Если прожект по введению 60-часовой рабочей недели вряд ли имеет перспективы, то с увеличением пенсионного возраста все обстоит ровным счетом наоборот, несмотря на уверения правительства. Сторонники такого решения ссылаются на статистику, по которой у нас и так очень много пенсионеров, а с учетом старения населения работающих скоро станет меньше, чем получающих пенсии. А как же накопительное пенсионное страхование? Которое вроде бы и должно было решить эту проблему: пока ты работаешь, сам себе на будущую пенсию и копишь. Однако эта реформа провалилась, о чем говорит дефицит бюджета Пенсионного фонда, избавиться от которого не удается с самого начала пенсионной реформы.
Худая копилкаКак говаривал дежурный по стране Михаил Жванецкий, или в формуле напутали, или руки помыть забыли. Формулу, кстати, подсказал Всемирный банк. И не только нам одним. Советам этой международной организации последовали также Чили, Казахстан, Аргентина, где с рождаемостью и возобновлением населения дела обстоят традиционно лучше, чем у нас. Но сегодня и эти страны ищут выходы из пенсионного тупика.
Насчет чистых рук, в общем-то, тоже есть сомнения. Я, конечно, не финансист. Но по наивности полагаю, что работа Пенсионного фонда в том и состоит, чтобы собранные деньги пустить в оборот, заработав и на собственные нужды, и на будущую пенсию своему клиенту. Разговоры о том, что инфляция и финансовые кризисы ежегодно «съедают» из бюджета ПФР 20‑30 млрд рублей, мне тоже не очень понятны. При чем здесь инфляция? Они что там, пенсионные взносы населения в кубышку складывают? Хотя, судя по отчетам о доходности управления накопительной частью моих пенсионных отчислений, похоже, что именно так и происходит. В квитках, что приходят к нам из ПФ, доходность по средствам накопительной части пенсии близка к нулю. Так вот замечательно управляют. С такими показателями и самая маленькая инфляция ‑ страшный зверь. Проще было бы разместить эти деньги на банковском депозите, там гарантированная доходность намного выше. Понятно, что это разные финансовые инструменты. Но все-таки подобная доходность ‑ просто насмешка. И объяснение напрашивается определенное. Невольно вспоминаются крупные коррупционные скандалы, не так давно сотрясавшие ПФР.
А главное, несмотря на увещевания о необходимости личных пенсионных накоплений, никто вам не рассчитает, какой в итоге будет ваша пенсия. Впрочем, сегодня уже снова обсуждается вопрос об отказе от принудительных пенсионных накоплений.
В результате ударной работы ПФР, следовавшего курсом Всемирного банка, вдруг оказалось, что денег на пенсии нет. Одним из вариантов решения проблемы экономисты видят увеличение возраста выхода на пенсию.
Следите за руками
Когда речь заходит о пенсионных проблемах, начинается жонглирование статданными, которое сильно смахивает на игру в наперстки. Только успевай следить за руками.
Треть населения страны до пенсии не доживает. Средняя продолжительность жизни мужчин и вовсе 59 лет, при том, что выходят на пенсию они в 60.
Что вы, что вы - парируют сторонники повышения пенсионного возраста. Все не так. Забываете, мол, что треть граждан имеет право на досрочное оформление пенсий, а средний возраст выхода на пенсию, учитывая молодых пенсионеров, ‑ 54 года.
Хорошо. Давайте рассуждать логически. Молодые пенсионеры - это в основном сотрудники силовых структур и работники опасных производств. Оформив пенсию, они обычно продолжают активно трудиться. Отчисляя со своей зарплаты пенсионные взносы. Так что, можно сказать, сами же свою пенсию обеспечивают. Не такая уж великая нагрузка на бюджет получается. К слову, работают на пенсии не только «досрочники». Нормально прожить на то пособие, что называется пенсией, просто нельзя.
И снова находятся контраргументы. Срок дожития (есть такой нехороший, нечеловечный термин у экономистов) у нас слишком большой. Те, кто доживает в наших условиях до пенсии, оказываются такими выносливыми, что, несмотря на мизерное пособие, и сами знаете какое медицинское обслуживание, живут чересчур долго. Наши мужчины пребывают на пенсии в среднем 15 лет, а женщины так и вовсе 25.
Но ведь доживают далеко не все?
