30 ноября 2010 в 01:05

Интернет наступает, но газеты еще поживут

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА.
Над способами завоевания читательских симпатий и выживания бумажной прессы в новых условиях задумались газетчики нашей области с подачи московских коллег. Семинар под названием «Региональная пресса Владимирской области: проблема резапуска» проходил в течение двух дней на минувшей неделе в здании областной администрации.  
Семинар вела бригада экспертов во главе с президентом Фонда развития информационной политики (ФРИП) Светланой Колесник. Москвичи, но в отличие от некоторых прекрасно знающие, что жизнь за МКАДом есть. И более того, они по всей стране собирают лучший и самый разнообразный опыт развития местных газет, телевидения, интернет-сайтов и делятся с коллегами в рамках вот таких семинаров.
Среди лекторов были журналисты, соединяющие навыки практиков и теоретиков. Например, о содержательной модели издания говорил Александр Колесниченко, редактор отдела «Общество» газеты «Новые известия». Об эффективном дизайне современной прессы с обилием примеров верстки газет рассказывал редактор газеты «Московская правда» Владимир Скоробогатько. Оба этих столичных газетчика являются преподавателями журналистики в московских же вузах.
Две большие темы - о модернизации редакционного менеджмента и об учете запросов читателей при подготовке журналистских материалов - раскрыл секретарь Союза журналистов России, редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин. У него большой опыт руководства местными газетами, широкие познания о развитии немецкой, скандинавской и американской прессы. А ведь проблемы бумажной прессы - всемирные!
Так что организаторы семинара из областного комитета общественных связей и СМИ во главе с Ларисой Михеевой в очередной раз выбрали экспертов, вполне достойных, чтобы поделиться с нами передовым опытом развития газетного дела.
Подходы
Масса интересного фактического материала узкопрофессионального свойства ‑ о том, как лучше делать местные газеты и сайты, - была преподана за два дня семинара. Но для наших читателей, пожалуй, интереснее основные подходы деятелей Фонда развития информационной политики к ситуации в медиа-пространстве. А они были изложены в заглавном выступлении президента ФРИП Светланы Колесник.
Итак, Интернет и другие современные технологии наступают, и уже встает вопрос: когда умрут газеты? Американцы даже называют дату - 2025 год. Однако представители ФРИП не признают столь короткого срока, оставшегося газетам.
Из своего опыта общения «в верхах» Светлана Колесник привела немало примеров, когда московский бомонд уже призывает отказываться от бумажных СМИ. Эти идеи звучат в ток-шоу и других программах по телевидению, возможно, влияют на власть имущих.
Действительно, Интернет отнимает читателей у бумажной прессы. И одно из главных его «конкурентных преимуществ», по мнению специалистов ФРИП, ‑ разрушение привычки платить за информацию. Ведь газеты надо покупать, а в Интернете доступны сразу сотни тех же газет в электронном виде, а еще видеосюжеты и многое другое. Конечно, бесплатность - иллюзия, потому что надо купить компьютер и выход в Интернет. Но факт остается фактом ‑ эта иллюзия действует на людей.
Еще одно негативное для газет явление ‑ снижение привычки к чтению у россиян вообще, особенно у молодых. Читатели газет в среднем «стареют» - молодежь все реже воспринимает газеты как источник информации.
Но у традиционной прессы есть и плюсы. Публикация и фотография в бумажной газете более престижны и весомы. Ведь в Интернете написать что-то и разместить сотни своих фото может любой проходимец. А газета ‑ это все-таки отбор материала. Чтение газеты все еще является признаком ума, образованности, основательности.
А главное, считает Светлана Колесник, «многим людям, которые не живут в мегаполисе и не владеют журналистскими навыками, нужна структурированная информация, которую может давать именно газета».
И правда, не всем под силу находить информацию по десяткам и сотням сайтов и блогов в Интернете. Да и доступность Интернета в провинции не так уж широка. Вероятно, переоценка возможностей Всемирной сети привела к провалам ряда тех российских изданий, которые перешли полностью в Интернет.
На стороне районной, городской прессы еще и то преимущество, что федеральные издания не могут подробно и регулярно писать о происходящем, скажем, в Суздале или Гусь-Хрустальном районе.
Но часто местные газеты уже в силу малочисленности населения района или города, а значит, и тиража не могут выжить без поддержки из бюджетов различных уровней. Позиция ФРИП заключается в том, что это социальная функция и властям нельзя от нее отказываться.
Спасибо за науку
Исходя из этих подходов и проходил семинар. Редакторам СМИ нашего региона стало в итоге ясно, зачем и как надо создавать сайт издания, как усилить с его помощью позиции газеты. Много полезного говорили о том, чем отличается подача материала в печатной версии и в Интернете, чем привлечь сегодня рекламодателя, молодого читателя и т.д.
Слушателям семинара иной раз было неприятно, когда ошибки в подготовке и подаче материалов разбирали на примере их газет. Но способные к работе в новых условиях редакторы и люди других газетных специальностей в итоге благодарили московских коллег за науку, информацию к размышлению и убежденность в долгом будущем газет.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:02 На профильную смену в «Олимпе» приехали 320 активистов Движения Первых
В спортивно-оздоровительном центре «Олимп» завершилась региональная профильная смена Движения «Время Первых: Данко», которая объединила 320 активистов со всей Владимирской области. В течение 18 дней ребята прокачивали св…
вчера в 18:39 Владимирские врачи спасли малыша с гемолитической болезнью новорожденного
Врачи-неонатологи ОДКБ диагностировали у маленького пациента гемолитическую болезнь новорожденного. Редкий фактор крови матери (по системе Kell) стал причиной развития болезни. Это внутриутробный иммунологический конфлик…