парк «Мещера», Меленковский и Гусь-Хрустальный районы. Причем, как оказывается, очагов возгорания было немало и в других районах, но там накал страстей до такой степени не дошел.
Директор НП «Мещера» Виктор Гуреев соглашается с тем, что противопожарными мерами на территории парка в последние годы практически не занимались - не хватало финансирования. Так называемые горельники (остатки старых пожарищ) не разбирались, противопожарные просеки не чистились. Техники, способной вести борьбу с огнем, - мизер. Как итог - этим летом на территории парка зафиксировано полсотни возгораний. Из них процентов семьдесят - именно горельники 2002-2003 годов. Кроме этого отмечены семь случаев перехода огня из Рязанской области.
Вице-губернатор Алексей Конышев, имея в виду прежде всего площадь торфяных болот, задал вопрос: «Ваш парк - пороховая бочка. Выгорела она или еще нет?». Ответ: нет еще. И вряд ли скоро «выгорит». Однако по итогам «горячего года» ряд выводов уже сделан. Парк включен в федеральную программу подтопления торфяников. Если за последние годы было подтоплено около 2 тысяч гектаров (в прошлом году силами работников парка и энтузиастов-экологов - 250 га), то уже в следующем планируют затопить 500 га. Деньги на это Министерство природопользования вроде как выделяет. Кроме того, поставлена цель оснастить парк современной пожарной техникой в более или менее достаточном объеме.
Заместитель главы Гусь-Хрустального района Вадим Жарков, анализируя ситуацию, заметил, что самым опасным был верховой пожар, пришедший из Рязанской области. Огонь охватил 6,5 тысячи гектаров. А основной угрозой для населенных пунктов стали торфяники, расположенные на землях так называемого госзапаса и в парке «Мещера» (всего около 30 тысяч гектаров). И для того чтобы в будущем ситуация не повторялась, опять-таки нужно заниматься их подтапливанием. В бюджете района на следующий год закладывается на эти цели 300-400 тысяч рублей, но этого очень мало. По крайней мере, в первую очередь займутся самыми опасными, с пожарной точки зрения, болотами. Всего же на территории района сгорели около 20 тысяч гектаров леса.
Руководство Меленковского района главным виновником того, что ситуация чуть было не вышла из-под контроля, считает местного арендатора, занимающегося лесопользованием. Как заявил первый замглавы района Андрей Пантелеев, очаги возгорания оказались в арендуемых лесах. Своими силами арендатор из-за недостатка сил и средств огонь удержать не смог. К 25 июля пожар «вырвался на свободу». Сгорела деревня Каменка. «В администрации района было введено круглосуточное дежурство, оперативный штаб заседал дважды в день», - заметил Андрей Вадимович. 29 июля сгорели поселок Южный и еще одна деревня. С огнем боролись всеми наличными средствами.
В этой связи заслуживает внимания замечание первого замглавы Собинского района Виктора Ухова (собинцы от лесных пожаров пострадали в гораздо меньшей степени): «Чем быстрее обнаруживали лесной пожар, тем быстрее его локализовывали». Это об оперативности и мониторинге ситуации.
И еще: «Снятие с должности главы района - хороший козырь в разговоре с арендатором». Так сформулировал вопрос об организации взаимодействия вице-губернатор Алексей Конышев в ответ на жалобы с мест, что с арендаторами лесов трудно наладить контакт - они-де районным властям не подчиняются.
По поводу первого замечания. Кроме Гусевского, Собинского, Меленковского районов горели и другие, к примеру, Судогодский, Ковровский, Селивановский, Камешковский. Пожаров там было не меньше, ущерб же - относительно невелик. Успевали, как правило, отследить возникновение очагов и оперативно их локализовывать. Что касается взаимодействия при борьбе с огнем, то об этом уже много сказано. Осталось все выводы воплотить в жизнь.
И, наконец, пришла пора всерьез приниматься за всестороннее оснащение пожарной техникой и средствами всех, кто так или иначе связан с лесом. По итогам года уже ясно: в 2011-м и следующих годах на это будут выделять средств в разы больше, чем прежде. Причем речь идет уже не просто о покупке новых мотопомп и тракторов, но и об организации нормальной профилактической работы: подтоплении торфяников, очистке пожарных просек, опашке «проблемных» мест и населенных пунктов, строительстве новых и очистке старых противопожарных водоемов. И даже об организации спутникового мониторинга ситуации в каждом районе области. И, судя по всему, за дело взялись серьезно.
- У нас, к сожалению, память бывает короткой, - резюмировал Алексей Конышев. - Надеюсь, те, кто пережил пожары прошлого лета, надолго их запомнят...