Между тем вопрос об увеличении пенсионного возраста практически решен. К этой теме законодатели вернутся сразу после выборов 2012 года. Тем более что страны Евросоюза тоже пошли по этому пути, хотя у них возможностей для проведения серьезной социальной политики в разы больше: производительность труда в Европе иная. И на этот прецедент также ссылаются сторонники «жесткой» линии. Забывая, что и расходы на пенсионеров в Европе совершенно другие. Недаром на Западе пенсионный возраст называют «золотым временем». Их старики не только не экономят на самых необходимых вещах, но и заполонили курорты всего мира. Даже после повышения пенсионного возраста вряд ли наши пенсионеры смогут рассчитывать на подобный уровень жизни.
Поэтому, наверное, не стоит ждать у нас таких же массовых волнений, что прошли во Франции. Им-то есть что терять, а для наших пожилых сограждан отсрочка пенсии ‑ не всегда зло. Иногда это - возможность на законных основаниях продлить трудовой стаж и еще пару-тройку лет получать зарплату, а не подачку на «дожитие».
За и против
Берут на работу людей старших возрастов, между тем, не особо охотно. Нет интереса у работодателей вкладываться в их обучение и адаптацию без уверенности, что они проработают достаточно долго, чтобы оправдать эти вложения.
- Хотя однозначно говорить, что людям пенсионного и предпенсионного возраста найти работу невозможно, нельзя, - рассуждает заместитель директора департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области Елена Целяпина. - Мы трудоустраиваем почти половину соискателей предпенсионного возраста. Сложность в том, что им труднее адаптироваться к изменяющимся условиям, осваивать компьютер, другие новые технологии.
Специалисту высокой квалификации найти хорошие условия труда несложно даже в преклонном возрасте. А психологи так и вовсе считают, что повышение пенсионного возраста нельзя оценивать однозначно негативно.
- Есть такая наука ‑ акмеология, которая занимается проблемами восхождения на высшие ступени профессионализма, - рассказывает Ирина Плаксина. - Так вот, эта наука подтверждает, что профессиональное долголетие позволяет сохранить ясность ума и активность до глубокой старости. Но здесь есть очень важный момент: все это относится только к тем случаям, когда профессия любима и интересна.
Впрочем, противников повышения пенсионного возраста тоже хватает. В том числе и среди экономистов. Они уверены, что проблему стоит решать иным путем. Повышая производительность труда, создавая условия для роста рождаемости, а также улучшая управление пенсионными сбережениями.
Однако даже наведением порядка в управленческих структурах Пенсионного фонда проблему не решить. Менять необходимо всю управленческую систему в стране. Сегодня чиновников на душу населения в России приходится больше, чем было их в СССР с его тотальным планированием и контролем. Причем после каждого сокращения их становится только больше. Один с плошкой, семеро с ложкой, похоже, становится точной формулой нашей общественно-экономической жизни. Естественно, что бюджетный «Боливар» не в состоянии вытянуть всех: и чиновников, и бюджетников, и пенсионеров. Кем-то придется жертвовать. Догадайтесь, кем?
«Сюрпризы» еще будут
Между прочим, на третьем ежегодном российском пенсионном форуме обсуждалось не только поднятие возраста выхода на пенсию по старости. Новый виток пенсионной реформы может оказаться намного болезненнее. Вполне вероятно, что правительство вернется к рассмотрению «замороженного» в начале нулевых закона, резко уменьшающего основания для досрочного выхода на пенсию. Сейчас «досрочники» обходятся государству в 400 млрд рублей в год. Особое недовольство у казенных финансистов вызывает необходимость доплачивать работникам опасных производств. И стоит признать, что основания к пересмотру взаимоотношений государства и этой категории граждан есть. Если раньше подобные предприятия находились в госсобственности, то сейчас ‑ в руках частников. Частник получает прибыль, он же, а не государство, и должен предоставлять дополнительные соцгарантии своим работникам. Начинаем готовиться к отмене и этих пенсионных льгот. А еще на этом форуме многие эксперты говорили о том, что даже повышение пенсионного возраста решит проблему лишь на короткий период, и указывали на необходимость увеличения пенсионных отчислений. Даже тех 26%, что все предприниматели начнут отчислять в Пенсионный фонд со следующего года, по мнению экспертов, недостаточно. По мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, чтобы сохранить сегодняшний коэффициент замещения пенсий (40% от средней заработной платы по стране), расчетная ставка пенсионных взносов должна с 2013 года расти на 5% за каждые пять лет. По всей видимости, работодателей тоже ждут сюрпризы от ПФР.